§ 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 установлено (п. 4), что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Под функциями по контролю и надзору понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.
Согласно Постановлению Правительства от 7 апреля 2004 г. N 184 "Вопросы федеральной службы по надзору в сфере транспорта" (с изменениями) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, морского (включая обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морских рыбных портах), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Основными функциями в установленной сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта являются:
а) осуществление контроля и надзора за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных законодательством Российской Федерации общеобязательных правил поведения;
б) выдача разрешений (лицензий) юридическим лицам и гражданам на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий;
в) регистрация актов, документов, прав и объектов;
г) организация, проведение и участие в установленном законодательством Российской Федерации порядке в проведении расследований транспортных происшествий на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте;
д) издание индивидуальных правовых актов на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 (с изменениями), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в части, касающейся функций по контролю и надзору, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации в указанной сфере.
Федеральная служба находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
Федеральная служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, а также Положением.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 5 Положения Федеральная служба осуществляет следующие основные полномочия:
осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:
- о торговом мореплавании;
- об организации, обеспечении и выполнении организациями морского транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;
- об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации морских судов;
также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.
Федеральная служба выдает:
- лицензии, а также приостанавливает, ограничивает действие и аннулирует их;
- иные разрешительные документы в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия.
Служба осуществляет в установленном порядке:
- организацию регистрации морских судов, ведение соответствующих реестров;
- присвоение рейсам морских судов при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств определенного Федеральной службой охраны Российской Федерации статуса литерных;
- участие в работе по определению технического состояния (комиссованию) транспортных средств, объектов и оборудования, используемых для перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;
- контроль за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- согласование строительства в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей;
- обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;
- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба имеет право:
- проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;
- организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
- создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии).
Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Федеральную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра транспорта Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
Федеральная служба является юридическим лицом, имеет свою эмблему, флаг, вымпел руководителя Службы и вымпел морских и речных судов, используемых для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В составе Федеральной службы находится Управление государственного морского и речного надзора, которое действует на основании Положения, утвержденного Приказом Ространснадзора от 26 марта 2008 г. N ГК-302ФС. Управление государственного морского и речного надзора участвует в осуществлении полномочий органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации по контролю и надзору на морском и внутреннем водном транспорте.
Управление государственного морского и речного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы государственного морского и речного надзора Ространснадзора, во взаимодействии со структурными подразделениями Ространснадзора, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, международными и иными организациями.
Согласно п. 8 Положения основной задачей Управления государственного морского и речного надзора является контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:
- о торговом мореплавании;
- об организации, обеспечении и выполнении организациями морского и внутреннего водного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;
- о безопасности гидротехнических сооружений;
- о лицензировании отдельных видов деятельности.
Управление осуществляет следующие основные функции:
- организацию проверок юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с судоходством и обеспечением его безопасности на море и внутренних водных путях;
- организацию лицензирования и лицензионного контроля следующих видов деятельности:
а) перевозок морским транспортом пассажиров;
б) перевозок морским транспортом грузов;
в) а также погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;
г) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- организацию проверок безопасности судоходных гидротехнических сооружений, соблюдения норм и правил эксплуатации морских и речных портовых гидротехнических сооружений;
- рассмотрение заключений и протестов сторон по аварийным случаям на морском транспорте и подготовку проектов окончательных решений по ним на утверждение руководством Ространснадзора;
- разработку основных направлений совершенствования деятельности системы органов государственного морского и речного надзора;
- сводный учет аварийности на морском и внутреннем водном транспорте, подготовку справочной информации руководству Ространснадзора;
- анализ аварийности на морском и внутреннем водном транспорте, подготовку предложений и проектов распорядительных документов по ее сокращению;
- обеспечение присвоения рейсам морских судов, судов внутреннего и смешанного плавания при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств определенного Федеральной службой охраны статуса литерных;
- участие в работе по определению технического состояния морских судов, судов внутреннего и смешанного плавания, используемых для перевозки высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;
- участие в контроле за соответствием установленным требованиям функциональных подсистем организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- аттестацию лиц, замещающих должности руководителей и специалистов, на которых возложена ответственность за обеспечение безопасности судоходства и защиты окружающей среды на морском и внутреннем водном транспорте;
- участие в аттестации аварийно-спасательных служб и формирований;
- контроль деятельности капитанов морских портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту.
Согласно п. 9.17 Положения Ространснадзор подготавливает решения:
- о сертификации и признании центров дополнительной профессиональной подготовки членов экипажей судов и берегового персонала систем обеспечения безопасности судоходства;
- о предоставлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации судам, зарегистрированным в реестре иностранного государства и переданным российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру);
- о согласовании строительства в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей, строительства и эксплуатации сооружений на внутренних водных путях.
Ространснадзор организует регистрацию морских судов, судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, включая спортивные и прогулочные, и прав на них, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, ведение соответствующих реестров, а также ведение реестров лицензий по видам деятельности, осуществляемой на морском и внутреннем водном транспорте.
Госморречнадзор с целью реализации полномочий в сфере морского и речного транспорта имеет право:
- координировать и контролировать деятельность территориальных органов государственного морского и речного надзора, организовывать их отчетность перед Ространснадзором;
- проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц;
- организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в сфере морского и речного транспорта;
- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими и физическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере морского и речного транспорта, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
- составлять и рассматривать протоколы по делам об административных правонарушениях;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Госморречнадзора.
Управление государственного морского и речного надзора возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Ространснадзора по представлению заместителя руководителя Ространснадзора, контролирующего деятельность Госморречнадзора.
Начальник Управления осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госморречнадзор полномочий в установленной сфере деятельности.
В настоящее время в состав Госморречнадзора входят отделы (п. 14 Положения):
- отдел надзора за мореплаванием и судоходством;
- отдел надзора за портовой деятельностью и судоходными гидротехническими сооружениями;
- отдел надзора за лицензированием, транспортировкой опасных грузов и регистрации судов.
Отдел информационно-аналитического обеспечения, расследования и учета транспортных происшествий.
В сферу деятельности Отдела надзора за мореплаванием и судоходством входит:
1) контроль и надзор в сфере морского, включая морские порты (кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного транспорта;
2) осуществление государственного надзора за торговым мореплаванием и судоходством на внутренних водных путях Российской Федерации в целях обеспечения безопасности мореплавания и судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.
Отдел осуществляет в сфере морского и внутреннего водного транспорта следующие функции:
на морском транспорте и в морских портах:
- контроль и надзор за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании в установленной сфере деятельности;
- контроль деятельности капитанов морских портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту, возложенных на него Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Положением о капитане морского порта, утвержденным Приказом Минтранса России от 19 декабря 2006 г. N 156 "Об утверждении Положения о капитане морского порта", Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации;
- надзор за соблюдением участниками транспортного процесса на море требований международных конвенций и национального законодательства в области торгового мореплавания;
- надзор за дипломированием членов экипажей морских судов, судов смешанного (река - море) плавания и судов внутреннего плавания;
- надзор за деятельностью организаций, осуществляющих управление движением судов в морских портах (СУДС);
- надзор за состоянием морских путей и средствами навигационного обеспечения на подходах к морским портам и в морских портах;
- надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов.
- Правовое регулирование морского судоходства в российской федерации
- Г.Г. Иванов
- Часть I. Государственное управление и государственный надзор
- Глава I. Основные федеральные органы исполнительной власти,
- § 1. Министерство транспорта Российской Федерации
- § 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- § 3. Федеральное агентство морского и речного транспорта
- § 4. Учреждения, предприятия и организации,
- § 5. Государственное управление деятельности
- § 6. Лицензирование на морском транспорте
- § 7. Другие федеральные органы исполнительной власти,
- Глава II. Морское судно и его экипаж
- § 1. Право собственности на судно и его национальность
- § 2. Судовые документы
- § 3. Государственная регистрация судов и прав на них
- Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:
- Раздел I содержит следующие основные сведения:
- § 4. Экипаж судна
- Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна.
- Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды
- § 1. Общие вопросы безопасности судоходства
- § 2. Конструкция, оборудование и снабжение судов
- Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.
- § 3. Обеспечение безопасной загрузки судов
- § 4. Обеспечение безопасности навигации
- § 5. Защита морской среды
- § 6. Международный кодекс по управлению
- § 7. Международный кодекс по охране судов
- Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
- § 8. Организация поиска и спасания судов
- § 9. Обеспечение безопасности морского судоходства
- § 10. Государственный портовый контроль
- Глава IV. Правовой режим судов в различных морских пространствах
- § 1. Внутренние морские воды. Заход судов
- § 2. Санитарный, пограничный и таможенный режим судов
- § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция
- § 4. Суда в территориальном море, исключительной
- Часть II. Основные договоры, применяющиеся в морском судоходстве
- Глава V. Договор морской перевозки груза
- § 1. Общие положения
- § 2. Подача судна и погрузка (предоставление) груза
- § 3. Коносамент
- § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
- § 5. Ответственность перевозчика, отправителя
- § 6. Договор прямой смешанной перевозки груза
- Глава VI. Договор морской перевозки пассажира
- § 1. Основные условия договора
- § 2. Ответственность перевозчика
- Глава VII. Договоры аренды на морском транспорте
- § 1. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
- § 2. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
- § 3. Договор финансовой аренды (лизинг)
- Глава VIII. Другие договоры оказания услуг
- § 1. Договоры лоцманской проводки и буксировки
- § 2. Договоры морского агентирования
- § 3. Договор доверительного управления судном
- § 4. Договор транспортной экспедиции
- § 5. Договор перевалки
- Глава IX. Договор морского страхования
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные права и обязанности страхователя
- § 3. Основные права и обязанности страховщика
- § 4. Ответственность страховщика
- § 5. Взаимное страхование
- Глава X. Договор о спасании
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные обязанности сторон договора о спасании
- § 3. Спасательное вознаграждение
- § 4. Специальная компенсация
- § 5. Распределение вознаграждения
- Часть III. Ответственность за убытки и ущерб, причиненные при осуществлении морского судоходства. Общая авария
- Глава XI. Ответственность и ее ограничение
- § 1. Ответственность и возмещение убытков
- § 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
- § 3. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой
- § 4. Ответственность за ущерб от загрязнения
- § 5. Ограничение ответственности по морским требованиям
- Глава XII. Общая авария
- § 1. Понятие общей аварии
- Глава XVI ктм в основном отражает Правила 1994 г., которые состоят из двух вводных правил - Правила о толковании и Основного правила, семи литерных правил (a - g) и двадцати двух цифровых правил.
- § 2. Виды общей аварии
- § 3. Порядок определения общеаварийных убытков
- Часть IV. Обеспечение выполнения обязательств в морском судоходстве
- Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна
- § 1. Морской залог
- § 2. Ипотека судна или строящегося судна
- Глава XIV. Арест судна
- § 1. Полномочия на арест
- § 2. Морское требование
- § 3. Условия ареста и освобождения судна
- § 4. Освобождение судов Международным трибуналом
- Глава XV. Урегулирование требований, возникающих при осуществлении морского судоходства
- § 1. Претензии и иски. Исковая давность
- § 2. Морской протест. Составление актов
- § 3. Суд и арбитраж по морским делам
- § 4. Исполнение судебных и арбитражных решений