1.3.1. Нормы воздушного права, структура норм
Правовое регулирование деятельности гражданской авиации предусматривает регламентирование всех видов правоотношений, возникающих в процессе эксплуатации воздушного транспорта. Юридической основой такого регулирования являются нормы воздушного права.
"Норма" (лат.) означает правило, образец, точное предписание. Являясь первичной (исходной) ячейкой вообще и воздушного права в частности, правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения в тех или иных однотипных ситуациях. Государство устанавливает определенные критерии, меру поведения людей и в необходимых случаях дает оценку этому поведению в соответствии с определенными в нормах правилами поведения.
Обладая, в отличие от других социальных норм, государственно-обязательным характером, правовая норма определяет рамки возможного и должного поведения, условия, при которых она применяется, и последствия несоблюдения изложенного в норме правила.
Указанные обстоятельства определяют в конечном итоге структуру любой нормы воздушного права, каждая из составляющих частей которой (гипотеза, диспозиция, санкция) дает ответ на поставленные выше вопросы.
В гипотезе нормы воздушного права определены конкретные условия, при возникновении которых она может применяться.
Так, например, в статье 60 Воздушного кодекса РФ прямо определено, что "командир воздушного судна (КВС), принявший сигнал бедствия от другого воздушного судна, морского судна или судна внутреннего плавания, а также обнаруживший судно, терпящее или потерпевшее бедствие, зону экологического бедствия либо находящихся в опасности людей, обязан оказать помощь, если это не сопряжено с опасностью для вверенного ему воздушного судна, пассажиров и экипажа, отметить на карте место (зону) бедствия и сообщить об этом соответствующему органу обслуживания воздушного движения (управления полетами)".
Основываясь на данной норме права, КВС должен совершить определенные действия только при наличии следующих условий: "...при принятии сигнала бедствия... либо в случае обнаружения судна, терпящего или потерпевшего бедствие..." и только в том случае, если "...это не сопряжено с опасностью для вверенного ему воздушного судна, пассажиров и экипажа".
Диспозиция является основным элементом правовой нормы. В ней изложено само правило поведения, определены права и обязанности участников этого правоотношения.
Так, в диспозиции рассматриваемой нормы воздушного права устанавливается необходимость совершить КВС определенные действия: оказать помощь, отметить на карте зону бедствия, сообщить о факте бедствия и т.д. Указанные действия командир воздушного судна обязан совершить при наличии тех условий (гипотезы), которые были рассмотрены выше.
Санкция представляет собой указание на неблагоприятные для нарушителя последствия, которые могут наступить в случае нарушения предписания правовой нормы.
В зависимости от последствий за несоблюдение рассмотренной нормы Воздушного кодекса могут наступить дисциплинарная (Трудовой кодекс Российской Федерации), административная (Кодекс РФ об административных правонарушениях) или уголовная ответственность (Уголовный кодекс (УК) Российской Федерации).
Для воздушного права характерно то обстоятельство, что составные части правовых норм, как правило, зафиксированы в различных местах. Гипотеза и диспозиция часто совмещаются, а санкция может быть вообще отделена и представлена в другой норме или даже ином нормативном правовом акте.
В большинстве случаев в нормах воздушного права в прямом виде не зафиксирована возможность применения санкций за нарушения воздушного законодательства. В статье 4 Воздушного кодекса РФ определена стратегия применения санкций за нарушения действующих правил. "Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Наличие в явном виде всех трех составных частей нормы воздушного права (гипотезы, диспозиции и санкции) характерно для Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, статья 263 УК РФ предусматривает различные санкции за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации на воздушном транспорте в зависимости от последствий этого нарушения (различные гипотезы).
В указанной статье правило поведения (диспозиция) одно - соблюдай действующие правила движения и эксплуатации.
Статья 263 УК РФ содержит три нормы права, каждая из которых имеет одинаковую диспозицию, различные гипотезы и, соответственно, различные санкции.
Умение находить элементы нормы воздушного права является необходимым условием правильного понимания смысла этой нормы и, соответственно, правильного ее применения на практике.
Нормы воздушного права излагаются в отдельных статьях правовых актов. Статья может содержать несколько правовых норм, либо, наоборот, одна норма может быть представлена в нескольких статьях нормативного правового акта.
В зависимости от характера, регулирующего воздействия, нормы воздушного права делятся на императивные (повелительные) и диспозитивные (восполнительные).
Императивные нормы содержат категорическое предписание, не допускающее отклонений от изложенных в норме требований. Такие нормы находят применение обычно при регулировании вопросов, влияющих на безопасность полетов. Так, например, пункт 7 ФАП "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава..." определяет запрет на выполнение профессиональных обязанностей авиационным персоналом без медицинского заключения или с истекшим сроком действия медицинского заключения.
Примером императивной нормы воздушного права может служить также статья 132 Воздушного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что "страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей является обязательным". При этом устанавливается минимум страховой суммы на каждого члена экипажа воздушного судна.
Диспозитивные нормы дают возможность регулировать вопросы самостоятельно, с учетом конкретной обстановки, позволяют выбирать наиболее предпочтительный вариант поведения. Так, Правила предполетного досмотра пассажиров устанавливают, что в случае обнаружения предметов и веществ, запрещенных к воздушной перевозке в пассажирской кабине (если эти предметы и вещества не изъяты из гражданского оборота), пассажирам предлагается реализовать один из следующих вариантов:
- передать предмет провожающим;
- сдать предмет в багаж;
- сдать на временное хранение.
Учитывая многообразие ситуаций, возникающих при эксплуатации воздушного транспорта, особенно при выполнении полетов, воздушное законодательство предусматривает значительное число норм права, носящих диспозитивный характер.
- Воздушное право
- Б.П. Елисеев, в.А. Свиркин
- Часть I. Воздушное право россии
- Раздел I. Общетеоретические вопросы воздушного права
- 1.1. Предмет и система воздушного права
- 1.2. Источники воздушного права
- 1.3. Нормы воздушного права и их реализация
- 1.3.1. Нормы воздушного права, структура норм
- 1.3.2. Реализация норм воздушного права
- 1.4. Правонарушения на воздушном транспорте
- Раздел II. Правовые основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации
- 2.1. Основные этапы развития системы
- 2.2. Система органов государственного управления
- 2.3. Место и роль административных регламентов
- Раздел III. Организационно-правовые средства обеспечения безопасной деятельности авиации
- 3.1. Правовое обеспечение сертификационной
- 3.2. Инспекция и контроль
- 3.3. Расследование авиационных происшествий и инцидентов
- Раздел IV. Правовой режим использования воздушного пространства
- Раздел V. Правовое регулирование аэронавигационного обслуживания
- Раздел VI. Экипаж гражданского воздушного судна
- 6.1. Правовой статус экипажа гвс
- 6.2. Организационно-правовое обеспечение
- Раздел VII. Правовой статус гражданского воздушного судна
- 7.1. Понятие гражданского воздушного судна,
- 7.2. Организационно-правовое обеспечение поддержания
- Раздел VIII. Особенности правового регулирования обеспечения полетов
- 8.1. Авиатопливное обеспечение полетов
- 8.2. Аэродромное обеспечение полетов
- 8.3. Поисковое, аварийно-спасательное обеспечение полетов
- 8.4. Радиотехническое и электросветотехническое
- 8.5. Медицинское обеспечение полетов
- Раздел IX. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- Раздел X. Правовое регулирование воздушных перевозок и деятельности авиапредприятий
- 10.1. Правовое регулирование внутренних
- 10.2. Договор воздушной перевозки
- 10.3. Расторжение договора воздушной перевозки
- Часть II. Обеспечение взаимодействия международного
- 1.2. Международное право обеспечения безопасности
- 1.3. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте
- Раздел II. Деятельность международных авиационных организаций по обеспечению безопасности на воздушном транспорте
- 2.1. Роль межправительственных и неправительственных
- 2.2. Международная организация гражданской авиации - икао
- 2.2.1. Правовые основы, принципы деятельности,
- 2.2.2. Стандарты. Рекомендуемая практика. Процедуры икао.
- 2.3. Международные авиационные организации Европы
- Раздел III. Организационно-правовые основы управления безопасностью полетов
- 3.1. Современная концепция безопасности полетов
- 3.2. Современные подходы и методы оценки
- 3.3. Краткая характеристика приложений
- Приложение
- Глава II. Перевозочные документы
- Раздел I. Проездной билет
- Раздел II. Багажная квитанция
- Глава III. Ответственность перевозчика
- Глава V. Общие и заключительные постановления
- Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования
- Глава I. Сфера применения и общие положения
- Глава II. Образование международной гарантии
- Глава III. Способы защиты прав при неисполнении
- Глава IV. Международная система регистрации
- Глава V. Прочие вопросы, относящиеся к регистрации
- Глава VI. Привилегии и иммунитеты контролирующего органа
- Глава VII. Ответственность регистратора
- Глава VIII. Последствия международной гарантии
- Глава IX. Цессия связанных с объектом
- Глава X. Права или гарантии, являющиеся предметом
- Глава XI. Применение конвенции к продажам
- Глава XII. Юрисдикция
- Глава XIII. Связь с другими конвенциями
- Глава XIV. Заключительные положения
- Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Документация и обязанности сторон,
- Глава III. Ответственность перевозчика и степень