logo
учебник елисеев

Раздел IX. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации

Под актом незаконного вмешательства согласно Закону "О транспортной безопасности" понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Одной из основных задач обеспечения защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (АНВ) следует считать создание адекватной нормативной правовой базы, регулирующей эту деятельность.

На международном уровне защита гражданской авиации осуществляется, как правило, на основе базового источника международного права - Чикагской конвенции 1944 года, которая положила начало деятельности Международной организации гражданской авиации ИКАО (ICAO). СССР вступил в ИКАО в ноябре 1970 года.

Приложения к Чикагской конвенции содержат технические требования (Стандарты и Рекомендуемую практику) к деятельности гражданской авиации и к различным видам обеспечения полетов.

Правовой статус Стандартов и Рекомендуемой практики изложен во втором разделе части II данного учебника.

Приложение 17 к Чикагской конвенции "Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" содержит Стандарты и Рекомендуемую практику, направленные на обеспечение авиационной безопасности гражданской авиации.

Юридической основой для принятия и последующего применения приложения 17 явились ряд международных конвенций, посвященных борьбе с актами незаконного вмешательства. К таким Конвенциям можно отнести Токийскую (1963 г.), Гаагскую (1970 г.), Монреальскую (1971 г.) и др. Эти конвенции являются универсальной правовой базой для формирования национального законодательства в различных странах.

Практическая помощь государствам в создании систем безопасности была оказана путем создания Руководства по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Первое Руководство было издано 1 ноября 1971 года. В последующем оно выдержало 7 изданий, каждое из которых вбирало в себя практику защиты гражданской авиации различных стран - членов международного сообщества.

В Руководстве сформулированы на уровне технологий пути и способы обеспечения авиационной безопасности, которые могут быть приняты или не приняты конкретным государством.

Учитывая, что формирование инструктивного материала базируется на огромном международном опыте защиты гражданской авиации от опасных посягательств, практически все государства, даже не члены ИКАО, берут за основу рекомендации этого документа при формировании национальной нормативной правовой базы в этой сфере.

Правовое обеспечение деятельности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в Российской Федерации на разных уровнях происходит путем разработки и принятия нормативных правовых актов разной юридической силы.

С 1 апреля 1997 года вступил в силу Воздушный кодекс РФ, в котором впервые на уровне закона было сформулировано понятие авиационной безопасности и обозначены средства ее обеспечения.

Под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Воздушный кодекс также определяет понятие незаконного вмешательства в деятельность авиации как противоправные деяния, угрожающие безопасной деятельности в области авиации, которые повлекли за собой "несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий".

9 февраля 2007 года был принят Федеральный закон "О транспортной безопасности" N 16-ФЗ. В этом Законе сформулированы цели, задачи и принципы обеспечения транспортной безопасности. Впервые на уровне Закона были обозначены стратегические направления по категорированию и оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, а также впервые законодательно закреплено информационное обеспечение в области транспортной безопасности, предусматривающее в том числе необходимость создания Единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности.

Применительно к гражданской авиации детальная разработка правил и технологий обеспечения авиационной безопасности на разных уровнях осуществляется постановлениями Правительства или актами уполномоченных органов в области гражданской авиации.

Примером акта такого рода является Постановление Правительства от 30.07.1994 N 897 "О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства". В этом Постановлении впервые была предпринята попытка уйти от двойных стандартов в области обеспечения авиационной безопасности на внутренних и международных линиях.

28 ноября 2005 года Приказом Министра транспорта N 142 были утверждены Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам".

Эти Правила разработаны на основе Воздушного кодекса РФ, Положения о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также с учетом Стандартов и Рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации.

Действие этих Правил в части обеспечения авиационной безопасности распространяется на аэропорты и на аэродромы. Они являются обязательными для администрации этих аэропортов, руководителей авиапредприятий, эксплуатантов, а также других физических и юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность на территории аэропорта. Указанные Правила подтверждают приверженность Стандартам ИКАО в части того, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, службами авиационной безопасности эксплуатантов. Кроме того, Правила предоставляют право привлечения к обеспечению авиационной безопасности органы внутренних дел, подразделения ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Привлечение к обеспечению авиационной безопасности такого количества субъектов требует более четкой регламентации их деятельности в части разделения функций и обеспечения взаимодействия.

Развивая стратегические направления обеспечения авиационной безопасности, изложенные в Воздушном кодексе, Федеральные авиационные правила детально регламентируют средства обеспечения авиационной безопасности. Так, в отдельных разделах Правил подробно описаны процедуры и технологии по:

- организации и обеспечению авиационной безопасности в аэропорту;

- организации и обеспечению пропускного внутриобъектового режима в аэропорту;

- организации и обеспечению охраны воздушных судов и объектов аэропорта;

- организации и обеспечению предполетного и послеполетного досмотра;

- организации и обеспечению предполетного досмотра воздушных судов.

Кроме описания штатных ситуаций в ФАП рассмотрено отдельно обеспечение мероприятий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Учитывая сильную загруженность Московского аэроузла и, соответственно, сложность обеспечения авиационной безопасности, в ФАП сформулированы дополнительные требования по обеспечению авиационной безопасности (АБ) в аэропортах этого узла.

Значительное число ведомственных актов устанавливает правовой регламент обеспечения отдельных направлений деятельности, связанных с АБ.

Службы авиационной безопасности аэропорта и эксплуатанта формируются в соответствии с Типовым положением о службе авиационной безопасности аэропорта (Приказ Минтранса от 17.10.1994 N 76) и Типовым положением о службе авиационной безопасности эксплуатанта (Приказ ФАС от 15.07.1998 N 222).

Основным звеном в системе обеспечения авиационной безопасности является аэропорт, которому в ряде случаев эксплуатанты, базирующиеся в этом аэропорту, делегируют свои полномочия в части защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Создать оптимальную систему с учетом различных уровней возможных угроз сложно. Именно поэтому достаточно важным правовым актом, в котором должны быть учтены и увязаны между собой все аспекты обеспечения АБ конкретного аэропорта, является Программа обеспечения авиационной безопасности аэропорта.

В Программе обеспечения авиационной безопасности аэропорта должны быть отражены вопросы организации обеспечения авиационной безопасности в аэропорту, применяемое оборудование, меры по обеспечению АБ в аэропорту, вопросы обучения авиационного персонала аэропорта и т.д.

Согласно приложению 17 к Чикагской конвенции каждое из государств должно обеспечить разработку планов на случай непредвиденных обстоятельств и предусмотреть выделение ресурсов для этих целей. Этот план мероприятий должен включать перечень аварийных ситуаций, для которых составляется; органы, которые принимают участие в реализации плана; ответственность и роль каждого органа; информацию об участниках и т.д.

Структура плана предусматривает действия в чрезвычайных ситуациях, связанных с актами незаконного вмешательства, безопасностью полетов, ситуациях техногенного характера, авариях и происшествиях с опасными грузами и т.д.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова роль международной организации ИКАО в создании юридической основы для деятельности по предотвращению актов незаконного вмешательства (АНВ)?

2. Перечислите основные международные конвенции, посвященные защите гражданской авиации от АНВ.

3. Правовой статус Руководства по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Краткое содержание. Практическая значимость.

4. Охарактеризуйте систему нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта.

5. Какие организационно-правовые средства обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте определены на уровне федерального закона.

6. Дайте характеристику Программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта, ее структуры. Определите юридическую значимость этого акта в общем контуре обеспечения авиационной безопасности на уровне авиапредприятия.