1.2. Источники воздушного права
Под источниками права понимаются формы выражения правовых норм, имеющих общеобязательный характер. Господствующей формой являются нормативные акты, среди которых главное, приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.
Соответственно, под источниками воздушного права следует понимать принимаемые в соответствии со своей компетенцией и полномочиями органами законодательной и исполнительной власти нормативно-правовые акты - федеральные законы, подзаконные акты, а также судебная практика.
Различные нормативные правовые акты, являясь источниками права, обладают различной юридической силой, так как они принимаются в пределах компетенции конкретных государственных органов. Независимо от степени юридической силы все нормы воздушного права являются обязательными для исполнения теми лицами или государственными органами, к которым они обращены.
Нормативные правовые акты, создающие, изменяющие или отменяющие нормы воздушного права, можно разбить на две основные группы.
К первой группе относятся акты, которые носят статус законов, принимаемые высшим законодательным органом Российской Федерации - Федеральным Собранием. Ко второй относятся все другие нормативные правовые акты, имеющие статус подзаконных актов.
Среди законов особое место занимает Конституция Российской Федерации (Основной Закон государства), на основании которой был разработан, принят и вступил в силу с 1 апреля 1997 года основной авиационный закон - Воздушный кодекс Российской Федерации.
Предметом регулирования Воздушного кодекса Российской Федерации является установление правовых основ использования воздушного пространства и деятельности в области авиации.
К одному из наиболее значимых федеральных законов, регламентирующих вопросы авиационной безопасности, следует отнести ФЗ "О транспортной безопасности", вступивший в силу в августе 2007 года.
Среди источников права исполнительных органов власти высшее место занимают нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации. Правительство издает постановления во исполнение законов РФ, которые носят общегосударственный характер. В свою очередь, высшие органы государственной власти и управления субъектов страны в пределах своей компетенции принимают законы и издают постановления на основе и во исполнение действующих законов Российской Федерации и постановлений Правительства.
Многочисленную группу составляют нормативные правовые акты центральных органов государственного управления - министерств, федеральных служб, агентств и т.д.
К числу источников права относятся нормативные правовые акты местных органов государственной власти и управления.
Деятельность по управлению гражданской авиацией обеспечивается целой системой органов, каждый из которых в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обладающие различной по отношению друг к другу юридической силой.
Главенствующее место в системе законодательства о гражданской авиации занимает Конституция Российской Федерации. В ней закреплены нормы, оказывающие существенное влияние на правоотношения, возникающие при эксплуатации воздушного транспорта. Так, например, статья 4 Конституции, закрепляя полный и исключительный суверенитет на всю территорию Российской Федерации, тем самым определяет, что государственная власть распространяется на всю территорию, находящуюся под юрисдикцией России. При этом государственная власть распространяется именно на всю без исключения территорию России: на все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, а также объекты с государственной символикой России (корабли, авиалайнеры и пр.).
Статья 8 Конституции РФ признает и закрепляет равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, что в конечном итоге определяет стратегию в области коммерческой эксплуатации воздушного транспорта.
Как уже отмечалось, особую роль среди законов, являющихся источниками воздушного права, играет Воздушный кодекс Российской Федерации. В общей иерархии законодательства России он относится к разряду обыкновенных законов - законов, которыми обеспечивается детальное регулирование комплекса однотипных отношений.
Ныне действующий Воздушный кодекс РФ принят Государственной Думой 19 февраля 1997 года, одобрен Советом Федерации 5 марта 1997 года, утвержден Указом Президента от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ и введен в действие с 1 апреля 1997 года. В системе воздушного законодательства он занимает главенствующее место. Все решения Правительства РФ, министерств и ведомств по вопросам, отнесенным к сфере его применения, должны приниматься в соответствии с Воздушным кодексом.
Многочисленную группу источников воздушного права России составляют нормативные правовые акты уполномоченного органа в области гражданской авиации: Федеральные авиационные правила, Авиационные правила, наставления, положения, руководства, указания и т.д.
Акты уполномоченного органа в области гражданской авиации по содержанию могут быть индивидуального применения и нормативного характера. Приказами могут утверждаться и вводиться в действие наставления, Федеральные авиационные правила и другие специальные для гражданской авиации акты. Так, например, Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 N 98 были утверждены Федеральные авиационные правила "Сертификация аэропортов и процедуры"; Приказом Минтранса России от 22.04.2002 N 50 были утверждены Федеральные авиационные правила "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" (ФАП МО ГА - 2002 г.).
Руководители региональных управлений гражданской авиации, авиапредприятий, учебных заведений, авиаремонтных заводов и другие издают акты, как правило, в форме приказов, распоряжений и т.д., которые имеют ограниченное применение (для отдельного региона, отдельного предприятия и т.д.).
Определенное место среди источников воздушного права занимают многосторонние и двусторонние договоры и соглашения между Россией и другими странами, регулирующие различные правоотношения, возникающие в процессе международных воздушных сообщений. В статье 3 Воздушного кодекса (ВК) РФ прямо определяется, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ВК РФ, следует применять правила международного договора.
Нормативные акты общественных организаций или с их участием (на всех уровнях) могут быть признаны источниками воздушного права в том случае, если они санкционированы государством (государственными органами) или приняты совместно (например, все формы коллективных договоров).
Таким образом, в практике государственного руководства гражданской авиацией России сложилась единая система воздушного законодательства, состоящая из законов и нормативных правовых актов различной юридической силы. Единство этой системы обеспечивается соответствием каждого правового акта акту вышестоящего органа и в конечном итоге Конституции Российской Федерации.
- Воздушное право
- Б.П. Елисеев, в.А. Свиркин
- Часть I. Воздушное право россии
- Раздел I. Общетеоретические вопросы воздушного права
- 1.1. Предмет и система воздушного права
- 1.2. Источники воздушного права
- 1.3. Нормы воздушного права и их реализация
- 1.3.1. Нормы воздушного права, структура норм
- 1.3.2. Реализация норм воздушного права
- 1.4. Правонарушения на воздушном транспорте
- Раздел II. Правовые основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации
- 2.1. Основные этапы развития системы
- 2.2. Система органов государственного управления
- 2.3. Место и роль административных регламентов
- Раздел III. Организационно-правовые средства обеспечения безопасной деятельности авиации
- 3.1. Правовое обеспечение сертификационной
- 3.2. Инспекция и контроль
- 3.3. Расследование авиационных происшествий и инцидентов
- Раздел IV. Правовой режим использования воздушного пространства
- Раздел V. Правовое регулирование аэронавигационного обслуживания
- Раздел VI. Экипаж гражданского воздушного судна
- 6.1. Правовой статус экипажа гвс
- 6.2. Организационно-правовое обеспечение
- Раздел VII. Правовой статус гражданского воздушного судна
- 7.1. Понятие гражданского воздушного судна,
- 7.2. Организационно-правовое обеспечение поддержания
- Раздел VIII. Особенности правового регулирования обеспечения полетов
- 8.1. Авиатопливное обеспечение полетов
- 8.2. Аэродромное обеспечение полетов
- 8.3. Поисковое, аварийно-спасательное обеспечение полетов
- 8.4. Радиотехническое и электросветотехническое
- 8.5. Медицинское обеспечение полетов
- Раздел IX. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- Раздел X. Правовое регулирование воздушных перевозок и деятельности авиапредприятий
- 10.1. Правовое регулирование внутренних
- 10.2. Договор воздушной перевозки
- 10.3. Расторжение договора воздушной перевозки
- Часть II. Обеспечение взаимодействия международного
- 1.2. Международное право обеспечения безопасности
- 1.3. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте
- Раздел II. Деятельность международных авиационных организаций по обеспечению безопасности на воздушном транспорте
- 2.1. Роль межправительственных и неправительственных
- 2.2. Международная организация гражданской авиации - икао
- 2.2.1. Правовые основы, принципы деятельности,
- 2.2.2. Стандарты. Рекомендуемая практика. Процедуры икао.
- 2.3. Международные авиационные организации Европы
- Раздел III. Организационно-правовые основы управления безопасностью полетов
- 3.1. Современная концепция безопасности полетов
- 3.2. Современные подходы и методы оценки
- 3.3. Краткая характеристика приложений
- Приложение
- Глава II. Перевозочные документы
- Раздел I. Проездной билет
- Раздел II. Багажная квитанция
- Глава III. Ответственность перевозчика
- Глава V. Общие и заключительные постановления
- Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования
- Глава I. Сфера применения и общие положения
- Глава II. Образование международной гарантии
- Глава III. Способы защиты прав при неисполнении
- Глава IV. Международная система регистрации
- Глава V. Прочие вопросы, относящиеся к регистрации
- Глава VI. Привилегии и иммунитеты контролирующего органа
- Глава VII. Ответственность регистратора
- Глава VIII. Последствия международной гарантии
- Глава IX. Цессия связанных с объектом
- Глава X. Права или гарантии, являющиеся предметом
- Глава XI. Применение конвенции к продажам
- Глава XII. Юрисдикция
- Глава XIII. Связь с другими конвенциями
- Глава XIV. Заключительные положения
- Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Документация и обязанности сторон,
- Глава III. Ответственность перевозчика и степень