Б.П. Елисеев, в.А. Свиркин
ВВЕДЕНИЕ
Развитие гражданской авиации России в 20 - 30-е и последующие годы вызвало необходимость создания адекватной системы воздушного права, регламентирующей использование воздушного пространства в целях авиации, которая в советский период была создана и основывалась на предельно централизованном управлении авиатранспортной отраслью, монополии государственной собственности на имущество единственной авиакомпании "Аэрофлот", всех аэропортов и аэродромов, а их насчитывалось в 1992 году 1500. Для успешной и эффективной деятельности советской гражданской авиации потребовалась детальная регламентация всех сторон ее деятельности, особенно в части организации летной работы и летной эксплуатации.
Специфика правового регулирования в СССР по подготовке, выполнению и обеспечению полетов заключалась в том, что многие законы, как правило, затем конкретизировались и дополнялись ведомственными нормативными актами Министерства гражданской авиации. К числу таких относились: наставления, положения, руководства, инструкции, программы, технологии, методики, типовые проекты, перечни, памятки и др. документы.
Принятие содержания названных документов очень часто не согласовывалось друг с другом, что приводило к тому, что в разных нормативных актах одинаковые понятия определялись по-разному. К тому же ведомственным нормативным актам придавалось различное юридическое значение, и поэтому при их применении возникали практические проблемы иерархии и приоритетов. Тем не менее советское воздушное право к моменту распада СССР располагало мощным правовым ресурсом, который пошел на пользу советской гражданской авиации. Благодаря упорядоченности, достигнутой с помощью развитой системы законов и правил по воздушному праву, в 1991 году монополист "Аэрофлот" перевез 132 миллиона пассажиров, и до сих пор все действующие российские авиакомпании такой объем авиаперевозок обеспечить не в состоянии.
В течение 20 лет в России развивается новое по своему содержанию российское воздушное право, входящее в систему российского права в качестве специфической отрасли. В самом общем виде действующее воздушное право представляет собой систему принципов и норм, определяющих в первую очередь статус и режим воздушного пространства над территорией Российской Федерации, подчинение его власти территориального суверена и распространении на него государственного суверенитета. Публичный порядок использования воздушного пространства установлен в интересах общества и государства. На его основе воздушное право решает вопросы допуска гражданской авиации к перевозочной деятельности. Такую авиацию, выполняющую регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров и грузов, принято определять как воздушный транспорт. Именно в отношении его принято свыше 8 тысяч различных законов и правил, образующих современную систему российского воздушного законодательства.
Понятия "система воздушного права" и "система воздушного законодательства" не идентичны и не тождественны друг другу. Это разные правовые категории. Система воздушного права состоит из норм, образующих отдельные институты, регулирующие специфические отношения в области использования воздушного пространства, определяющие статус гражданской, государственной, экспериментальной и иной авиации, режим внутренних и международных перевозок, аэронавигационного обслуживания, обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности и регулирующих другие вопросы.
Система воздушного законодательства - это материальное выражение системы норм воздушного права, воплощаемое в системе нормативно-правовых актов, принимаемых время от времени Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, Государственной Думой, Министерством транспорта РФ, Федеральным агентством воздушного транспорта, Ростехнадзором и другими правительственными учреждениями и организациями. Принимаемые ими нормативно-правовые акты имеют разную юридическую силу, разную подчиненность в силу иерархии, существующей между принимающими их органами законодательной и исполнительной власти. Данный учебник посвящен российскому воздушному праву, складывающемуся последние двадцать лет в российской правовой системе на основе соответствующей системы российского воздушного законодательства, и отражает авторское видение содержания и структуры ныне действующей системы российского воздушного права. Такого рода работа предпринята впервые в российской науке воздушного права после распада СССР.
Последние двадцать лет после него гражданская авиация России пытается перейти к рынку, строить взаимоотношения на рыночных принципах. Процесс идет достаточно сложно, тяжело, но мы обречены уйти от принятой ранее командно-административной системы к системе свободной конкуренции, что возможно только на принципиально иной правовой основе, чем она была раньше в советский период. Мировая система воздушного транспорта давно уже развивается в режиме либерализации и конкуренции. Все это заставляет Россию ориентировать свое национальное воздушное законодательство на эти процессы, шире применять и внедрять мировую передовую практику, особенно ИКАО, в интересах развития российского воздушного транспорта.
Гражданская авиация в настоящее время превратилась в глобальную международную транспортную систему, не имеющую себе равных среди других видов транспорта, деятельность которых территориально ограничена из-за специфики коммуникационных сетей.
Для обеспечения растущего спроса на перевозки с целью увеличения пропускной способности наиболее загруженных аэропортов помимо их перестройки и модернизации применяются новые, передовые методы управления, новые эксплуатационные правила и регламенты. Отсутствие четких международных стандартов в какой-либо области деятельности авиации приводит к расхождению применяемых практик различными странами. Все это требует все большего участия государства в регулировании деятельности в области авиации.
Важнейшей составляющей государственного регулирования деятельности авиации на современном этапе является правовая регламентация обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, т.е. предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Борьба с ними потребовала налаживания широкого международного сотрудничества между государствами.
В настоящее время роль международного воздушного права как регулятора межгосударственных отношений, возникающих при безопасной деятельности воздушного транспорта, трудно переоценить. Важную роль в развитии международного сотрудничества в области международной гражданской авиации играет Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и другие 10 международных межправительственных авиационных организаций. Вот почему в учебнике вопросы международного воздушного права освещаются.
В данном учебнике рассмотрены понятие и сущность деятельности по обеспечению безопасности на воздушном транспорте, показаны и проанализированы предпосылки и необходимость возникновения международных организаций в области авиации, роль ИКАО в обеспечении безопасности на воздушном транспорте, рассмотрен Устав ИКАО и правовые основы ее деятельности. Значительное место уделено правовому обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности, в частности требованиям ИКАО в области государственного регулирования гражданской авиации, в том числе сертификационной и лицензионной деятельности.
Цель учебника - повысить правовую грамотность работающих в авиатранспортной отрасли. Отсутствие учебной литературы по воздушному праву сказывается на их правовой культуре, возникла общая тенденция упрощенного понимания законов, в ряде случаев свободная и произвольная их интерпретации. Имеющиеся случаи в России авиационных происшествий и инцидентов в большинстве своем связаны с низкой профессиональной подготовкой и правовой подготовкой в частности.
Современный авиационный специалист высокой квалификации немыслим сегодня как без высоких профессиональных знаний, так и без понимания смысла норм воздушного права, без умения применять эти нормы на практике. Особенно эта позиция важна применительно к специалистам, выполняющим полеты гражданских воздушных судов и обеспечивающим выполнение полетов. Пробелы в правовой подготовке авиационного персонала, незнание воздушного законодательства ведут в ряде случаев к искажению мотива деятельности при возникновении особых ситуаций. Что еще хуже, непонимание норм воздушного права, их неправильное толкование приводит к "своему" прочтению закона и их подмене своими понятиями, отличными от установленных законом или правилом. Такая вольность в применении законов чрезвычайно опасна, особенно при летной и технической эксплуатации воздушных судов. Отсутствие сегодня у специалистов гражданской авиации необходимого уровня правовой подготовки приводит к ряду других издержек, отрицательно влияющих на безопасную эксплуатацию воздушного транспорта. Цель данного учебника - показать необходимость и важность соблюдения действующего воздушного законодательства и обучить грамотному применению норм воздушного права авиационным персоналом, а также правильному толкованию действующего законодательства.
- Воздушное право
- Б.П. Елисеев, в.А. Свиркин
- Часть I. Воздушное право россии
- Раздел I. Общетеоретические вопросы воздушного права
- 1.1. Предмет и система воздушного права
- 1.2. Источники воздушного права
- 1.3. Нормы воздушного права и их реализация
- 1.3.1. Нормы воздушного права, структура норм
- 1.3.2. Реализация норм воздушного права
- 1.4. Правонарушения на воздушном транспорте
- Раздел II. Правовые основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации
- 2.1. Основные этапы развития системы
- 2.2. Система органов государственного управления
- 2.3. Место и роль административных регламентов
- Раздел III. Организационно-правовые средства обеспечения безопасной деятельности авиации
- 3.1. Правовое обеспечение сертификационной
- 3.2. Инспекция и контроль
- 3.3. Расследование авиационных происшествий и инцидентов
- Раздел IV. Правовой режим использования воздушного пространства
- Раздел V. Правовое регулирование аэронавигационного обслуживания
- Раздел VI. Экипаж гражданского воздушного судна
- 6.1. Правовой статус экипажа гвс
- 6.2. Организационно-правовое обеспечение
- Раздел VII. Правовой статус гражданского воздушного судна
- 7.1. Понятие гражданского воздушного судна,
- 7.2. Организационно-правовое обеспечение поддержания
- Раздел VIII. Особенности правового регулирования обеспечения полетов
- 8.1. Авиатопливное обеспечение полетов
- 8.2. Аэродромное обеспечение полетов
- 8.3. Поисковое, аварийно-спасательное обеспечение полетов
- 8.4. Радиотехническое и электросветотехническое
- 8.5. Медицинское обеспечение полетов
- Раздел IX. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- Раздел X. Правовое регулирование воздушных перевозок и деятельности авиапредприятий
- 10.1. Правовое регулирование внутренних
- 10.2. Договор воздушной перевозки
- 10.3. Расторжение договора воздушной перевозки
- Часть II. Обеспечение взаимодействия международного
- 1.2. Международное право обеспечения безопасности
- 1.3. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте
- Раздел II. Деятельность международных авиационных организаций по обеспечению безопасности на воздушном транспорте
- 2.1. Роль межправительственных и неправительственных
- 2.2. Международная организация гражданской авиации - икао
- 2.2.1. Правовые основы, принципы деятельности,
- 2.2.2. Стандарты. Рекомендуемая практика. Процедуры икао.
- 2.3. Международные авиационные организации Европы
- Раздел III. Организационно-правовые основы управления безопасностью полетов
- 3.1. Современная концепция безопасности полетов
- 3.2. Современные подходы и методы оценки
- 3.3. Краткая характеристика приложений
- Приложение
- Глава II. Перевозочные документы
- Раздел I. Проездной билет
- Раздел II. Багажная квитанция
- Глава III. Ответственность перевозчика
- Глава V. Общие и заключительные постановления
- Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования
- Глава I. Сфера применения и общие положения
- Глава II. Образование международной гарантии
- Глава III. Способы защиты прав при неисполнении
- Глава IV. Международная система регистрации
- Глава V. Прочие вопросы, относящиеся к регистрации
- Глава VI. Привилегии и иммунитеты контролирующего органа
- Глава VII. Ответственность регистратора
- Глава VIII. Последствия международной гарантии
- Глава IX. Цессия связанных с объектом
- Глава X. Права или гарантии, являющиеся предметом
- Глава XI. Применение конвенции к продажам
- Глава XII. Юрисдикция
- Глава XIII. Связь с другими конвенциями
- Глава XIV. Заключительные положения
- Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Документация и обязанности сторон,
- Глава III. Ответственность перевозчика и степень