§ 7. Другие федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие государственное управление
в области морского судоходства
В ст. 5 КТМ наряду с федеральными органами исполнительной власти в области транспорта упоминаются и другие федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление в области торгового мореплавания в пределах их компетенции. В данном случае будут рассмотрены лишь те органы, которые обладают специальной компетенцией и надведомственными полномочиями. Среди них, в частности, можно указать следующие: Министерство здравоохранения и социального развития; Федеральную службу безопасности; Министерство РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС); Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство по обустройству Государственной границы РФ; Федеральную таможенную службу; Федеральную службу по тарифам; Федеральную антимонопольную службу; Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций; Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Разумеется, степень вовлеченности указанных федеральных органов в регулирование морского судоходства неодинакова. Условно их можно разделить на три основные группы:
- первая группа - органы, издающие нормативные акты, регламентирующие морское судоходство и повседневно осуществляющие контроль за их выполнением. Это Минтрудсоцразвития, Росрыболовство, Федеральная служба безопасности, ФТС, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- вторая группа - органы, обладающие компетенцией по созданию соответствующих нормативных актов, но не осуществляющих повседневного контроля за морским судоходством. Это Федеральная антимонопольная служба, Минздравсоцразвития, МВД;
- третья группа - органы, на которые возложен технический надзор в определенных областях или техническое обеспечение судоходства и деятельность которых в области судоходства обычно ограничивается освидетельствованием и выдачей соответствующих документов. Это Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Минобороны.
Министерства и ведомства, отнесенные к первой группе, наряду с осуществлением повседневного контроля устанавливают и общие, в том числе технические правила. Особое место среди них занимает Федеральное агентство по рыболовству. Хотя в п. 1 ст. 5 КТМ федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства и назван наряду с Минтрансом в качестве государственного органа управления в области торгового мореплавания, роль этого органа за последнее время существенно снизилась. Так, Указом Президента РФ от 30 мая 2008 г. N 863 за Росрыболовством закреплены функции:
- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания;
- по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации;
- по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (за исключением промышленного рыбоводства), рыбопереработки, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.
В Положении о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 444, сохранено право Агентства на утверждение устава службы на судах рыбопромыслового флота, а также на организационно-методическое сопровождение системы дипломирования и оценки компетентности персонала судов рыбопромыслового флота. Агентство в установленном законодательством РФ порядке вправе принимать решения о предоставлении временного права плавания под Государственным флагом РФ и временном переводе судна под флаг иностранного государства. Агентство обеспечивает выполнение международных договоров РФ в области рыболовства, рыбного хозяйства и торгового мореплавания, но только в части, касающейся промысла водных биологических ресурсов. Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ в КТМ были внесены изменения, согласно которым регистрация судов, в том числе рыбопромысловых, осуществляется капитанами морских портов, а Правила регистрации утверждаются Минтрансом самостоятельно (информация о регистрации таких судов ежеквартально представляется в Росрыболовство). Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, в том числе рыбопромыслового, выдает капитан морского порта, а из ст. 6 КТМ исключено упоминание о федеральном органе исполнительной власти в области рыболовства, когда речь идет о лоцманской службе и системе управления движением судов в портах.
В то же время Законом о портах учитываются особенности проверки контроля и обслуживания рыбопромысловых судов.
Согласно п. 6 ст. 10 особенности осуществления административно-властных и иных полномочий в морском порту при наличии в нем морского терминала, предназначенного для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом о Государственной границе Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 (с последующими изменениями и дополнениями) установлен режим Государственной границы РФ и правила пересечения границы лицами и транспортными средствами, а также грузами и товарами. Согласно ст. 27 Закона, федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере защиты и охраны Государственной границы, а также организации пограничной службы, является Федеральная служба безопасности (ФСБ). Функции ФСБ в этой сфере определены в ст. 28 Закона и в Положении о Федеральной службе безопасности РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 (с последующими изменениями и дополнениями). Среди основных функций ФСБ, направленных на выполнение возложенных на нее задач (п. 9 Положения), указывается организация деятельности органов безопасности по защите и охране государственной границы внутренних морских вод, территориального моря исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, по осуществлению совместно со специально уполномоченными органами исполнительной власти пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений. ФСБ также организует деятельность органов безопасности по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу, федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море и др.
Согласно ст. 9 Закона под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через государственную границу и перечень пунктов пропуска через государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 октября 2007 г. было образовано Федеральное агентство по обустройству Государственной границы Российской Федерации. Согласно Положению об агентстве, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2007 г. N 734, Федеральное агентство по обустройству Государственной границы Российской Федерации (Росграница) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и мест пересечения Государственной границы Российской Федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере.
Руководство деятельностью Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральное агентство по обустройству Государственной границы Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Агентство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в установленном порядке принимает нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности агентства, в том числе:
- акты об открытии и о проведении реконструкции пунктов пропуска через Государственную границу РФ;
- акты об утверждении правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.
Оно вырабатывает направления государственной политики по обустройству Государственной границы Российской Федерации, обеспечивает реализацию государственной политики по обустройству Государственной границы Российской Федерации.
Агентство также осуществляет создание администраций пунктов пропуска (о пограничном режиме в морских портах см. § 2 главы IV).
Согласно Указу Президента РФ от 11 мая 2006 г. N 473 Федеральная таможенная служба (ФТС) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459, ФТС, в частности, устанавливает порядок и технологию производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, водотранспортного средства, используемого для такого перемещения, форму и порядок выдачи свидетельства о допущении транспортного средства контейнера к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями, формы актов о проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств и т.д. ФТС осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление (об особенностях таможенного режима в морских портах см. § 2 главы IV).
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Министерство действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. (с изменениями) N 321, и решает вопросы организации медицинской профилактики, медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, разработки и реализации современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии с ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" министерство осуществляет повседневный санитарно-карантинный контроль в портах для обеспечения санитарной охраны территории РФ. Согласно ст. 25 этого Закона санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда и обеспечение безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными требованиями, которыми определяются и требования к жилым помещениям на судах. В настоящее время продолжают действовать Санитарные правила для морских судов СССР, утвержденные Минздравом СССР 25 декабря 1982 г., положения которых должны выполняться при проектировании и строительстве судов. Среди функций министерства можно отметить: утверждение методических рекомендаций по вопросам, связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, а также работающими в условиях повышенной опасности, порядка проведения обязательных медицинских осмотров и выдачи работникам личных медицинских книжек, а также утверждение предельно допустимого количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, в отношении которых могут исключаться некоторые меры контроля.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Служба действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322, и осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, в том числе санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (см. о санитарном режиме в морских портах § 2 главы IV).
Минздравсоцразвития не осуществляет повседневный контроль в области морского судоходства, тем не менее обладает соответствующей общей компетенцией в отношении контроля за исполнением законодательства о труде и охране труда, в том числе на морском транспорте.
Согласно ст. 354 Трудового кодекса действует Федеральная инспекция труда. Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Среди федеральных органов исполнительной власти особое место занимает Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), значительная часть функций которого тесно связана с морским судоходством (выше уже говорилось о том, что в состав МЧС входит Государственная инспекция по маломерным судам). Согласно Положению о МЧС, утвержденному Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. (в ред. Указов от 23.10.2008 N 1517 и от 17.11.2008 N 1625), МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. МЧС осуществляет поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море РФ в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах РФ; предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море РФ. Министерство осуществляет надзор во внутренних водах и в территориальном море РФ за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок.
МЧС России в пределах своей компетенции:
- издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
- издает в пределах своей компетенции в установленном порядке нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, утверждает стандарты и нормы, отнесенные к компетенции МЧС России.
В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (ст. 4) им регулируются услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах. Одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (ст. 6). Согласно ст. 8 субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров и оказание услуг, в отношении которых применяется регулирование при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары или оказать услуги. Органы регулирования естественных монополий, в частности, формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Органы регулирования естественных монополий вправе принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, в том числе об установлении цен (тарифов), а также устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий. При нарушении положений Закона субъекты естественных монополий обязаны, в частности, заключить договор с потребителем, подлежащим обязательному обслуживанию; внести изменения в договор с потребителем; уплатить штраф; возместить причиненные убытки (ст. 15).
Указанные выше задачи возложены на Федеральную антимонопольную службу (ФАС), действующую на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 (с последующими изменениями). Согласно п. 1 Положения, ФАС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
Среди полномочий по контролю в установленной сфере деятельности ФАС следует отметить выдачу обязательных для исполнения предписаний заказчику, не являющемуся органом государственной власти Российской Федерации, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, или специализированной организации либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, а также возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Служба действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332. К полномочиям Службы относится, в частности, принятие правил применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий (п. 5.2.4.1). Также Служба формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); принимает решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.
В заключение следует кратко остановиться на двух службах: Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 419.
Служба осуществляет государственный контроль и надзор в сфере связи за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля; а также госконтроль и надзор за присвоением (назначением) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам; за регистрацией присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов; лицензированием деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований.
Служба, в частности, регистрирует радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства гражданского назначения.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Служба находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии и действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401. Служба, в частности, осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.
- Правовое регулирование морского судоходства в российской федерации
- Г.Г. Иванов
- Часть I. Государственное управление и государственный надзор
- Глава I. Основные федеральные органы исполнительной власти,
- § 1. Министерство транспорта Российской Федерации
- § 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- § 3. Федеральное агентство морского и речного транспорта
- § 4. Учреждения, предприятия и организации,
- § 5. Государственное управление деятельности
- § 6. Лицензирование на морском транспорте
- § 7. Другие федеральные органы исполнительной власти,
- Глава II. Морское судно и его экипаж
- § 1. Право собственности на судно и его национальность
- § 2. Судовые документы
- § 3. Государственная регистрация судов и прав на них
- Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:
- Раздел I содержит следующие основные сведения:
- § 4. Экипаж судна
- Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна.
- Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды
- § 1. Общие вопросы безопасности судоходства
- § 2. Конструкция, оборудование и снабжение судов
- Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.
- § 3. Обеспечение безопасной загрузки судов
- § 4. Обеспечение безопасности навигации
- § 5. Защита морской среды
- § 6. Международный кодекс по управлению
- § 7. Международный кодекс по охране судов
- Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
- § 8. Организация поиска и спасания судов
- § 9. Обеспечение безопасности морского судоходства
- § 10. Государственный портовый контроль
- Глава IV. Правовой режим судов в различных морских пространствах
- § 1. Внутренние морские воды. Заход судов
- § 2. Санитарный, пограничный и таможенный режим судов
- § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция
- § 4. Суда в территориальном море, исключительной
- Часть II. Основные договоры, применяющиеся в морском судоходстве
- Глава V. Договор морской перевозки груза
- § 1. Общие положения
- § 2. Подача судна и погрузка (предоставление) груза
- § 3. Коносамент
- § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
- § 5. Ответственность перевозчика, отправителя
- § 6. Договор прямой смешанной перевозки груза
- Глава VI. Договор морской перевозки пассажира
- § 1. Основные условия договора
- § 2. Ответственность перевозчика
- Глава VII. Договоры аренды на морском транспорте
- § 1. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
- § 2. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
- § 3. Договор финансовой аренды (лизинг)
- Глава VIII. Другие договоры оказания услуг
- § 1. Договоры лоцманской проводки и буксировки
- § 2. Договоры морского агентирования
- § 3. Договор доверительного управления судном
- § 4. Договор транспортной экспедиции
- § 5. Договор перевалки
- Глава IX. Договор морского страхования
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные права и обязанности страхователя
- § 3. Основные права и обязанности страховщика
- § 4. Ответственность страховщика
- § 5. Взаимное страхование
- Глава X. Договор о спасании
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные обязанности сторон договора о спасании
- § 3. Спасательное вознаграждение
- § 4. Специальная компенсация
- § 5. Распределение вознаграждения
- Часть III. Ответственность за убытки и ущерб, причиненные при осуществлении морского судоходства. Общая авария
- Глава XI. Ответственность и ее ограничение
- § 1. Ответственность и возмещение убытков
- § 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
- § 3. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой
- § 4. Ответственность за ущерб от загрязнения
- § 5. Ограничение ответственности по морским требованиям
- Глава XII. Общая авария
- § 1. Понятие общей аварии
- Глава XVI ктм в основном отражает Правила 1994 г., которые состоят из двух вводных правил - Правила о толковании и Основного правила, семи литерных правил (a - g) и двадцати двух цифровых правил.
- § 2. Виды общей аварии
- § 3. Порядок определения общеаварийных убытков
- Часть IV. Обеспечение выполнения обязательств в морском судоходстве
- Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна
- § 1. Морской залог
- § 2. Ипотека судна или строящегося судна
- Глава XIV. Арест судна
- § 1. Полномочия на арест
- § 2. Морское требование
- § 3. Условия ареста и освобождения судна
- § 4. Освобождение судов Международным трибуналом
- Глава XV. Урегулирование требований, возникающих при осуществлении морского судоходства
- § 1. Претензии и иски. Исковая давность
- § 2. Морской протест. Составление актов
- § 3. Суд и арбитраж по морским делам
- § 4. Исполнение судебных и арбитражных решений