logo
учебник елисеев

3.3. Краткая характеристика приложений

к Чикагской конвенции

Как отмечалось ранее, все процедуры оценки деятельности авиационных компаний базируются на установлении соответствия выполнения полетов, всех видов обеспечения полетов и пр. приложениям Чикагской конвенции.

Принятые Советом ИКАО Стандарты и Рекомендуемая практика по предмету регулирования сгруппированы в 18 приложениях к Чикагской конвенции. Приложения содержат принятые и вступившие в силу Стандарты и Рекомендуемую практику, Добавления, которые являются частью изложенных правил, и определения терминов, используемых в приложениях. Эти термины, не имея самостоятельного юридического статуса, позволяют единообразно трактовать материал, изложенный в приложениях.

Приложение 1. "Требования к личному составу гражданской авиации при выдаче свидетельств". Определяются требования к квалификации, необходимые для получения свидетельств членов экипажа воздушного судна и наземного персонала, а также устанавливаются медицинские требования для получения этих свидетельств (например, командир корабля - до 60 лет, штурман - без ограничений).

Приложение 2. "Правила полетов". Определяет общие правила полетов в целях обеспечения их безопасности, правила визуальных полетов, правила полетов по приборам.

Приложение 3. "Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации". Определяет требования к метеорологическому обслуживанию международной аэронавигации и органам, обеспечивающим это обслуживание.

Приложение 4. "Аэронавигационные карты". Определяет требования к аэронавигационным картам, необходимым для выполнения международных полетов воздушных судов.

Приложение 5. "Единицы измерения, подлежащие использованию в воздушных и наземных операциях". Определяет размерность единиц, используемых в двухсторонней связи воздушных судов с землей. В этом приложении приводится таблица единиц измерения (3 системы), используемых в ИКАО.

Приложение 6. "Эксплуатация воздушных судов". Определяются минимальные требования к выполнению полетов при регулярном и нерегулярном международном воздушном сообщении, а также по производству любых полетов авиации общего назначения (за исключением выполнения авиационных специальных работ), обязанности командира воздушного судна.

- Часть I. "Международный коммерческий воздушный транспорт".

- Часть II. "Международная авиация общего назначения".

- Часть III. "Международные полеты вертолетов".

Приложение 7. "Государственные и регистрационные знаки воздушных судов". Определяются минимальные требования к маркировке для указания принадлежности и регистрационных знаков воздушных судов, а также порядок регистрации и выдачи свидетельств на воздушные суда.

Приложение 8. "Летная годность воздушных судов". Определяет минимальный уровень летной годности воздушных судов, который необходим для признания государствами - членами ИКАО сертификатов летной годности других государств, воздушные суда которых выполняют полеты над территорией этих государств или над их территориальными водами, а также единую форму выдачи сертификатов и проведения инспекций.

Приложение 9. "Упрощение формальностей при международных воздушных перевозках". Определяет требования в отношении паспортно-визового и санитарно-карантинного контроля, таможенных формальностей, формальностей при въезде, выезде и транзите пассажиров, а также оформления порядка прибытия и убытия воздушных судов.

Приложение 10. "Авиационная электросвязь". Определяет требования к посадочным и трассовым радионавигационным средствам, а также рассматривает системы связи и порядок использования радиочастот.

- Том I. "Средства связи".

а) Часть 1. "Оборудование и системы".

б) Часть 2. "Распределение радиочастот".

- Том II. "Процедуры связи".

Приложение 11. "Обслуживание воздушного движения". Определяет общие требования к обслуживанию воздушного движения, виды обслуживания воздушного движения, требования к диспетчерскому и полетно-информативному обслуживанию воздушного движения, аварийному оповещению, к делению воздушного пространства на верхнее и нижнее, потребности в средствах связи и каналах, объему метеорологической информации, порядку обозначения воздушных трасс, маршрутов входов и выходов.

Приложение 12. "Поиск и спасание". Устанавливает принципы создания и работы служб поиска и спасания Договаривающегося государства, а также организации взаимодействия с аналогичными службами соседних государств, порядок и сигналы, оформление документов, права и обязанности должностных лиц при проведении поиска.

Приложение 13. "Расследование летных происшествий". Устанавливает общие принципы расследования авиационных происшествий, ответственности и обязанности государств в отношении проведения расследования и предоставления информации об авиационных происшествиях, состав комиссий, их полномочия, порядок составления отчетов о расследовании.

Приложение 14. "Аэродромы". Содержит стандарты и рекомендации, определяющие требования к физическим характеристикам аэродромов и оборудованию, которое должно быть обеспечено на аэродромах, используемых для международного воздушного сообщения.

Приложение 15. "Службы аэронавигационной информации". Определяет общие требования к аэронавигационной информации, формам ее предоставления и функциям органов, обеспечивающих ее.

Приложение 16. "Охрана окружающей среды".

- Том I. "Авиационный шум". Устанавливаются общие требования к максимально допустимому уровню авиационных шумов при сертифицировании воздушных судов по шуму, условия выдачи сертификатов летной годности, излагаются эксплуатационные методы снижения шума.

- Том II. "Эмиссия авиационных двигателей". Устанавливаются нормы и требования по вопросам авиационного топлива при сертифицировании авиационных двигателей по эмиссии СО и другие необходимые технические условия.

Приложение 17. "Защита Международной гражданской авиации от актов незаконного вторжения". Устанавливает стандарты и рекомендации в отношении административных и организационных мер пресечения актов незаконного вторжения.

Приложение 18. "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху". Дана классификация опасных грузов. Устанавливаются ограничения по перевозке опасных грузов по воздуху, требования к их упаковке и маркировке, обязанности грузоотправителя и перевозчика.

Контрольные вопросы и задания

Вопросы на семинарское занятие:

1. Современная концепция безопасности полетов.

2. Современные подходы и методы оценки деятельности авиационных компаний.

3. Краткая характеристика приложений к Чикагской конвенции.

4. Правовое обеспечение деятельности системы IOSA. Предпосылки возникновения программы SAFA.

5. Оценка безопасности иностранных воздушных судов.

Литература

1. Материалы 37 Ассамблеи ИКАО. Сентябрь - октябрь 2010 г.

2. Doc. 8335. Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора. ИКАО, 2001.

3. Doc. 9735. Руководство по проведению проверок, организации контроля за обеспечением безопасности полетов. ИКАО, 2000.

4. Doc 9859/AN460. Руководство по управлению безопасностью полетов, 2009.

5. Руководство по стандартам IOSA, 2007.

6. Проект ИКАО-МАК RER/01/901. Типовые правила выдачи свидетельств авиационному персоналу (для стран СНГ), 2005.

7. Право Европейского союза: Учебник для вузов / Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юристъ, 2003.

8. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ в действующей редакции.

9. Елисеев Б.П., Свиркин В.А. Правовое обеспечение оценки безопасной деятельности авиационных компаний в условиях рынка // Транспортное право. 2008. N 4.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья В.А. Свиркина "Правовые основы управления безопасностью полетов" включена в информационный банк согласно публикации - "Транспортное право", 2009, N 1.

10. Свиркин В.А. Правовые основы управления безопасностью полетов // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества: Доклад на междунар. научн.-техн. конференции, 22 - 23 апреля 2008 г.