logo
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА

§ 2. Судовые документы

В КТМ все судовые документы подразделяются на основные (ст. 25), дополнительные (ст. 26) и на документы для судов заграничного плавания (ст. 28).

Следует обратить внимание на то, что число основных судовых документов росло от кодекса к кодексу. Если в КТМ СССР 1929 г. их было одиннадцать, в КТМ 1968 г. - двенадцать, то в КТМ РФ 1999 г. - уже девятнадцать (не считая радиожурнала). Хотя традиция включать в отечественные морские кодексы подробные перечни документов, которые рассматриваются в качестве судовых, уже сложилась, на наш взгляд, следует различать собственно судовые документы ("документы на судно") и документы, которые в силу национального законодательства или международного договора характеризуют то или иное состояние судна или его эксплуатацию и должны находиться на борту судна.

При сопоставлении ст. ст. 25 и 28 КТМ может сложиться впечатление, что суда, выходящие в заграничное плавание, должны иметь документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, сверх тех документов, которые указаны в ст. 25. Разумеется, это не так. Большинство документов, перечисленных в ст. 25 КТМ, предусмотрено также в соответствующих международных договорах (конвенциях) и в дублировании не нуждается.

Основными документами являются свидетельство о праве собственности на судно и свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Эти свидетельства выдаются органом, осуществляющим регистрацию судна. Свидетельство о праве собственности на судно выдается на основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр, и удостоверяет, что судно принадлежит конкретному собственнику. В свидетельстве приводятся основные данные о судне (тип, позывной сигнал, номер ИМО, порт регистрации, время и место постройки, главный материал корпуса, число и мощность машин, главные размерения - длина, ширина, высота борта, вместимость валовая и чистая), прежнее наименование судна, если оно ранее плавало под иностранным флагом, и прежний порт регистрации.

Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации выдается тем же органом регистрации и удостоверяет, что данному судну разрешается плавание под Государственным флагом. Свидетельство содержит те же реквизиты, что и свидетельство о праве собственности на судно.

Кроме указанных двух свидетельств судно должно иметь ряд других свидетельств, подтверждающих его технические характеристики и техническое состояние. Эти свидетельства выдаются органами Российского морского регистра судоходства судам, технический надзор за которыми Регистр осуществляет. Основным документом является свидетельство о годности к плаванию, которое удостоверяет общее техническое состояние и является обобщающим документом, подтверждающим, что данное судно соответствует требованиям целого ряда правил (классификации и постройки, оборудования, о грузовой марке и т.д.) и может эксплуатироваться по назначению. Грузовые суда, на которые распространяются положения СОЛАС-74, должны иметь свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции, свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению, свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию (или свидетельство об изъятии). Взамен этих трех свидетельств судну, которое отвечает требованиям глав II-1, II-2, III, VI, V и любым соответствующим требованиям Конвенции, может быть выдано свидетельство о безопасности грузового судна.

Пассажирское свидетельство выдается судну, перевозящему более 12 пассажиров и отвечающему специальным дополнительным требованиям. Пассажирским судам, на которые распространяются положения СОЛАС-74, выдается свидетельство о безопасности пассажирского судна (или свидетельство об изъятии).

Мерительное свидетельство выдается всем судам (кроме судов, используемых для санитарного, карантинного, таможенного и иных видов контроля) после соответствующего обмера и содержит данные об основных размерениях судна и его чистой и валовой вместимости. Судам, на которые распространяется Международная конвенция по обмену судов 1969 г., выдается Международное мерительное свидетельство 1969 г.

Свидетельство о грузовой марке выдается судну, прошедшему соответствующее освидетельствование в соответствии с Правилами о грузовой марке морских судов Регистра. Судам, на которые распространяется действие правил Международной конвенции о грузовой марке 1966 г., выдается Международное свидетельство о грузовой марке или международное свидетельство об изъятии для грузовой марки.

Конвенция МАРПОЛ-73/78 предусматривает выдачу других свидетельств морским судам, к которым относятся: Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью; Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом; свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами; свидетельство о предотвращении загрязнения мусором; Международное свидетельство о предотвращении загрязнения атмосферы с судов.

Правительство РФ Постановлением от 24 декабря 2008 г. N 1012 установило, что Минтранс России осуществляет организацию и координацию деятельности по выполнению обязательств России, вытекающих из ее участия в Международной конвенции о грузовой марке 1966 г., МАРПОЛ-73/78 и СОЛАС-74 в отношении предоставления судам освобождения (изъятия) от выполнения требований указанных Конвенций. Этим же Постановлением утверждены Правила предоставления судну освобождения (изъятия) от выполнения требований указанных Конвенций. Согласно Правилам решение о предоставлении судну освобождения принимается Федеральным агентством морского и речного транспорта на основании заявления судовладельца и после получения от российского классификационного общества информации о возможности предоставления судну освобождения или об отказе в предоставлении освобождения.

Оформление и выдача документов, подтверждающих предоставление судну освобождения, осуществляются классификационным обществом на основании решения о предоставлении судну освобождения, принятого Росморречфлотом.

Дополнительные требования предъявляются к определенным типам судов; соответственно, они должны обладать необходимыми свидетельствами. Так, танкерам-химовозам после первоначального или периодического освидетельствования выдается свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных химических грузов наливом или Международное свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных химических грузов наливом (в соответствии с Международным кодексом по химовозам); танкерам-газовозам - свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом или Международное свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом (в соответствии с Международным кодексом по газовозам). Судну, удовлетворяющему требованиям Кодекса высокоскоростных судов, выдается свидетельство по безопасности высокоскоростного судна, а судну с динамическими принципами поддержания на основании Кодекса по безопасности судов с динамическими принципами поддержания - свидетельство по конструкции, оборудованию и снабжению судов с динамическими принципами поддержания.

Суда с ядерной энергетической установкой в соответствии с Кодексом по безопасности ядерных торговых судов должны иметь свидетельство о безопасности ядерного грузового судна.

Согласно Международному кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (МКУБ), судну должно выдаваться свидетельство об управлении безопасностью, подтверждающее, что компания и ее управление на судне действуют в соответствии с Системой управления безопасностью.

В соответствии с Международным кодексом по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС), выдается международное свидетельство об охране судна.

В соответствии с СОЛАС-74 и ст. 53 КТМ на судне должно находиться свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающем безопасность, которое выдается органом регистрации судна.

Согласно ст. 24 КТМ органы технического надзора и классификации в соответствии с их полномочием присваивают судам класс. Присвоение класса удостоверяется классификационным свидетельством, которое также может быть названо в ряду судовых документов.

Следует отметить еще два свидетельства, без наличия которых эксплуатация морского судна невозможна. Это судовое санитарное свидетельство на право плавания и свидетельство о дератизации. Первое свидетельство выдается органами санэпиднадзора в соответствии с Санитарными правилами для морских судов СССР 1982 г. (в настоящее время пересматриваются), а второе - ими же на основании Международных медико-санитарных правил 2005 г.

К судовым документам отнесена лицензия судовой радиостанции, которая выдается Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций в соответствии с Федеральным законом от 20 января 1995 г. (16 февраля 2005 г.) N 15-ФЗ "О связи".

Как указывалось ранее, на каждом судне должна находиться копия лицензии или информация об имеющейся лицензии, выданной на право осуществления определенной деятельности. Наконец, на борту судна должна находиться копия документа о соответствии требованиям МКУБ, выданного соответствующей компании.

Среди судовых документов перечислены некоторые журналы, ведущиеся на судне: судовой журнал, машинный журнал, санитарный журнал, журнал операций со сточными водами, журнал операций с мусором, журнал нефтяных операций. Все эти журналы отражают работу судна и его механизмов, а также операций с веществами, представляющими потенциальную угрозу для окружающей среды. Так, судовой журнал является главным документом, в котором фиксируются все основные события, происходящие на судне. Журнал ведется в соответствии с правилами, установленными Минтрансом. В настоящее время продолжают действовать Правила ведения судового журнала, утвержденные Минморфлотом СССР (Приказ от 28 декабря 1988 г. N 173). Учитывая роль судового журнала при наступлении различных обстоятельств, в ст. 32 КТМ содержатся специальные правила, посвященные этому документу. Установлено, что судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи, после чего сдается на хранение в орган, в котором зарегистрировано судно. Судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия с него копий лицами, имеющими право на получение соответствующей информации.

Среди судовых документов, перечисленных в п. 1 ст. 25 КТМ, упомянута и судовая роль (список экипажа). Правила ведения судовой роли утверждены Приказом Минтранса от 3 апреля 2000 г. N 28 (БНА. 2000. N 23). Согласно п. 3 Правил судовая роль является основным судовым документом, содержащим сведение о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна. Это положение, как и многие другие положения Правил, соответствуют стандартам и рекомендуемым практикам Конвенции 1965 г., а форма судовой роли, приведенная в приложении, основана на стандартной форме судовой роли, принятой ИМО (FAL 5). Она содержит следующие сведения: название и национальная принадлежность судна, порт прибытия/убытия, дата прибытия/убытия, из какого порта судно прибыло, а также фамилия, имя, отчество члена экипажа, дата и место его рождения, гражданство, должность на судне и данные документа, удостоверяющего личность.

Согласно ст. 30 КТМ признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства и посещающего морские порты Российской Федерации, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации. Применительно к морскому судоходству взаимное признание документов осуществляется в соответствии с многосторонними договорами (конвенциями), которые содержат специальные положения по этому вопросу. Разумеется, речь идет о свидетельствах, которые выдаются в соответствии с этими конвенциями. Вместе с тем положения о взаимном признании судовых документов включаются и в двусторонние договоры о торговом судоходстве, заключенные Россией (ранее - СССР) со многими странами. Обычно в них речь идет о признании национальности судов на основании находящихся на борту этих судов документов, а также мерительных свидетельств и других судовых документов.

КТМ (ст. 31) устанавливает, что все судовые документы, за исключением свидетельства о праве собственности (судового билета), должны находиться на судне в подлинниках.