2.1. Основные этапы развития системы
государственного управления
Официальной датой рождения отечественной гражданской авиации считается 9 февраля 1923 года, когда Совет Труда и Обороны принял Постановление "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации".
Совет являлся постоянным межведомственным органом, осуществляющим открытие новых воздушных линий, технический надзор и ряд других функций, связанных с деятельностью гражданской авиации. В состав Совета вошли представители различных ведомств, в том числе в качестве исполнительного и технического органа вошла Инспекция гражданского воздушного флота.
После образования Совета по гражданской авиации начали формироваться основные производственные звенья будущей отрасли, которые в то время имели форму добровольных акционерных обществ.
Первым авиационным транспортным предприятием - прообразом сегодняшних авиационных компаний - стало Российское общество добровольного воздушного флота (Добролет), которое действовало на основе Устава, утвержденного высшим органом исполнительной власти - Совнаркомом СНК СССР. Подобные авиатранспортные предприятия были созданы на Украине (Укрвоздухпуть) и Закавказье (Закавиа).
Основными целями этих обществ были открытие воздушных линий, перевозка пассажиров, почты и грузов, производство аэрофотосъемки и т.д. на основе продукции отечественного авиапрома.
Указанная деятельность потребовала создания управленческого аппарата, ориентированного на обеспечение и контроль вопросов эксплуатации, строительство аэродромов, разработку новых методов применения самолетно-моторного парка и т.д.
В 1925 году Закавиа вошло в состав Укрвоздухпуть, а в 1929 году Добролет и Укрвоздухпуть объединились во Всесоюзное общество гражданского воздушного флота Добролет.
В 1930 году Совет по гражданской авиации был упразднен и его функции перешли к Главной инспекции при Наркомате по военным и морским делам.
29 октября 1930 года Главная инспекция и акционерное общество Добролет были упразднены и было создано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота. 25 февраля 1930 года Постановлением СНК СССР вместо Всесоюзного объединения было создано ГУ ГВФ - Главное управление гражданского воздушного флота, на которое возлагалось регулирование всей деятельности гражданской авиации СССР. С этого момента в практику было введено название "Аэрофлот".
В 1934 году были образованы 12 территориальных управлений гражданской авиации, которые должны были руководить работой всех видов гражданской авиации на своей территории. Они наделялись определенными правами по всем вопросам руководства подчиненными подразделениями и службами.
Во время Великой Отечественной войны Аэрофлот находился в оперативном подчинении Наркомата обороны. В послевоенный период была восстановлена система управления гражданской авиацией, а с 1964 года, когда на базе ГУ ГВФ было создано общесоюзное Министерство гражданской авиации, в нашей стране началась новая эра в сфере управления гражданской авиацией.
В течение последних шести лет происходили постоянные изменения в системе органов государственного управления деятельностью гражданской авиации России (Департамент воздушного транспорта (ДВТ) в рамках Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральная авиационная служба (ФАС), Федеральная служба воздушного транспорта (ФСВТ), Государственная служба гражданской авиации (ГСГА)...).
Каждый последующий орган по отношению к предыдущему являлся правопреемником, что предполагало возможность применения актов предыдущего органа в процессе регулирования деятельности гражданской авиации.
- Воздушное право
- Б.П. Елисеев, в.А. Свиркин
- Часть I. Воздушное право россии
- Раздел I. Общетеоретические вопросы воздушного права
- 1.1. Предмет и система воздушного права
- 1.2. Источники воздушного права
- 1.3. Нормы воздушного права и их реализация
- 1.3.1. Нормы воздушного права, структура норм
- 1.3.2. Реализация норм воздушного права
- 1.4. Правонарушения на воздушном транспорте
- Раздел II. Правовые основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации
- 2.1. Основные этапы развития системы
- 2.2. Система органов государственного управления
- 2.3. Место и роль административных регламентов
- Раздел III. Организационно-правовые средства обеспечения безопасной деятельности авиации
- 3.1. Правовое обеспечение сертификационной
- 3.2. Инспекция и контроль
- 3.3. Расследование авиационных происшествий и инцидентов
- Раздел IV. Правовой режим использования воздушного пространства
- Раздел V. Правовое регулирование аэронавигационного обслуживания
- Раздел VI. Экипаж гражданского воздушного судна
- 6.1. Правовой статус экипажа гвс
- 6.2. Организационно-правовое обеспечение
- Раздел VII. Правовой статус гражданского воздушного судна
- 7.1. Понятие гражданского воздушного судна,
- 7.2. Организационно-правовое обеспечение поддержания
- Раздел VIII. Особенности правового регулирования обеспечения полетов
- 8.1. Авиатопливное обеспечение полетов
- 8.2. Аэродромное обеспечение полетов
- 8.3. Поисковое, аварийно-спасательное обеспечение полетов
- 8.4. Радиотехническое и электросветотехническое
- 8.5. Медицинское обеспечение полетов
- Раздел IX. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- Раздел X. Правовое регулирование воздушных перевозок и деятельности авиапредприятий
- 10.1. Правовое регулирование внутренних
- 10.2. Договор воздушной перевозки
- 10.3. Расторжение договора воздушной перевозки
- Часть II. Обеспечение взаимодействия международного
- 1.2. Международное право обеспечения безопасности
- 1.3. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте
- Раздел II. Деятельность международных авиационных организаций по обеспечению безопасности на воздушном транспорте
- 2.1. Роль межправительственных и неправительственных
- 2.2. Международная организация гражданской авиации - икао
- 2.2.1. Правовые основы, принципы деятельности,
- 2.2.2. Стандарты. Рекомендуемая практика. Процедуры икао.
- 2.3. Международные авиационные организации Европы
- Раздел III. Организационно-правовые основы управления безопасностью полетов
- 3.1. Современная концепция безопасности полетов
- 3.2. Современные подходы и методы оценки
- 3.3. Краткая характеристика приложений
- Приложение
- Глава II. Перевозочные документы
- Раздел I. Проездной билет
- Раздел II. Багажная квитанция
- Глава III. Ответственность перевозчика
- Глава V. Общие и заключительные постановления
- Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования
- Глава I. Сфера применения и общие положения
- Глава II. Образование международной гарантии
- Глава III. Способы защиты прав при неисполнении
- Глава IV. Международная система регистрации
- Глава V. Прочие вопросы, относящиеся к регистрации
- Глава VI. Привилегии и иммунитеты контролирующего органа
- Глава VII. Ответственность регистратора
- Глава VIII. Последствия международной гарантии
- Глава IX. Цессия связанных с объектом
- Глава X. Права или гарантии, являющиеся предметом
- Глава XI. Применение конвенции к продажам
- Глава XII. Юрисдикция
- Глава XIII. Связь с другими конвенциями
- Глава XIV. Заключительные положения
- Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Документация и обязанности сторон,
- Глава III. Ответственность перевозчика и степень