§ 8. Организация поиска и спасания судов
В соответствии с правилом V главы V СОЛАС правительства обязуются обеспечить принятие всех необходимых мер по организации наблюдения с берега и спасания людей, терпящих бедствие в море вблизи берегов. Эти меры должны включать создание, эксплуатацию и техническое обслуживание таких морских спасательных средств, какие необходимы с учетом интенсивности движения и навигационных опасностей. Для координации деятельности по обеспечению безопасности на море и в воздушном пространстве над ним была принята Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г. Основные нормы сосредоточены в приложении, которое состоит из пяти глав: глава 1 - Термины и определения; глава 2 - Организация и координация; глава 3 - Сотрудничество между государствами; глава 4 - Порядок проведения операций и глава 5 - Системы судовых сообщений.
Согласно п. 2.1.1 стороны самостоятельно или в сотрудничестве с другими государствами и (в зависимости от случая) с ИМО участвуют в развитии служб поиска и спасания с целью обеспечения оказания помощи любому лицу, терпящему бедствие. Получив сообщение о том, что какое-либо лицо терпит бедствие или производит впечатление терпящего бедствие на море, ответственные власти государства принимают срочные меры для обеспечения предоставления необходимой помощи. Для обеспечения надлежащей береговой инфраструктуры связи, надлежащего оперативного взаимодействия стороны индивидуально или в сотрудничестве с другими государствами в пределах каждого морского района устанавливают достаточное число поисково-спасательных районов, связанных со спасательно-координационным центром, в пределах которого обеспечиваются работы по поиску и спасанию. Каждый поисково-спасательный район устанавливается по соглашению между соответствующими сторонами. Сторона, признавшая ответственность за обеспечение служб поиска и спасания в конкретном районе, использует поисково-спасательные единицы и другие имеющиеся средства для оказания помощи людям, терпящим бедствие.
Стороны создают самостоятельно или в сотрудничестве с другими государствами спасательно-координационные центры (органы, ответственные за организацию эффективного поиска и спасания и за координацию проведения поисково-спасательных операций в пределах поисково-спасательного района) и спасательные подцентры (органы, подчиненные спасательно-координационным центрам и созданные в помощь последним в соответствии со специальными положениями ответственных властей). Центры и подцентры должны принимать меры для приема оповещений о бедствиях, поступающих из поисково-спасательного района. Центр также должен принять меры для установления связи с лицами, терпящими бедствие, со средствами поиска и спасания и с другими спасательно-координационными центрами и подцентрами. Каждый спасательно-координационный центр должен круглосуточно находиться в рабочем состоянии и быть постоянно укомплектован подготовленным персоналом, имеющим рабочее знание английского языка.
В Российской Федерации действуют морские спасательно-координационные центры в Мурманске, Санкт-Петербурге, Архангельске, Калининграде, Новороссийске, Астрахани, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, а также морские спасательные подцентры в Мурманске, Санкт-Петербурге, Архангельске и т.д. На бассейнах функционируют аварийно-спасательные управления (БАСУ), а также управления АСПТР (Новороссийское, Северо-Каспийское). В ведении Росморречфлота находится ФГУ "Госморспасслужба" с Государственным морским спасательно-координационным центром.
Согласно п. 2.2.2 для поддержания эффективности поисково-спасательных операций стороны обеспечивают согласованное использование имеющихся в распоряжении средств и устанавливают тесное сотрудничество между службами и организациями в таких областях, как проведение операций, планирование, подготовка, учения и т.п. Особенное внимание уделяется максимально тесной координации действий морских и авиационных служб в целях обеспечения наиболее эффективного и действенного поиска и спасания в своих поисково-спасательных районах и над ними.
В настоящее время действует Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России 1995 г., разработанное МЧС в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 174 и утвержденное совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами (объявлено Приказом Минтранса от 21 ноября 1995 г. N 101) для выполнения Международной конвенции по поиску и спасанию 1979 г. Положение определяет порядок взаимодействия аварийно-спасательной службы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности при организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах. Участниками взаимодействия являются МЧС, Минтранс, Минобороны, Госкомрыболовство, ФПС и другие ведомства.
Координация деятельности министерств и ведомств по обеспечению единой государственно политики в области поиска и спасания на море возлагается на Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, образованную Постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. N 11.
Координация действий участников взаимодействия при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море, возлагается на Минтранс. В соответствующих поисково-спасательных районах координацию действий подразделений аварийно-спасательных служб участников взаимодействия осуществляют СКЦ (СПЦ). Взаимодействие на море осуществляется в поисково-спасательных районах России. В приложении 1 к Положению приводятся перечень таких районов и их географические координаты (на Балтийском, Черном, Азовском и Каспийском морях, впредь до делимитации морских границ, приведены ориентировочно). Все указания Госморспасслужбы, СКЦ, СПЦ, касающиеся поиска и спасания лиц, терпящих бедствие, обязательны для выполнения соответствующими службами, подразделениями, силами и средствами, выделенными участниками взаимодействия для выполнения конкретной поисково-спасательной операции. На морских бассейнах разрабатываются и согласовываются бассейновые (региональные) планы взаимодействия. В планах определяются: состав и дислокация сил и средств, выделяемых участниками взаимодействия по получении сигнала бедствия; организация управления и связи; организация и порядок обеспечения постоянной готовности аварийно-спасательных служб; система донесений; первоочередные действия по получении сигнала бедствия; перечень и особенности основных юридических аспектов в вопросах привлечения сил и средств организаций различных форм собственности к решению задач поиска и спасания и т.п.
При получении информации о человеке, судне или другом средстве, находящемся в чрезвычайном положении, спасательно-координационные центры и спасательные подцентры немедленно анализируют эту информацию и определяют аварийную стадию в соответствии с п. 4.4 приложения. Для того чтобы облегчить определение надлежащих оперативных процедур, различаются следующие аварийные стадии:
1. Стадия неопределенности (когда было сообщено о человеке, пропавшем без вести, или о неприбытии в ожидаемый срок судна либо другого средства или когда человек, судно или другое средство не передали очередной сводки о своем местоположении или сообщения, касающегося безопасности плавания).
2. Стадия тревоги (когда после стадии неопределенности, попытки установить связь с человеком, судном или другим средством не дали результатов и запросы, адресованные другим соответствующим источникам, были безуспешны либо когда была получена информация о том, что эксплуатационная надежность судна или другого средства нарушена, но не в такой степени, когда вероятна ситуация бедствия).
3. Стадия бедствия (когда получена достоверная информация о том, что человеку, судну или другому средству грозит опасность и они нуждаются в немедленной помощи; или когда после стадии тревоги дальнейшие безуспешные попытки установить связь и безуспешные запросы большого количества источников указывают на вероятность того, что ситуация бедствия существует; или когда полученная информация указывает на то, что эксплуатационная надежность судна или другого средства нарушена в такой степени, когда вероятна ситуация бедствия).
После объявления стадии неопределенности СКЦ или СПЦ приступает к запросам, для того чтобы установить, находится ли человек или судно в безопасности, или объявляет стадию тревоги.
При объявлении стадии тревоги СКЦ или СПЦ запрашивает большое количество источников о пропавшем человеке, судне, оповещает соответствующие поисково-спасательные службы и приступает к действиям, необходимым в свете обстоятельств конкретного случая.
После объявления стадии бедствия СКЦ или СПЦ действует, как указано в его плане действий. В п. 4.5.4 описываются действия, когда местоположение объекта поиска неизвестно.
Согласно п. 4.7.2, если к поисково-спасательным операциям должно подключиться значительное количество средств и если СКЦ или СПЦ сочтут это необходимым, следует как можно раньше назначить наиболее способное лицо координатором на месте действия, предпочтительно еще до прибытия средств в конкретную зону. В п. 23 Положения о взаимодействии 1995 г. указывается, что капитан спасателя, прибывший к месту бедствия первым, принимает на себя функции "командира на месте". Капитан иного судна, первый прибывший к месту бедствия, принимает на себя функции "командира надводного поиска" до прибытия судна спасателя (тот или другой является руководителем поисково-спасательных работ, по команде которых немедленно начинаются работы по поиску и спасанию). В целях единоначалия назначается командир на месте действия (координатор надводного поиска). Он должен, как правило, оставаться руководителем поисково-спасательных работ до их завершения или до тех пор, пока не станет очевидной бесполезность дальнейших усилий. При этом руководителю поисково-спасательных работ предоставляется свобода действий в отношении использования в районе бедствия сил и средств, в том числе выделенных другими участниками взаимодействия, запроса дополнительных сил и средств, а также принятия или отклонения любых предложений, сделанных ему в ходе ведения работ.
В соответствии с п. 4.8 приложения к Конвенции поисково-спасательные операции, если это практически осуществимо, следует продолжать до тех пор, пока не останется никакой разумной надежды на спасение оставшихся в живых людей. Если поисково-спасательная операция на месте становится практически неосуществимой, а СКЦ или СПЦ приходят к заключению, что еще могут оставаться в живых люди, центр может временно приостановить действия на месте в ожидании дальнейших событий и немедленно сообщает об этом любой власти, средству или службе, которые были задействованы или уведомлены.
Стороны координируют работу своих поисково-спасательных операций, а при необходимости им следует также координировать свои поисково-спасательные операции с организациями соседних государств. Если нет иной договоренности, стороне следует разрешать (при условии соблюдения применимых национальных законов и правил) немедленный допуск в свое территориальное море или на свою территорию либо в воздушное пространство над ними спасательных единиц другой стороны исключительно для целей поиска мест морских происшествий и спасания людей, оставшихся в живых после таких происшествий. Органы стороны, желающей, чтобы его спасательные единицы были допущены на территорию другой стороны для указанной цели, передают просьбу с указанием полных сведений о намечаемой миссии в СКЦ другой стороны. Ответственные власти немедленно подтверждают получение такой просьбы и как можно скорее указывают условия (если таковые имеются), на которых может быть предпринята намечаемая миссия. Каждая сторона уполномочивает свои СКЦ запрашивать у других СКЦ любую требующуюся помощь, выдавать необходимые разрешения на допуск на свою территорию судов, летательных аппаратов, персонала, снабжения и т.п., принимать совместно с таможенными, иммиграционными, санитарными или другими властями необходимые меры в целях ускорения допуска.
Статья 16 Закона о внутренних водах устанавливает, что поисково-спасательные операции во внутренних морских водах и территориальном море осуществляются спасательными судами и средствами Российской Федерации. Допуск спасательных судов и средств иностранных государств во внутренние морские воды и территориальное моря и их участие в поисково-спасательных операциях в целях поиска и спасания людей, спасения и буксировки аварийных судов и грузов производятся в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2000 г. N 654 утверждено Положение о пересечении Государственной границы Российской Федерации иностранными спасательными единицами и пребывании их на территории Российской Федерации в целях поиска и спасания людей (СЗ РФ. 2000. N 37. Ст. 3722). Согласно п. 4 Положения, если иное не предусмотрено международными договорами, в целях получения разрешения на пересечение Государственной границы Российской Федерации иностранной спасательной единицей для осуществления поиска и спасания людей на море СКЦ иностранного государства обращается с запросом в государственный морской спасательно-координационный центр Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службы России или российский морской СКЦ, в районе которого проводится поисково-спасательная операция. В запросе указываются: причина пересечения границы; тип и название спасательной единицы и ее позывные; государственная и иная принадлежность спасательной единицы; фамилия капитана (командира); количество спасенных людей, если такие имеются; наименование морского порта (аэропорта), куда предполагает направиться спасательная единица; ее основные технические характеристики; маршрут и высота полета; предполагаемое место и время пересечения границы.
Российский СКЦ, получив запрос СКЦ иностранного государства, немедленно подтверждает его получение и в возможно короткий срок сообщает ему о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения на пересечение Государственной границы Российской Федерации иностранной спасательной единицей. В случае выдачи разрешения российский СКЦ незамедлительно информирует об этом МИД, Минобороны, ФПС, ФСБ и ГТК о предполагаемых координатах района проведения поисково-спасательной операции и возможных сроках предстоящего захода (влета) иностранной спасательной единицы. Разрешение на заход выдают начальники региональных управлений ФПС с уведомлением органов Военно-Морского Флота, ФСБ и региональных таможенных управлений ГТК. Разрешение на влет выдают военные секторы центров единой системы организации воздушного движения с уведомлением органов управления Военно-Воздушных Сил, органов ФСБ, ФТС. Эти разрешения оговариваются некоторыми дополнительными требованиями.
Иностранная морская спасательная единица, получившая разрешение на пересечение Государственной границы Российской Федерации, совершает в случае необходимости заход только в морские порты, открытые для захода иностранных судов, либо в пункты, указанные российским СКЦ, согласованные с органами Военно-Морского Флота и ФСБ.
В соответствии с п. 8 Положения, если иное не предусмотрено международными договорами, иностранная спасательная единица, прибывшая в морской порт (аэропорт) или иной пункт, должна пройти пограничный, таможенный, санитарный и другие виды контроля. Члены экипажа иностранной спасательной единицы и другие находящиеся на борту люди пересекают государственную границу по документам, предусмотренным законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Координация действий по поиску и спасанию осуществляется соответствующим российским СКЦ или по его указанию - подчиненным ему СПЦ.
Условия пребывания иностранных спасательных единиц в территориальном море, во внутренних морских водах, на сухопутной территории и в воздушном пространстве России регламентируются нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также правилами, издаваемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Размещение иностранных спасательных единиц в морских портах, аэропортах и иных пунктах, их обеспечение, определение сроков их пребывания определяется Минтрансом в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно главе 5 Конвенции 1979 г. сторонам рекомендовано устанавливать системы судовых сообщений, если это считается необходимым для облегчения проведения поисково-спасательных операций. Эти системы должны обеспечивать потребителей уточненной информацией о движении судов для того, чтобы в случае бедствия сокращать время между моментом потери связи с судном и началом поисково-спасательной операции в случаях неполучения сигнала бедствия; быстро опознать суда, которые могут быть привлечены для оказания помощи; установить меньшие размеры поисковой зоны.
Новая система связи, которая получила отражение в главе IV СОЛАС, вбирает в себя все современные достижения, включая спутники, и позволяет производить операции по поиску и спасанию с минимальной задержкой.
Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) является системой связи судно - берег, берег - судно, судно - судно. Оборудование, которое необходимо иметь на борту судна, зависит не от его тоннажа, а от морских районов, в которых оно плавает. Мировой океан разделен на четыре района: район А1 - в пределах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой УКВ-станции (связь примерно в радиусе 25 миль); район А2 - в пределах зоны действия по крайней мере одной средневолновой станции, обеспечивающей возможность передачи сообщений о бедствии с использованием цифрового избирательного вызова (ЦИВ) радиусом действия примерно 100 миль; район А3 - в пределах зоны действия системы геостационарных спутников ИНМАРСАТ (Международной организации морской спутниковой связи), который покрывает весь земной шар за исключением полярных районов; район 4 - за пределами районов А1, А2 и А3. Оборудование, требуемое системой ГМССБ, различается в зависимости от района, в котором плавает судно, и включает в себя:
- цифровой избирательный вызов - способ связи, использующий цифровые коды, который позволяет радиостанции устанавливать связь и передавать информацию другим станциям. Сигнал бедствия может быть направлен простым нажатием кнопки. Система избирательна, потому что извещение может быть направлено на конкретное судно или группу судов или на все суда и станции;
- координированную передачу и автоматический прием на частоте 518 кГц информации о бедствии в море с помощью узкополосной буквопечатающей телеграфии на английском языке (НАВТЕКС). Эта информация автоматически принимается всеми судами в печатном виде;
- спутниковые аварийные буи - указатели местоположения (спутниковый АРБ), установленные в легко доступном месте, способные всплывать, если судно тонет, и автоматически включаться при всплытии, а также имеющие возможность приводиться в действие вручную;
- радиолокационные ответчики, которые автоматически передают сигнал, "перехваченный" ближайшей радиолокационной станцией;
- оборудование для связи через спутники.
Правила радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса, Минсвязи, Госкомрыболовства от 4 ноября 2000 г. N 137/190/291 (далее - Правила радиосвязи) (БНА. 2001. N 1). Назначением Правил радиосвязи является обеспечение безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, оперативно-диспетчерского руководства работой флота, обмен информацией. Согласно п. 8 береговые станции и береговые земные станции могут осуществлять радиосвязь и вести обмен информацией с отечественными и иностранными судовыми станциями, со станциями воздушных судов (при поисково-спасательных операциях), с отечественными и иностранными береговыми станциями при наличии соответствующего разрешения Госсвязьнадзора России. Судовые станции и судовые земные станции могут осуществлять радиосвязь с отечественными и иностранными береговыми станциями и береговыми земными станциями, с другими судовыми станциями и судовыми земными станциями, со станциями воздушных судов (при поисково-спасательных операциях). Не допускается использование любыми станциями радиотелефонных установок, (кроме УКВ-радиостанций) при заходе в порт, плавании и стоянке в портовых водах, за исключением портов, где разрешается работа судовых земных станций МПСС, а также кроме аварийных ситуаций, при проводке судов во льдах или с разрешения капитана порта.
В Правилах радиосвязи глава 2 посвящена регламентации морской подвижной службы; глава 3 - морской подвижной спутниковой службы; глава 4 - передаче сигналов тревоги, вызова и сообщения в случае бедствия, срочности и безопасности; глава 5 - управлению сетями МПС и МПСС при чрезвычайных ситуациях.
С 1 февраля 1999 г. аварийное наблюдение в России производится на частоте 2187,5 кГц. Морские администрации портов ведут наблюдение на 16-м и 70-м каналах УКВ - морская зона А1. Такие районы были установлены Приказом Федеральной службы морского флота от 19 ноября 1996 г. N 41; Приказом Минтранса от 7 июля 1997 г. N 70 - в Авачинской Губе. Приказом Минтранса от 17 марта 1998 г. N 26/55 создан морской район А2 на акватории, прилегающей к заливу Петра Великого, а Приказом от 18 мая 1998 г. N 52 решаются вопросы создания и функционирования морских районов ГМССБ на Черном и Азовском морях.
- Правовое регулирование морского судоходства в российской федерации
- Г.Г. Иванов
- Часть I. Государственное управление и государственный надзор
- Глава I. Основные федеральные органы исполнительной власти,
- § 1. Министерство транспорта Российской Федерации
- § 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- § 3. Федеральное агентство морского и речного транспорта
- § 4. Учреждения, предприятия и организации,
- § 5. Государственное управление деятельности
- § 6. Лицензирование на морском транспорте
- § 7. Другие федеральные органы исполнительной власти,
- Глава II. Морское судно и его экипаж
- § 1. Право собственности на судно и его национальность
- § 2. Судовые документы
- § 3. Государственная регистрация судов и прав на них
- Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:
- Раздел I содержит следующие основные сведения:
- § 4. Экипаж судна
- Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна.
- Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды
- § 1. Общие вопросы безопасности судоходства
- § 2. Конструкция, оборудование и снабжение судов
- Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.
- § 3. Обеспечение безопасной загрузки судов
- § 4. Обеспечение безопасности навигации
- § 5. Защита морской среды
- § 6. Международный кодекс по управлению
- § 7. Международный кодекс по охране судов
- Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
- § 8. Организация поиска и спасания судов
- § 9. Обеспечение безопасности морского судоходства
- § 10. Государственный портовый контроль
- Глава IV. Правовой режим судов в различных морских пространствах
- § 1. Внутренние морские воды. Заход судов
- § 2. Санитарный, пограничный и таможенный режим судов
- § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция
- § 4. Суда в территориальном море, исключительной
- Часть II. Основные договоры, применяющиеся в морском судоходстве
- Глава V. Договор морской перевозки груза
- § 1. Общие положения
- § 2. Подача судна и погрузка (предоставление) груза
- § 3. Коносамент
- § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
- § 5. Ответственность перевозчика, отправителя
- § 6. Договор прямой смешанной перевозки груза
- Глава VI. Договор морской перевозки пассажира
- § 1. Основные условия договора
- § 2. Ответственность перевозчика
- Глава VII. Договоры аренды на морском транспорте
- § 1. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
- § 2. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
- § 3. Договор финансовой аренды (лизинг)
- Глава VIII. Другие договоры оказания услуг
- § 1. Договоры лоцманской проводки и буксировки
- § 2. Договоры морского агентирования
- § 3. Договор доверительного управления судном
- § 4. Договор транспортной экспедиции
- § 5. Договор перевалки
- Глава IX. Договор морского страхования
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные права и обязанности страхователя
- § 3. Основные права и обязанности страховщика
- § 4. Ответственность страховщика
- § 5. Взаимное страхование
- Глава X. Договор о спасании
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные обязанности сторон договора о спасании
- § 3. Спасательное вознаграждение
- § 4. Специальная компенсация
- § 5. Распределение вознаграждения
- Часть III. Ответственность за убытки и ущерб, причиненные при осуществлении морского судоходства. Общая авария
- Глава XI. Ответственность и ее ограничение
- § 1. Ответственность и возмещение убытков
- § 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
- § 3. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой
- § 4. Ответственность за ущерб от загрязнения
- § 5. Ограничение ответственности по морским требованиям
- Глава XII. Общая авария
- § 1. Понятие общей аварии
- Глава XVI ктм в основном отражает Правила 1994 г., которые состоят из двух вводных правил - Правила о толковании и Основного правила, семи литерных правил (a - g) и двадцати двух цифровых правил.
- § 2. Виды общей аварии
- § 3. Порядок определения общеаварийных убытков
- Часть IV. Обеспечение выполнения обязательств в морском судоходстве
- Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна
- § 1. Морской залог
- § 2. Ипотека судна или строящегося судна
- Глава XIV. Арест судна
- § 1. Полномочия на арест
- § 2. Морское требование
- § 3. Условия ареста и освобождения судна
- § 4. Освобождение судов Международным трибуналом
- Глава XV. Урегулирование требований, возникающих при осуществлении морского судоходства
- § 1. Претензии и иски. Исковая давность
- § 2. Морской протест. Составление актов
- § 3. Суд и арбитраж по морским делам
- § 4. Исполнение судебных и арбитражных решений