2.1. Роль межправительственных и неправительственных
организаций в правовом обеспечении безопасности полетов
Все международные организации гражданской авиации можно разделить на две группы.
К первой группе относятся организации, в рамках которых представлены различные государства в лице их правительств, министерств, авиационных ведомств и т.п. Это межправительственные организации в области гражданской авиации.
Ко второй группе относятся международные неправительственные организации в области гражданской авиации. Это достаточно развитая форма международного сотрудничества. Субъектами правоотношений являются авиакомпании, аэропорты и другие авиационные объединения.
Безусловным лидером первой группы является Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - специализированное учреждение ООН. Если деятельность ИКАО как специализированной организации ООН носит всемирный характер, то деятельность других межправительственных организаций распространяется, как правило, на отдельные регионы.
Как и предлагалось ранее, эти международные авиационные организации можно разбить на две подгруппы по направлениям их деятельности.
К первой относятся организации, которые занимаются обеспечением региональной международной аэронавигации, направленной на обеспечение, планирование и организацию международного воздушного движения в конкретном регионе. Так, для совершенствования управления воздушным движением (УВД) на территории Западной Европы в 1960 г. был создан Евроконтроль - Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации. В том же 1960 году было образовано Агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре - АСЕКНА. С этими же целями с 1961 года начала функционировать Центральноамериканская организация по обслуживанию аэронавигации - КОКЕСНА.
АСЕКНА преследует следующие основные цели:
- обеспечение регулярности и безопасности полетов над территориями государств-членов (кроме Франции);
- предоставление полетной, технической и перевозочной информации;
- контроль воздушного движения;
- управление полетами и т.п.
Высшим органом АСЕКНА является Административный совет, принимающий обязательные решения. Исполнительные функции осуществляют управления, счетное бюро и генеральный директор. Штаб-квартира АСЕКНА находится в Дакаре.
КОКЕСНА была учреждена в целях непосредственного обслуживания управления воздушным движением. КОКЕСНА предоставляет обслуживание как юридическим, так и физическим лицам по специально заключаемым контрактам или по международным соглашениям. Высшим органом КОКЕСНА является Административный совет.
Юридическим основанием деятельности этих организаций являлись конвенции, подписанные всеми заинтересованными государствами. Согласно конвенциям целями этих организаций являются обеспечение аэронавигационного обслуживания над территориями государств-членов и другими районами, которые поручены этим организациям по международным соглашениям. Вся эта деятельность должна быть предусмотрена в региональных планах ИКАО.
По своей юридической природе эти международные организации относятся к международным региональным организациям. Они могут заключать соглашения с международными организациями и государствами, персонал обладает определенным иммунитетом и привилегиями и т.д. Все это закреплено в конкретных специальных определениях Конвенции.
Ко второй подгруппе межправительственных международных организаций можно отнести организации, ориентированные на решение экономико-правовых проблем регионального воздушного транспорта.
Это прежде всего Европейская конференция гражданской авиации ЕКАК, которая была учреждена в 1954 году. ЕКАК приняла рекомендации с целью упрощения процедур оформления пассажиров, груза, багажа. Согласно статье 1 Устава ЕКАК основными задачами этой организации являются рассмотрение и разрешение проблем, связанных с деятельностью воздушного транспорта.
Юридическим основанием деятельности Африканской комиссии гражданской авиации (АФКАК) является Устав и Процедурные правила, принятые на специальной Конференции представителей 32 африканских государств 18 января 1969 года. В соответствии с Уставом АФКАК эта организация обязуется содействовать выработке общей политики государств-членов в области гражданской авиации, способствовать более эффективному использованию африканского воздушного транспорта. АФКАК была создана для осуществления консультативных функций. Целями ее деятельности являются:
- подготовка региональных планов аэронавигационного обслуживания;
- содействие интеграции политики государств-членов в области воздушного транспорта;
- реализация исследований по использованию аэронавигационных средств;
- содействие применению стандартов и рекомендаций в регионе и др.
В состав Комиссии входят:
- Пленарная сессия - высший орган АФКАК;
- Бюро АФКАК - исполнительный орган.
Штаб-квартира АФКАК располагается в Аддис-Абебе.
Деятельность Латиноамериканской комиссии гражданской авиации (ЛАКАК) базируется также на основе Устава, принятого на Конференции латиноамериканских стран 14 декабря 1973 года. Вступил в действие Устав 25 октября 1975 г. после соответствующей ратификации государствами-участниками. Так же как и в предыдущих организациях, в Уставе ЛАКАК получили правовое закрепление цели и задачи организации, структура и функции органов Комиссии, определен порядок принятия в ее члены и другие организационные вопросы, связанные с практической деятельностью организации.
Структура ЛАКАК включает в себя Ассамблею (высший орган) и Исполнительный комитет (исполнительный орган). Членами ЛАКАК являются государства Южной и Центральной Америки, а также Карибского бассейна. Штаб-квартира ЛАКАК располагается в Мехико.
В целом, оценивая деятельность международных организаций второй подгруппы, можно сказать, что:
- эта деятельность носит исключительно избирательный (только для членов организации) и рекомендательный характер;
- выработка рекомендаций и правового механизма их соблюдения целиком ориентированы на решения других международных организаций в области гражданской авиации, и прежде всего ИКАО;
- по своей правовой основе, целям, задачам и организационной структуре все эти международные организации весьма схожи.
Деятельность этих организаций носит исключительно региональный характер, что позволяет сокращать расходы, в том числе и административные, и осуществлять руководство службами и персоналом достаточно эффективно.
Через год после распада Советского Союза в 1991 году была создана такая международная межправительственная организация, как Межгосударственный авиационный комитет (МАК). МАК был учрежден на основании межправительственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (Соглашения), заключенного 12 новыми независимыми государствами, и в соответствии с установленными правилами и процедурами включен в реестр ИКАО.
Образование Межгосударственного авиационного комитета позволило не только предотвратить разрушение авиатранспортного рынка и авиационного производства СНГ, защитить политические и экономические интересы региона, но и предложить правительствам государств Содружества новые подходы в реализации совместных проектов разработчиков, производителей и эксплуатантов авиационной техники.
Основными направлениями деятельности Межгосударственного авиационного комитета являются:
- сохранение единых авиационных правил и процедур в области гражданской авиации и использовании воздушного пространства в регионе Содружества и их гармонизация с авиационными правилами других мировых систем;
- сохранение единой системы сертификации авиационной техники и ее производства;
- сохранение профессионально независимого органа по расследованию авиационных происшествий, признанного аналогичными структурами мира (обеспечивает объективное расследование авиационных происшествий не только на территории государств Содружества, но и за ее пределами);
- сохранение для СНГ рынка авиатранспортных услуг через межгосударственные соглашения и согласованные нормативные акты;
- развитие конструктивного сотрудничества с ИКАО, ИАТА и другими международными авиационными организациями.
МАК действует на основе и в полном соответствии с международным законодательством и национальными законодательствами государств - участников Соглашения, имея от них полномочия, делегированные в соответствии с указами президентов, постановлениями правительств и другими законодательными актами.
В соответствии с положениями Чикагской конвенции о международной гражданской авиации и Процедурами ИКАО Соглашение и Положение о Межгосударственном авиационном комитете в июле 1992 года зарегистрированы ИКАО, и МАК включен в Перечень межправительственных организаций.
Межгосударственным авиационным комитетом заключены соглашения о сотрудничестве со многими зарубежными государствами и международными организациями - ИКАО, EASA, ИАТА и др. Подписаны подготовленные Межгосударственным авиационным комитетом международные соглашения в области летной годности, безопасности полетов и расследования авиационных происшествий со многими ведущими авиационными государствами.
МАК является членом Международной ассоциации независимых органов расследования на транспорте (ITSA).
Штаб-квартира Межгосударственного авиационного комитета располагается в Москве, где его деятельность обеспечивается в соответствии с законом, ратифицированным Федеральным Собранием Российской Федерации, и Воздушным кодексом.
Основными структурными подразделениями Межгосударственного авиационного комитета являются: Авиационный регистр, Комиссия по воздушному транспорту, Комиссия по расследованию авиационных происшествий на воздушном транспорте и т.д.
Сегодня в ведении Межгосударственного авиационного комитета находятся следующие ключевые моменты, направленные на обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности: сертификация гражданских воздушных судов, сертификация категорированных аэродромов и расследование авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами.
При сертификации авиационной техники и ее производств МАК, решая комплексную задачу обеспечения летной годности гражданской авиационной техники, создал нормативную базу сертификации, состоящую из Авиационных правил (АП), гармонизированных с аналогичными правилами США (FAR) и Объединенной Европы (JAR/CS).
На этой базе Межгосударственного авиационного комитета сертифицируются все воздушные суда и их компоненты, а также авиадвигатели производства государств - участников Соглашения. Все работы производятся в тесном взаимодействии с ОКБ, НИИ авиационной промышленности при поддержке генеральных конструкторов авиационной техники.
Авиационная техника третьих стран сертифицируется Межгосударственным авиационным комитетом в соответствии с заявкой изготовителя и авиационных властей государства-разработчика.
МАК выдает сертификаты типа на авиационную технику и ее компоненты, единые для всех государств - участников Соглашения, признаваемые и действующие на их территориях.
МАК проводит регулярную проверку объектов на соответствие выданному сертификату типа и организаций-изготовителей на соответствие сертификату производства.
Межгосударственным авиационным комитетом заключены соглашения в области летной годности с ведущими авиационными государствами (США, Китай, Индия, Канада, Бразилия, Израиль, государства ЕС, ЮАР, Индонезия, Египет, Чили, Мексика, Иран и др.).
В основе сертификации международных категорированных аэродромов и их оборудования лежит созданная Межгосударственным авиационным комитетом система авиационных правил (АП). Соответствующие АП одобрены и приняты государствами - участниками Соглашения.
Выдаваемые Межгосударственным авиационным комитетом сертификаты на международные категорированные аэродромы и их оборудование признаются и действуют на территориях всех государств - участников Соглашения.
МАК расследует все авиационные происшествия с воздушными судами государств - участников Соглашения как на их территориях, так и за их пределами, а также в рамках соглашений, заключенных с другими государствами.
Основной принцип системы расследования Межгосударственным авиационным комитетом - независимость. Это согласуется с рекомендациями ИКАО, ИАТА и Директивой Европейского сообщества в части независимого расследования авиационных происшествий.
Деятельность Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационных происшествий полностью соответствует рекомендуемой международной практике (приложение 13 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации).
Большое значение имеет участие Межгосударственного авиационного комитета в реализации проектов ИКАО-МАК, направленных на повышение безопасности полетов в государствах - участниках Соглашения на основе приведения в соответствие национальных законодательств, норм и правил с международными нормами и стандартами ИКАО. Примером такого участия является создание Типовых правил выдачи свидетельств авиационному персоналу (для стран СНГ) 2005 г. RER/01/901, АП-ЭКС 1 2004 г. Эксплуатация гражданских воздушных судов RER/01/901, Руководство по производству полетов и др.
В рамках проектов ИКАО-МАК на постоянной основе осуществляется подготовка авиационных специалистов государств - участников Соглашения по программам ИКАО.
Среди неправительственных авиационных организаций, которые существуют в настоящее время (их около 200), безусловным лидером является Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), основы которой были заложены 28 августа 1919 г. в Гааге рядом частных авиакомпаний с целью "установления единообразия при эксплуатации воздушных линий международного значения". Эта позиция была сформулирована в учредительных документах Международной ассоциации воздушных перевозок в 1919 году. Годом образования ИАТА, которая является фактическим правопреемником этой ассоциации, считается 1945 год.
Основными целями ИАТА согласно статье 3 ее Устава являются:
- содействие развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта в интересах народов мира;
- поощрение авиационной коммерческой деятельности, изучение связанных с этим проблем;
- обеспечение развития сотрудничества между авиатранспортными предприятиями;
- прямое сотрудничество с ИКАО и другими международными авиационными организациями.
ИАТА разрабатывает рекомендации по построению и правилам применения тарифов, устанавливает единые стандарты обслуживания пассажиров, перевозки грузов, багажа, ведет работы по стандартизации и унификации перевозочной документации и пр.
Большое значение в деятельности ИАТА имеют постоянно проводимые региональные конференции по перевозкам.
Несмотря на то что деятельность ИАТА носит независимый характер, в последнее время наметилась тенденция сближения ИАТА и ИКАО. ИАТА использует ИКАО для решения многих важных экономических проблем международного воздушного транспорта и защиты интересов авиакомпаний.
Стало уже почти правилом, что по большинству вопросов ИАТА подготавливает решения и передает их на дальнейшее рассмотрение в соответствующий комитет ИКАО. Подобная процедура касается не только традиционных для ИАТА экономических вопросов, но и вопросов безопасности полетов и авиационной безопасности.
Вступление Аэрофлота и других авиационных компаний России в ИАТА стало важной вехой в интеграционном процессе международного воздушного движения и перевозок. В пользу вступления в ИАТА говорит и то, что в своей практической международной деятельности авиакомпании России придерживаются большинства действующих норм, резолюций и правил Ассоциации.
Таким образом, сегодня основной формой многостороннего сотрудничества авиакомпаний как на региональном, так и на общемировом уровне является сотрудничество в рамках ассоциаций авиакомпаний и прежде всего Международной ассоциации воздушного транспорта - ИАТА.
- Воздушное право
- Б.П. Елисеев, в.А. Свиркин
- Часть I. Воздушное право россии
- Раздел I. Общетеоретические вопросы воздушного права
- 1.1. Предмет и система воздушного права
- 1.2. Источники воздушного права
- 1.3. Нормы воздушного права и их реализация
- 1.3.1. Нормы воздушного права, структура норм
- 1.3.2. Реализация норм воздушного права
- 1.4. Правонарушения на воздушном транспорте
- Раздел II. Правовые основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации
- 2.1. Основные этапы развития системы
- 2.2. Система органов государственного управления
- 2.3. Место и роль административных регламентов
- Раздел III. Организационно-правовые средства обеспечения безопасной деятельности авиации
- 3.1. Правовое обеспечение сертификационной
- 3.2. Инспекция и контроль
- 3.3. Расследование авиационных происшествий и инцидентов
- Раздел IV. Правовой режим использования воздушного пространства
- Раздел V. Правовое регулирование аэронавигационного обслуживания
- Раздел VI. Экипаж гражданского воздушного судна
- 6.1. Правовой статус экипажа гвс
- 6.2. Организационно-правовое обеспечение
- Раздел VII. Правовой статус гражданского воздушного судна
- 7.1. Понятие гражданского воздушного судна,
- 7.2. Организационно-правовое обеспечение поддержания
- Раздел VIII. Особенности правового регулирования обеспечения полетов
- 8.1. Авиатопливное обеспечение полетов
- 8.2. Аэродромное обеспечение полетов
- 8.3. Поисковое, аварийно-спасательное обеспечение полетов
- 8.4. Радиотехническое и электросветотехническое
- 8.5. Медицинское обеспечение полетов
- Раздел IX. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- Раздел X. Правовое регулирование воздушных перевозок и деятельности авиапредприятий
- 10.1. Правовое регулирование внутренних
- 10.2. Договор воздушной перевозки
- 10.3. Расторжение договора воздушной перевозки
- Часть II. Обеспечение взаимодействия международного
- 1.2. Международное право обеспечения безопасности
- 1.3. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте
- Раздел II. Деятельность международных авиационных организаций по обеспечению безопасности на воздушном транспорте
- 2.1. Роль межправительственных и неправительственных
- 2.2. Международная организация гражданской авиации - икао
- 2.2.1. Правовые основы, принципы деятельности,
- 2.2.2. Стандарты. Рекомендуемая практика. Процедуры икао.
- 2.3. Международные авиационные организации Европы
- Раздел III. Организационно-правовые основы управления безопасностью полетов
- 3.1. Современная концепция безопасности полетов
- 3.2. Современные подходы и методы оценки
- 3.3. Краткая характеристика приложений
- Приложение
- Глава II. Перевозочные документы
- Раздел I. Проездной билет
- Раздел II. Багажная квитанция
- Глава III. Ответственность перевозчика
- Глава V. Общие и заключительные постановления
- Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования
- Глава I. Сфера применения и общие положения
- Глава II. Образование международной гарантии
- Глава III. Способы защиты прав при неисполнении
- Глава IV. Международная система регистрации
- Глава V. Прочие вопросы, относящиеся к регистрации
- Глава VI. Привилегии и иммунитеты контролирующего органа
- Глава VII. Ответственность регистратора
- Глава VIII. Последствия международной гарантии
- Глава IX. Цессия связанных с объектом
- Глава X. Права или гарантии, являющиеся предметом
- Глава XI. Применение конвенции к продажам
- Глава XII. Юрисдикция
- Глава XIII. Связь с другими конвенциями
- Глава XIV. Заключительные положения
- Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Документация и обязанности сторон,
- Глава III. Ответственность перевозчика и степень