logo
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА

Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.

Глава II разделена на две части: главу II-1 - Конструкция - деление на отсеки и остойчивость, механизмы и электрооборудование и главу II-2 - Конструкция - противопожарная защита, обнаружение и тушение пожара. Такое разделение в основном произошло вследствие увеличения норм в области пожарной безопасности.

Глава II-1 подразделяется на часть A - Общие положения (правила 1 - 3); часть B - Деление на отсеки и остойчивость грузового судна в поврежденном состоянии (правила 25-1 - 25-10); часть C - Механизмы (правила 26 - 39); часть D - Электрооборудование (правила 40 - 45) и часть E - Дополнительные требования к безвахтовым машинным отделениям (правила 46 - 54).

Глава II-2 также подразделяется на часть A - Общие положения (правила 1 - 22); часть B - Меры противопожарной безопасности на пассажирских судах (правила 23 - 41); часть C - Меры противопожарной безопасности на грузовых судах (правила 42 - 54) и часть D - Меры противопожарной безопасности для танкеров (правила 55 - 63).

Глава II в силу ее специфики постоянно подвергается изменениям и дополнениям, которые связаны как с техническим прогрессом в судостроении, так и с реакцией общественного мнения на наиболее крупные морские аварии, получившие широкий резонанс. Например, поправки, внесенные в связи с аварией парома "Геральд оф Фри Энтерпрайз", касались требований к остойчивости судов в поврежденном состоянии для судов типа ро-ро. Весьма важные поправки, содержащие требования по противопожарной защите судов, были приняты в связи с пожаром на судне "Скандинавиан Стар". Многочисленные поправки, направленные на повышение безопасности пассажирских паромов типа ро-ро, сформулированы в связи с гибелью парома "Эстония".

Глава III - Спасательные средства и устройства - подразделяется на три части: часть A - Общие положения (правила 1 - 5); часть B - Требования к судну (правила 6 - 29), состоит из трех разделов (требования к пассажирским и грузовым судам, дополнительные требования к пассажирским судам, дополнительные требования к грузовым судам); часть C - Требования к спасательным средствам (правила 30 - 53), состоит из семи разделов (общие положения, индивидуальные спасательные средства, визуальные сигнальные средства, спасательные шлюпки и плоты, дежурные шлюпки, спусковые и спасательные средства, разное).

Особое внимание в этой главе уделяется спасательным шлюпкам и спасательным плотам и их оборудованию. Так, все шлюпки должны быть оборудованы двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия и быть самораспрямляющимися. Грузовое судно должно иметь такое количество полностью закрытых спасательных шлюпок, которое с каждого борта может принять всех лиц, находящихся на судне, и такое количество спасательных плотов, которое при спуске с одного борта также может принять всех лиц. На пассажирских судах, совершающих международные рейсы, в одной или двух шлюпках должна иметься радиотелеграфная установка. На пассажирских судах типа ро-ро по крайней мере один из спасательных катеров должен быть быстроходным. Эти суда должны иметь место для приема вертолета и быть оборудованными эффективными средствами для быстрого подъема людей из воды и передачи их на спасательное средство. На основании этой главы действует Кодекс по спасательным устройствам, правила которого являются обязательными.

Глава IV - Радиосвязь (полностью пересмотренная в связи с решениями конференции по ГМССБ) - подразделяется на три части и состоит из 17 глав: часть A - Общие положения (правила 1 - 4); часть B - Обязательства договаривающихся правительств (правило 5); часть C - требования к судам (правила 6 - 18). Новая система, которая получила отражение в этой главе, вбирает в себя все современные достижения, включая спутники, и позволяет производить операции по поиску и спасанию с минимальной задержкой. Глава содержит требования к радиоустановкам и радиооборудованию, несению радиовахт, источникам энергии, техническому персоналу и ремонту. Согласно правилу 14 эксплуатационные требования, которые должны быть одобрены администрацией, должны отвечать соответствующим эксплуатационным требованиям не ниже тех, которые приняты ИМО. Определенные изменения связаны с ужесточением требований к радиооборудованию всех пассажирских судов.

Глава V - Безопасность мореплавания - была полностью пересмотрена на 73-й сессии Комитета по безопасности на море в 2000 г. В отличие от основной идеи Конвенции - установить минимальные требования для судов, совершающих международные рейсы, она применяется ко всем судам (за исключением военных кораблей, вспомогательных судов военно-морского флота или иных судов, владельцем или оператором которых является договаривающееся правительство и которые используются исключительно на правительственной некоммерческой службе). Глава содержит 35 правил; однако лишь некоторые из них устанавливают требования к конструкции, оборудованию и снабжению. Так, правило 16 содержит общие требования к техническому обслуживанию и ремонту оборудования, правило 17 направлено на обеспечение электромагнитной совместимости, правило 18 устанавливает, что навигационные системы и оборудование, необходимые для соблюдения требования главы V, должны быть одобрены администрацией и отвечать соответствующим эксплуатационным требованиям не ниже принятых ИМО. Главные требования к оснащению судов навигационными системами и оборудованием содержатся в правиле 19, распространяются в основном на суда, построенные после 1 июля 2001 г. Существующие суда должны отвечать требованиям правил 11, 12 и 20 главы V, не измененной на 73 сессии КБМ, однако это не освобождает их от требований по оснащению приемниками глобальной навигационной спутниковой системы или другой системы, которая действует в соответствующем районе и позволяет автоматически определять место судна.

В целях обеспечения национальной безопасности, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, а также совершенствования геодезических и кадастровых работ Правительство РФ Постановлением от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" установило, что в числе прочих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы:

а) космические средства (ракеты-носители, разгонные блоки, космические аппараты и корабли, спускаемые капсулы (аппараты));

б) воздушные суда государственной, гражданской и экспериментальной авиации;

в) морские суда и суда внутреннего речного и смешанного ("река - море") плавания.

Оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат технические средства и системы, образцы вооружения, военная и специальная техника, предназначенные для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а также транспортные средства, поставляемые и используемые для обеспечения органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить с 2010 года проведение работ по поэтапному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS находящихся в эксплуатации (вводимых в эксплуатацию) транспортных, технических средств и систем.

Руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за организацию работ по оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS транспортных, технических средств и систем.

Если указанное Постановление Правительства РФ в основном определяло порядок оснащения транспортных средств техническими средствами, то Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" устанавливает правовые основы осуществления навигационной деятельности и направлен на создание условий для удовлетворения потребностей в средствах навигации и услугах в сфере навигационной деятельности (под навигационной деятельностью понимается деятельность, связанная с определением и использованием координатно-временных параметров объектов). Субъектами правовых отношений в сфере навигационной деятельности, наряду с органами государственной власти, являются физические и юридические лица, обеспечивающие создание и функционирование средств навигации и объектов навигационной деятельности, а также лица, оказывающие и получающие услуги в сфере навигационной деятельности в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ст. 4 Закона, в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, повышения эффективности управления движения транспортных средств, уровня безопасности перевозок и т.д., транспортные средства и системы, перечень которых определяется, в том числе федеральными органами исполнительной власти, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.

Согласно ст. 5 Закона, средства навигации и объекты наземной космической инфраструктуры могут находиться в собственности любых лиц, за исключением космических аппаратов и объектов наземной космической инфраструктуры и создаваемых за счет средств федерального бюджета, которые являются собственностью Российской Федерации и не подлежат отчуждению.

К полномочиям Правительства РФ, определенным Законом, относится, в частности, установление порядка оснащения средствами навигации деятельности в целях повышения эффективности управления движением транспортных средств. Впервые в нашей стране определено (ст. 8), что физические и юридические лица могут осуществлять навигационную деятельность для собственных нужд и оказания услуг в сфере навигационной деятельности на всей территории РФ без ограничения точности определения координат (за исключением территорий и объектов, для которых законодательством РФ установлен особый режим безопасного функционирования и перечень которых утверждается Правительством РФ).

Суда, совершающие международные рейсы, а также суда, плавающие в прибрежных районах, должны быть оснащены транспондерами автоматической информационной (идентификационной) системы (в зависимости от назначения и типа судов, их вместимости установлены сроки оснащения). Расширены требования по оснащению судов РЛС с электронными устройствами прокладки до 10 или 20 целей.

В соответствии с правилом 20 в целях оказания помощи в расследовании аварии при совершении международных рейсов, суда оборудуются прибором регистрации данных о рейсе. Даты оборудования установлены для пассажирских судов, пассажирских судов ро-ро и т.д. Правило 22 устанавливает для судов длиной 45 м и более требования относительно видимости с ходового мостика, правило 26 посвящено рулевому приводу: испытаниям и учениям. Согласно правилу 27 морские навигационные карты и морские навигационные пособия (лоции, описания маяков и огней, извещения мореплавателям, таблицы приливов и все другие морские навигационные пособия для предстоящего рейса) должны быть в достаточном количестве и приведены к современному уровню.

Администрация должна определить, в каком объеме положения правила 15-28 не будут применяться к судам валовой вместимостью менее 150 тонн, совершающим любые рейсы, валовой вместимостью менее 500 тонн, не совершающим международных рейсов, и к рыболовным судам.

Глава VII - Перевозка опасных грузов (правила 1 - 16) - состоит из следующих частей: часть A - Перевозка опасных грузов в упаковке или навалом (правила 1 - 7); часть B - Постройка и оборудование судов, перевозящих сжиженные газы наливом (правила 11 - 13) и часть D - Специальные требования к перевозке облученного ядерного топлива, плутония и радиоактивных отходов высокого уровня активности в упакованном виде на борту судов (правила 14 - 16).

За последние 20 - 30 лет морские перевозки химических грузов резко возросли, в связи с чем были созданы специализированные суда. Танкеры-химовозы являются наиболее сложными сооружениями в силу того, что перевозимый ими груз представляет огромную угрозу с точки зрения безопасности мореплавания и охраны морской среды, несравнимую с той опасностью, которую представляет сырая нефть. Согласно правилу 10 части B такер-химовоз должен отвечать требованием Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы (Кодекс МКХ). Этот Кодекс состоит из 20 глав и содержит подробные требования к устройству судна, грузовым емкостям, системе трубопроводов, конструкционным материалам, электрическим установкам и т.д. В приложении к Кодексу приводится форма Международного свидетельства о пригодности судна к перевозке опасных химических грузов наливом.

Вопросы безопасности газовозов возникли примерно в то же время, что и проблема танкеров-химовозов. Развитие перевозок и технологии привели к пониманию того, что положения соответствующего кодекса должны быть обязательными. Правило 13 части C установило, что газовоз должен отвечать требованием Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом. Кодекс по газовозам вступил в силу 1 июля 1986 г. и подразделяет суда на четыре типа: 1G - требующие принятия максимальных предупредительных мер для исключения утечки газа; 2G - требующие принятия существенных предупредительных мер; 2PG - длиной 160 м и менее, требующие применения существенных предупредительных мер и где грузы перевозятся во вкладных цистернах, и 3G - требующие принятия умеренных предупредительных мер. Структура Кодекса в основном соответствует структуре Кодекса МКХ. В приложении приводится образец формы Международного свидетельства о пригодности суда к перевозке сжиженных газов наливом.

До самого последнего времени СОЛАС не содержал специальных требований к конструкции и оборудованию судов, перевозящих отработанное ядерное топливо. В соответствии с правилом 15 части D суда, перевозящие такое топливо, должны помимо соответствия любым другим применяемым требованиям соответствовать требованиям Международного кодекса безопасной перевозки облученного ядерного топлива, плутония и радиоактивных отходов высокого уровня активности на борту судов (ОЯТ). Эти перевозки до настоящего времени вызывают определенные споры, отражением которых являются положения правила 15, согласно которым ничто в этой части и Кодексе ОЯТ не наносит ущерба правам и обязанностям правительств согласно международному праву и любые действия, предпринимаемые для обеспечения соответствия, должны быть совместимы с международным правом.

Глава VIII - Ядерные суда (правила 1 - 2) - содержит основные требования ко всем ядерным торговым судам, которые применяются в дополнение к другим положениям Конвенции. На 12-й сессии Ассамблеи ИМО был принят Кодекс по безопасности ядерных торговых судов, который разработан как руководство для правительств по международно признанным нормам безопасности для проектирования, постройки, эксплуатации, технического обслуживания, проверок, списания и ликвидации ядерных торговых судов. Его положения носят характер рекомендаций, на базе которых разрабатываются национальные нормы. Так, согласно ст. 40 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" 1995 г. при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками должны соблюдаться требования норм и правил в области использования атомной энергии, государственных стандартов, правил Российского морского регистра судоходства, природоохранного и иного законодательства Российской Федерации. Соответствие судов этим требованиям должно подтверждаться соответствующими документами. Ответственность за безопасность судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками несут на этапе их строительства и ввода в эксплуатацию головная конструкторская организация, а после приемки в эксплуатацию - эксплуатирующие организации.

Глава X - Меры по безопасности для высокоскоростных судов - содержит три правила: правило 1 - Определения; правило 2 - Применение; правило 3 - Требования, предъявляемые к высокоскоростным судам. Эти требования содержатся в Международном кодексе безопасности высокоскоростных судов. После первоначального или последующих освидетельствований судну выдается свидетельство по безопасности высокоскоростного судна.

Продолжающаяся гибель судов, перевозящих навалочные грузы (иногда без всяких следов), а также большие потери человеческих жизней потребовали принятия от ИМО новых мер по обеспечению их безопасности. Конференция, проходившая в Лондоне в 1997 г., дополнила СОЛАС главой XII - Дополнительные меры безопасности для навалочных судов. Глава содержит 11 правил: правило 1 - Определения; правило 2 - Применение; правило 3 - Календарный план осуществления; правило 4 - Требования к остойчивости в поврежденном состоянии, применение к навалочным судам; правило 5 - Конструктивная прочность навалочных судов; правило 6 - Конструктивные и иные требования к навалочным судам; правило 7 - Освидетельствование грузовых трюмов навалочных судов; правило 8 - Информация о соответствии требованиям к навалочным судам; правило 9 - Требования к навалочным судам, которые не могут отвечать требованиям правила 4.2 из-за конфигурации их грузовых трюмов; правило 10 - Заявление плотности навалочного груза и правило 11 - Прибор контроля загрузки судна.

Глава XI на международной конференции, проходившей в Лондоне в декабре 2002 г., была разделена на две главы: XI-I - "Специальные меры по повышению безопасности на море" и XI-2 - "Специальные меры по повышению охраны на море". В главу XI-I включено Правило 5 - Журнал непрерывной регистрации судна; п. 4 Правила 3 заменен новым текстом, в котором установлены новые требования по нанесению опознавательного номера судна на соответствующей части судна. Форма журнала непрерывной регистрации судна и руководство по его ведению утверждены Резолюцией Ассамблеи ИМО A.959(23).

В главу XI-2 включены новые требования по обеспечению охраны судов и портовых средств против террористических актов. Суда должны отвечать этим требованиям, а также части A Международного кодекса по охране судов и портовых средств, одобренного этой конференцией.

Глава XII содержит требования к конструкции и оборудованию навалочных судов (за исключением правила 10). Что касается практически погрузки и перевозки навалочного груза, то ИМО были одобрены два кодекса, в которых регламентируются соответствующие вопросы.

Согласно СОЛАС-74 каждое судно подлежит освидетельствованию со стороны должностных лиц правительства или признанных им организаций. Употребляя слово "признанных", мы имеем в виду организации, которым соответствующее государство, в данном случае Российская Федерация, поручает осуществлять часть обязательств, принятых им на себя в соответствии с Правилами XI/I Конвенции. Освидетельствованию, в частности, подлежат корпус и механизмы судна, спасательные средства и снабжение судна, их радиоустановки и радиолокационные станции. Судно и его оборудование должны содержаться в состоянии, отвечающем требованиям Конвенции и гарантирующем пригодность для выхода в море без опасности для судна и людей, находящихся на борту. Проблема проведения проверок и освидетельствования и оформления соответствующих свидетельств является настолько важной, что в 1988 г. была созвана Международная конференция по гармонизированной системе освидетельствования и оформления свидетельств, которая приняла соответствующий Протокол 1988 г. к СОЛАС-74. Россия присоединилась к Протоколу 1988 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 456 (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2768).

Практика показала, что суда определенного типа (танкеры, навалочные суда) нуждаются в расширенном по сравнению с другими судами освидетельствовании. Такое освидетельствование осуществляется на основании правила XI/2 в соответствии с руководством, разработанным ИМО. На 18-й сессии Ассамблея утвердила два руководства: Руководство по расширенной программе проверок во время освидетельствования навалочных судов (поправки в Руководство были внесены Конференцией 1997 г.) и Руководство по расширенной программе проверок во время освидетельствования нефтяных танкеров.