logo
учебник елисеев

1.3.2. Реализация норм воздушного права

Норма воздушного права по своему содержанию носит общий характер. Она не предполагает конкретных исполнителей, рассчитана на многократное применение.

В процессе реализации норм воздушного права происходит сообразование поведения субъектов правоотношений с правилами, изложенными в правовой норме. Так, норма воздушного права реализуется при правомерном поведении авиационного персонала, проводящего обеспечение, подготовку и выполнение полетов гражданских воздушных судов, т.е. такого поведения, которое сообразуется с нормами воздушного законодательства.

Можно выделить четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение норм воздушного права означает воздержание от действий, отнесенных воздушным законодательством к разряду запрещенных. Так, например, пункт 1.9 ФАП "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов" прямо запрещает осуществление деятельности по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных линиях Российской Федерации без сертификата соответствия или с нарушением порядка, установленного этими Федеральными авиационными правилами.

Исполнение норм воздушного права предусматривает обязательное совершение определенных, предписанных этими нормами действий или выполнение конкретных обязанностей. Так, например, в Федеральных авиационных правилах "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" определен конкретный набор действий, которые должен выполнить экипаж воздушного судна в процессе предполетной подготовки.

Использование норм воздушного права предлагает реализацию конкретными лицами своих прав. Например, предоставляя услуги и льготы пассажирам гражданских воздушных судов (ГВС) (статья 106 ВК РФ), законодатель определяет права пассажира, которыми он может воспользоваться, а может и не воспользоваться.

Самостоятельным видом реализации норм воздушного права является применение. Эта форма реализации норм воздушного права имеет место в процессе властной деятельности должностных лиц, которая состоит в применении общего правила к конкретному случаю и издании актов применения.

В последнее время процедура реализации в виде применения норм воздушного права стала потребностью не только руководителей, которые обладают правом издания актов применения.

Все лица, относящиеся к авиационному персоналу (имеющие специальную подготовку и соответствующие сертификаты или свидетельства), должны также уметь оценивать правомерность принимаемых и реализуемых на практике решений по схеме применения норм воздушного права. В случае неадекватного решения в рамках занимаемой ниши они несут полную юридическую ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Процесс применения состоит из определенных стадий, предусматривающих совершение должностными лицами ряда необходимых действий:

1. Изучение и анализ фактических обстоятельств дела и отыскание правовой нормы для применения к конкретному случаю.

2. Установление пределов действия выбранной нормы воздушного права.

3. Проведение толкования правовой нормы.

4. Принятие решения путем вынесения актов применения.

При прохождении первой стадии достаточно важным является определение категории рассматриваемых фактов, так как нормы воздушного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений только с обстоятельствами, носящими характер юридических фактов. Неюридические факты, соответственно, не урегулированы нормами воздушного права и не порождают никаких правовых последствий.

Так, например, перерыв в летной работе менее 30 календарных дней для командиров воздушных судов при допуске к самостоятельным полетам не является юридическим фактом, так как не влечет никаких правовых последствий. Напротив, перерыв более 30 календарных дней является юридическим фактом, так как для допуска к самостоятельным полетам требуется проведение соответствующих тренировок и проверок.

Юридические факты могут иметь характер юридических событий и юридических действий.

В первом случае воздушное законодательство связывает событие с возникновением определенных правовых последствий. Так, при достижении определенного налета, стажа и пр. второй пилот воздушного судна вправе вводиться в строй в качестве командира.

Во втором случае правовые последствия возникают по воле самих носителей прав и обязанностей. Довольно часто для возникновения определенных прав и обязанностей необходима совокупность юридических фактов (юридический состав). Например, при отборе и переучивании летного состава на новые типы воздушных судов предъявляется целый набор конкретных требований (образование, налет, класс и пр.), которые, по сути, являются юридическими фактами.

Установление пределов действия правовой нормы предполагает в последующем как минимум установление ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Пределы действия во времени ограничены моментом, с которого начинает действовать правовая норма, и моментом, с которого она теряет свою юридическую силу. Срок принятия закона не всегда совпадает с моментом вступления в силу. Например, Воздушный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 19.02.1997, одобрен Советом Федерации 05.03.1997, подписан Президентом РФ 19.03.1997, а вступил в силу с 1 апреля 1997 года.

Разница между временем принятия нормативного правового акта и моментом вступления его в силу может быть весьма значительна. Так, Федеральный закон "О транспортной безопасности" был принят Государственной Думой 19 января 2007 года, одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 года, подписан Президентом 9 февраля 2007 года, а вступил в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования - 14 февраля 2007 года.

Если в акте не указывается срок ввода его в действие, то реализуется общеустановленный порядок, определенный Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763.

Приказы, инструкции, указания уполномоченного органа в области гражданской авиации и другие ведомственные нормативные правовые акты вступают в силу либо с момента его подписания (утверждения), либо с момента, указанного в нормативном правовом акте, либо с момента его доведения до исполнителя (наиболее важных - под роспись).

Учитывая значимость акта для обеспечения безопасности полетов гражданской авиации, иногда определяются особые условия ввода его в действие, которые предусматривают:

- изучение документа во всех службах, обеспечивающих и выполняющих полеты;

- сдачу специальных зачетов;

- оформление контрольных листов-обязательств авиационного персонала.

Прекращается действие нормативного правового акта с момента его официальной отмены либо с момента вступления в силу последующего акта той же или высшей юридической силы, либо истечением срока, на который он был издан.

При издании документов, противоречащих друг другу, действует общий принцип для документов одного уровня - более поздний отменяет более ранний.

В общем случае нормативные акты применяются к тем действиям, которые имели место после вступления закона в силу, и не распространяются на ситуации, имевшие место до этого момента. Обратная сила может быть придана акту в связи с конкретным случаем, прямо указанным в законе, либо в случае устранения или смягчения наказания или улучшения положения участников правоотношений.

Действие нормы воздушного права в пространстве зависит от того, каким органом она была принята. Норма, принятая федеральным органом, действует на всей территории Российской Федерации, акты органов субъектов России - на территории соответствующего субъекта.

Иногда норма права может распространять свое действие на конкретную указанную в ней территорию, например районы крайнего Севера, район Антарктиды, контролируемую зону аэропорта (КЗА) и пр.

Воздушный кодекс Российской Федерации распространяет свое действие на всю гражданскую авиацию в пределах России и на все гражданские воздушные суда России, находящиеся за ее пределами, если положения этого Кодекса не противоречат законам страны пребывания.

Круг лиц, на которых распространяется действие того или иного нормативного правового акта, зависит от назначения и содержания акта. Иногда указанный круг лиц прямо оговаривается в законе или достаточно четко очерчивается его содержанием.

Акты специально уполномоченного органа в области гражданской авиации и других подчиненных ему подразделений обязательны, как правило, для подчиненных им органов, авиапредприятий, аэропортов, учреждений и т.д.

При установлении пределов действия нормы воздушного права представляется важным проведение анализа правовой нормы с позиции низшей и высшей критики.

В первом случае производится анализ нормы на предмет наличия изменений и дополнений. Особенно важна реализация этой позиции в нормах, регулирующих летную эксплуатацию гражданских воздушных судов. Учитывая жесткий регламент правил выполнения и обеспечения полетов, значительно возрастает цена каждой ошибки персонала гражданской авиации (особенно летного состава) в случае пробелов, двоякого понимания и пр. По ряду направлений (особенно по летной эксплуатации воздушных судов) постоянно идут новые технические изложения, дополнения, полученные, как правило, в результате расследования авиационных происшествий и инцидентов, которые должны обязательно учитываться в процессе практической деятельности авиационного персонала.

Анализ нормы на предмет соответствия нормам высших органов государственной власти представляет собой работу, связанную с "высшей" критикой действующих норм права. В случае расхождения между нормами права различных по уровню документов, например федеральных авиационных правил и постановления Правительства, действует норма высшего по статусу документа - постановления Правительства Российской Федерации.

В целях правильного применения норм воздушного законодательства производится уяснение ее смысла и содержания, т.е. толкование правовой нормы. На практике пользуются различными приемами толкования: грамматическим, логическим, систематическим, историческим и т.д.

Под грамматическим толкованием понимается уяснение смысла содержания правовой нормы путем анализа ее текста, отдельных слов и выражений, применяемых законодателем, построения предложений и т.д.

Для воздушного права характерно использование специальной терминологии, определений, применяемых при эксплуатации воздушного транспорта, например, безопасность полетов, авиационная безопасность, высота принятия решения, минимум воздушного судна, минимум командира воздушного судна и т.д. Отсюда возникает важность грамматического толкования каждой нормы воздушного права.

Грамматическое толкование специальных терминов приводится, как правило, в ведомственных актах воздушного права. В отдельных статьях Воздушного кодекса Российской Федерации дается буквальное толкование наиболее важных специальных понятий: авиационный персонал (статья 52), воздушное судно (статья 32), экипаж (статья 56), командир воздушного судна (статья 57) и т.д.

Выделение в отдельную главу нормативных правовых актов уполномоченного органа в области гражданской авиации (ФАП, Авиационные правила (АП) и др.) специфических понятий, терминов и определений стало постоянной практикой.

Логическое толкование предусматривает уяснение смысла акта, логики, которой руководствовался законодатель при формировании той или иной нормы права. Иногда при уяснении положений воздушного законодательства возникает необходимость официального разъяснения содержания нормы и применения ее на практике. Правом такого официального разъяснения обладает государственный орган или лицо, издавшие этот нормативный правовой акт, либо специально уполномоченные на это официальные органы.

При систематическом толковании актов воздушного права происходит уяснение смысла содержания акта посредством сопоставления исследуемой нормы с другими нормами по этому вопросу. С этой целью изучается вся система документов по рассматриваемой проблеме.

Последнее время достаточно важным представляется не только сопоставление с нормами отечественного воздушного законодательства, но и с нормами международного воздушного права, которые обладают приоритетом в части их применения (статья 3 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Учитывая динамику развития гражданской авиации России, ориентацию на международные правила и договоры, последнее время приобретает все большее значение историческое толкование. Историческое толкование предполагает обращение к тому периоду, когда этот акт принимался. Это дает возможность оценить необходимость принятия нормативного правового акта, определить динамику его развития, соответствие требованиям сегодняшнего дня.

Правоприменительная деятельность завершается посредством принятия специальных актов применения права, отличительная особенность которых (против нормативных актов) состоит в том, что они рассчитаны на конкретные, строго определенные случаи, связанные с эксплуатацией воздушного транспорта. Любой акт применения, так же как норма права, представляет собой властное предписание и носит государственно-обязательный характер.

Акты применения норм воздушного права реализуются в виде приказов, предписаний, указаний и пр. Они порождают у отдельных лиц конкретные права и обязанности либо влекут применение к ним определенных санкций.

Так, издание индивидуальных актов применения по случаям авиационных происшествий и инцидентов, нарушениям установленных правил полетов, эксплуатации воздушного транспорта или по конкретным лицам, нарушившим нормы воздушного законодательства, является примером актов индивидуального ненормативного характера, реализующих на практике правила, выраженные в правовых нормах.