§ 3. Договор доверительного управления судном
Согласно ст. 14 КТМ собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника. Доверительное управление имуществом регламентируется главой 53 ГК.
По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве управляющего (ст. 1012 ГК).
Объектом доверительного управления может быть любое судно за исключением судна, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Это связано с тем, что согласно ст. 14 КТМ учредителем доверительного управления может быть только собственник судна. Таким образом, судно, являющееся собственностью государства - Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, не может быть передано в доверительное управление пароходством - унитарным предприятием. Это может сделать лишь соответствующий орган по управлению государственным имуществом, который и будет являться учредителем доверительного управления. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия (п. 3 ст. 14 КТМ).
КТМ четко отграничил договор доверительного управления судна от договора морского агентирования и договора морского посредничества. В первом случае морской агент, хотя и может совершать юридические и иные действия как от своего имени, так и от имени судовладельца, однако они ограничены определенным портом или определенной территорией (не говоря уже о том, что под судовладельцем понимается не только собственник, но и любое лицо, использующее судно на ином законном основании). При морском посредничестве морской брокер действует только от имени доверителя и только при заключении ограниченного вида договоров. По нашему мнению, применение на морском транспорте договора доверительного управления будет расширяться, поскольку за последние годы появилось значительное число мелких судовладельцев, в собственности которых находится ограниченное число судов и которым сложно, а зачастую и невыгодно содержать соответствующие службы, обеспечивающие надлежащую эксплуатацию судов.
Договор доверительного управления судном должен быть заключен в письменной форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Согласно ст. 550 ГК это должна быть простая письменная форма путем составления одного документа, подписанного сторонами. Как уже отмечалось, передача судна в доверительное управление подлежит обязательной регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге. Несоблюдение формы договора доверительного управления или требования о регистрации передачи судна в доверительное управление влечет недействительность договора (п. 3 ст. 1017 ГК).
Согласно п. 4 ст. 14 КТМ, в договоре доверительного управления судном должны быть указаны стороны такого договора, права и обязанности доверительного управляющего, размер и форма его вознаграждения. В соответствии со ст. 1016 ГК к существенным условиям такого договора относятся: состав имущества, передаваемого в доверительное управление; наименование учредителя управления или выгодоприобретателя; размер вознаграждения и срок действия договора (этот договор заключается на срок, не превышающий пяти лет; при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором). Договор доверительного управления судном может быть прекращен по основаниям, указанным в ст. 1024 ГК (в частности, при отказе доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в определенных случаях; признания банкротом гражданина - предпринимателя, являющегося учредителем управления). При отказе одной из сторон от договора другая сторона должна быть уведомлена за три месяца до прекращения договора, если в нем не предусмотрен иной срок уведомления.
Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом или договором, все полномочия собственника (владение, пользование и распоряжение) в отношении судна, переданного в доверительное управление. Обычно права и обязанности доверительного управляющего подробно определяются в самом договоре. Так, в договорах доверительного управления судном устанавливается, что, передавая судно в доверительное управление, учредитель управления не вправе давать какие-либо указания доверительному управляющему по вопросам, связанным с управлением судна. Доверительный управляющий осуществляет доверительное управление лично, однако может поручить другому лицу от имени доверительного управляющего действия, необходимые для управления судном, включая заключение сделок. Обычно доверительный управляющий принимает на себя выполнение многих функций, обеспечивающих эксплуатацию судна, в частности укомплектование экипажем, техническое руководство, фрахтование, снабжение продовольствием, водой, бункером, поддержание судна в исправном техническом состоянии, продажу судна (после получения согласия учредителя управления), ведение бухгалтерского учета (судно отражается на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет; для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет). Разумеется, доверительный управляющий осуществляет коммерческую эксплуатацию судна.
Расходы, произведенные доверительным управляющим при выполнении своих обязанностей по договору, возмещаются за счет доходов от использования судна. В частности, возмещаются расходы по найму экипажа, исключая взносы в пенсионный фонд, оплате обязательного медицинского страхования и иные подобные расходы. Доверительный управляющий не обязан предоставлять собственные средства для покрытия расходов в связи с эксплуатацией судна.
Доверительный управляющий организует защиту интересов учредителя управления по претензиям и искам третьих лиц, возникающим в связи с эксплуатацией судна. Так, он может совершать любые процессуальные действия, передавать дела в суд, заключать мировые соглашения и т.п., обращаться за юридической, технической или иной помощью к внешним экспертам в связи с урегулированием претензий по вопросам, затрагивающим интересы учредителя управления. Для защиты прав на судно, находящееся в доверительном управлении, доверительный управляющий вправе требовать всякого устранения нарушения его прав (ст. ст. 301 - 305 ГК).
Несмотря на недостаточно четкие правила об ответственности доверительного управляющего, содержащиеся в п. 1 ст. 1022 ГК, доверительный управляющий судном - предприниматель - несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК, т.е. если не докажет, что убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий учредителя управления.
Размер вознаграждения доверительного управляющего судном устанавливается договором. Обычно он определяется в процентах от доходов по доверительному управлению судном за истекший финансовый год.
Практика морского судоходства выработала определенные правила, рекомендуемые к применению при передаче судов в управление. Эти правила не обязательно совпадают с концепцией доверительного управления, содержащейся в российском законодательстве, однако они могут быть использованы при определении содержания такого договора. Так, БИМКО одобрил Стандартную форму соглашения об управлении судном - "Shipman 98".
Соглашение предусматривает возможность осуществления как полного менеджмента, включающего обеспечение судна экипажем, техническое обслуживание судна, коммерческую эксплуатацию, организацию получения страхования, бухгалтерское обслуживание, покупку или продажу судна, снабжение судна продовольствием, бункеровку, так и частичного менеджмента.
Согласно п. 3 соглашения менеджер оказывает услуги в отношении судна в качестве агента от имени и по поручению судовладельца. Менеджер имеет право самостоятельно определять, какие действия необходимо предпринимать для выполнения соглашения в соответствии с хорошей практикой по управлению судами. Если стороны согласились на управление экипажем, то менеджер обеспечивает судно квалифицированным экипажем в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ-78/95, включая оплату, страхование, медицинское освидетельствование, укомплектование в соответствии с законодательством государства флага, знание английского языка в объеме, необходимом для выполнения обязанностей на судне, обучение, репатриацию, переговоры с профсоюзами и т.д. При техническом обслуживании обеспечивается надзор за всеми механизмами компетентным персоналом, организация ремонта, постановка в сухой док и т.д.
Соглашение содержит подробные положения, касающиеся прав и обязанностей сторон, вознаграждения, ответственности, срока действия соглашения и условий его расторжения и т.д.
- Правовое регулирование морского судоходства в российской федерации
- Г.Г. Иванов
- Часть I. Государственное управление и государственный надзор
- Глава I. Основные федеральные органы исполнительной власти,
- § 1. Министерство транспорта Российской Федерации
- § 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- § 3. Федеральное агентство морского и речного транспорта
- § 4. Учреждения, предприятия и организации,
- § 5. Государственное управление деятельности
- § 6. Лицензирование на морском транспорте
- § 7. Другие федеральные органы исполнительной власти,
- Глава II. Морское судно и его экипаж
- § 1. Право собственности на судно и его национальность
- § 2. Судовые документы
- § 3. Государственная регистрация судов и прав на них
- Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:
- Раздел I содержит следующие основные сведения:
- § 4. Экипаж судна
- Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна.
- Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды
- § 1. Общие вопросы безопасности судоходства
- § 2. Конструкция, оборудование и снабжение судов
- Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.
- § 3. Обеспечение безопасной загрузки судов
- § 4. Обеспечение безопасности навигации
- § 5. Защита морской среды
- § 6. Международный кодекс по управлению
- § 7. Международный кодекс по охране судов
- Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
- § 8. Организация поиска и спасания судов
- § 9. Обеспечение безопасности морского судоходства
- § 10. Государственный портовый контроль
- Глава IV. Правовой режим судов в различных морских пространствах
- § 1. Внутренние морские воды. Заход судов
- § 2. Санитарный, пограничный и таможенный режим судов
- § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция
- § 4. Суда в территориальном море, исключительной
- Часть II. Основные договоры, применяющиеся в морском судоходстве
- Глава V. Договор морской перевозки груза
- § 1. Общие положения
- § 2. Подача судна и погрузка (предоставление) груза
- § 3. Коносамент
- § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
- § 5. Ответственность перевозчика, отправителя
- § 6. Договор прямой смешанной перевозки груза
- Глава VI. Договор морской перевозки пассажира
- § 1. Основные условия договора
- § 2. Ответственность перевозчика
- Глава VII. Договоры аренды на морском транспорте
- § 1. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
- § 2. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
- § 3. Договор финансовой аренды (лизинг)
- Глава VIII. Другие договоры оказания услуг
- § 1. Договоры лоцманской проводки и буксировки
- § 2. Договоры морского агентирования
- § 3. Договор доверительного управления судном
- § 4. Договор транспортной экспедиции
- § 5. Договор перевалки
- Глава IX. Договор морского страхования
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные права и обязанности страхователя
- § 3. Основные права и обязанности страховщика
- § 4. Ответственность страховщика
- § 5. Взаимное страхование
- Глава X. Договор о спасании
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные обязанности сторон договора о спасании
- § 3. Спасательное вознаграждение
- § 4. Специальная компенсация
- § 5. Распределение вознаграждения
- Часть III. Ответственность за убытки и ущерб, причиненные при осуществлении морского судоходства. Общая авария
- Глава XI. Ответственность и ее ограничение
- § 1. Ответственность и возмещение убытков
- § 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
- § 3. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой
- § 4. Ответственность за ущерб от загрязнения
- § 5. Ограничение ответственности по морским требованиям
- Глава XII. Общая авария
- § 1. Понятие общей аварии
- Глава XVI ктм в основном отражает Правила 1994 г., которые состоят из двух вводных правил - Правила о толковании и Основного правила, семи литерных правил (a - g) и двадцати двух цифровых правил.
- § 2. Виды общей аварии
- § 3. Порядок определения общеаварийных убытков
- Часть IV. Обеспечение выполнения обязательств в морском судоходстве
- Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна
- § 1. Морской залог
- § 2. Ипотека судна или строящегося судна
- Глава XIV. Арест судна
- § 1. Полномочия на арест
- § 2. Морское требование
- § 3. Условия ареста и освобождения судна
- § 4. Освобождение судов Международным трибуналом
- Глава XV. Урегулирование требований, возникающих при осуществлении морского судоходства
- § 1. Претензии и иски. Исковая давность
- § 2. Морской протест. Составление актов
- § 3. Суд и арбитраж по морским делам
- § 4. Исполнение судебных и арбитражных решений