logo
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА

§ 4. Обеспечение безопасности навигации

Безопасность навигации (плавания) наряду с конструкцией, оборудованием и снабжением судна обеспечивается выполнением ряда специальных правил. Речь идет об организации систем навигационных и метеорологических предупреждений, службах ледовой разведки, поиска и спасания, гидрографических службах, службах управления движением судов, установлении путей движения судов и схем разделения движения, организации лоцманской проводки судов. Особое место среди этих норм занимают правила предупреждения столкновения судов.

Многие правила главы V СОЛАС посвящены указанным вопросам. Так, согласно правилу 4 каждое правительство принимает меры, необходимые для обеспечения того, что при получении из любого надлежащего источника сведений о любых опасностях они были быстро доведены до сведения всех заинтересованных сторон и сообщены другим заинтересованным правительствам. Как отмечалось ранее, в России функции по навигационно-гидрографическому обеспечению морских путей возложены на Минобороны, которое публикует информацию об изменениях навигационной обстановки и режима плавания. В соответствии с правилом 5 правительства обязаны поощрять сбор метеорологических данных находящимися в море судами, организацию их изучения, распространения и обмена способом, наиболее полно отвечающим целям оказания помощи судовождению. В частности, суда должны предупреждаться о сильных ветрах, штормах и тропических циклонах; ежедневно, по крайней мере дважды, должна передаваться для нужд судоходства средствами наземных и космических служб радиосвязи информация о погоде, о волнениях и о льдах и т.д. Прогнозы, предупреждения, синоптические и другие метеорологические данные, предназначенные для судов, подготавливаются и распространяются национальной метеорологической службой. В Российской Федерации таким ведомством является Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Передача метеонаблюдений для судов является бесплатной.

В соответствии с правилом 6 в Северной Атлантике для обеспечения безопасности плавания, а также защиты морской среды организована ледовая разведка и служба по изучению и наблюдению ледовых условий. Эти функции осуществляются Правительством США в соответствии с Правилами по управлению, эксплуатации и финансированию службы ледовой разведки в Северной Атлантике (прилагаются к главе V). Правительство, особо заинтересованное в этих услугах, суда которого проходят через район айсбергов в течение ледового сезона (15 февраля - 1 июля), обязуется вносить Правительству США свою пропорциональную долю расходов на управление и эксплуатацию службы ледовой разведки.

В России особые правила плавания установлены в северных районах в соответствии с Законом о внутренних морских водах, согласно ст. 14 которого плавание по трассам Северного морского пути - исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике осуществляется в соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути (СМП), утвержденными Минтрансом России.

Согласно действующим правилам судовладелец или капитан судна, планирующий проход по трассам Северного морского пути, направляет в Администрацию Северного морского пути или в штаб морских операций (специальная навигационная служба, непосредственно осуществляющая морские ледовые операции) уведомление и заявку на проводку судна. Для плавания по трассам СМП судно должно соответствовать специальным требованиям, т.е. технико-эксплуатационным нормам и стандартам, изданным в дополнение к существующим общим требованиям, в частности Руководству для сквозного плавания по Северному морскому пути, Правилам ледокольно-лоцманской проводки судов по Северному морскому пути, Требованиям к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Северному морскому пути. Капитан судна должен иметь опыт по управлению судном во льдах.

В случае возникновения неблагоприятных ледовых, навигационных, метеорологических и иных условий, создающих опасность для судна, груза и морской среды, представитель Администрации СМП вправе произвести контрольный осмотр судна во время его плавания по трассам СМП, что в зависимости от обстоятельств может включать ознакомление с документами, подтверждающими соответствие судна специальным требованиям, проверку состояния судна, его оборудования, оснащения, технических средств судовождения и т.д. В проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева и Санникова осуществляется обязательная ледокольно-лоцманская проводка судов. В остальных районах, исходя из соображений обеспечения безопасности плавания и создания наиболее благоприятных условий судоходства, штаб морских операций вправе устанавливать: проводку по рекомендованным маршрутам; проводку по указанию с самолетов или вертолетов; лоцманскую проводку; ледокольно-лоцманскую проводку.

В случае если судно следует по трассам СМП, направление вывода определяется штабом морских операций с учетом обеспечения безопасности судна, его пассажиров и груза, а также необходимых мер по охране морской среды.

Согласно правилу 9 главы V СОЛАС договаривающиеся правительства обязуются поощрять сбор и накопление гидрографических данных, публикацию, распространение и поддержание на современном уровне всей относящейся к мореплаванию информации, необходимой для обеспечения безопасности судовождения. Как уже отмечалось, в России эти функции осуществляет Главное управление навигации и океанографии Минобороны, а навигационно-гидрографическое обеспечение плавания на трассах СМП - Гидрографическое предприятие Минтранса.

Правило 10 посвящено установлению путей движения судов, и его появление было вызвано серией тяжелых аварий с танкерами ("Exxon Valdez", 1989 г., США; "Aegean Sea", 1992 г., Испания; "Braer", 1993 г., Великобритания). В декабре 1993 г. Совет министров окружающей среды и транспорта Европейского сообщества поставил вопрос о необходимости введения обязательной системы движения судов в международных водах, проходящих недалеко от берега или вблизи районов, которые нуждаются в специальной защите, либо на путях, проходящих через районы интенсивного судоходства. На 65-й сессии КБМ Резолюцией MSC.62(65) была одобрена поправка к СОЛАС и принят новый текст правила 8, которое сейчас становится правилом 10. Согласно п. 1 системам установления путей может быть придан обязательный характер для всех судов, определенных категорий судов и судов, перевозящих определенные грузы, если системы приняты и введены в действие в соответствии с руководством и критериями, выработанными ИМО. Эта организация признается единственным международным органом по разработке руководства, критериев и правил по системам установления путей движения судов на международном уровне.

Инициатива установления обязательных путей принадлежит заинтересованному правительству (или правительствам), которое представляет систему в ИМО для принятия. По получении такого предложения и до начала рассмотрения вопроса о его принятии ИМО должна обеспечить, чтобы подробная информация о предложении была разослана правительствам, имеющим общий интерес о районе, включая страны, находящиеся вблизи от предложенной системы установления путей движения судов. Суда обязаны использовать обязательную систему, принятую ИМО. Если настоятельные причины вынуждают отступать от конкретной системы, то любая такая причина должна быть занесена в судовой журнал. Все принятые системы установления путей движения судов и действия, предпринятые для выполнения требования таких систем, должны отвечать международному праву, включая соответствующие положения Конвенции ООН 1982 г.

В основе создания системы судовых сообщений, предусмотренных правилом 11, лежат те же причины и события, которые послужили причиной создания систем путей движения судов. Система судовых сообщений является обязательной для использования всеми судами, или определенными категориями судов, или судами, перевозящими определенные грузы, если она принята и введена в действие в соответствии с руководством и критериями, выработанными ИМО. Эта организация признается единственным международным органом по разработке руководства, критериев и правил по системам судовых сообщений на международном уровне. Порядок принятия систем аналогичен порядку, установленному правилом 10 для систем движения судов. Капитан судов должен выполнять требования принятых систем судовых сообщений и сообщать соответствующим властям всю информацию, требуемую в соответствии с положениями такой системы. Участие в принятой системе является для судов бесплатным.

Следует иметь в виду, что указанные системы судовых сообщений не имеют отношения к системам судовых сообщений, установленных в соответствии с главой 5 Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г.

Комитет по безопасности на море Резолюцией MSC.65(68) 4 мая 1997 г. дополнил главу V правилом 8-2 - Служба управления движением судов, - которое становится правилом 12. Согласно этому правилу Службы управления движением судов (СУДС) способствует безопасности человеческой жизни на море и эффективности судовождения и защите морской окружающей среды прилегающих береговых районов, мест проведения работ и морских сооружений от возможного неблагоприятного воздействия морского судоходства. Использование СУДС может быть обязательным только в районах моря, находящихся в пределах территориального моря прибрежного государства. Правительства, планирующие и внедряющие СУДС, должны, насколько это возможно, следовать положениям разработанного ИМО Руководства по службам управления движением судов, принятого Резолюцией A.857(20).

Типовое положение о системе управления движением судов введено в действие Минтрансом с 1 июля 1996 г. (инструктивное письмо от 30 марта 1993 г. N МФ-35/2433). СУДС создаются в портах и/или прибрежных районах, где интенсивность судоходства и навигационно-гидрографические условия плавания требуют централизованного упорядочения движения судов. При создании СУДС издаются правила плавания в зоне их действия, которые должны регламентировать организацию движения судов, процедуры связи и взаимоотношения СУДС с обслуживаемыми судами, функции СУДС, очередность обслуживания судов и другие положения. В зависимости от категории СУДС (высшая, первая, вторая, третья) они выполняют целиком или полностью следующие функции: обнаружение судов на подходах к зоне, установление связи; регулирование движения судов на основе радиолокационного и визуального наблюдения, а также радиообмена, выдача навигационной и другой информации для обеспечения безопасного движения; выдача информации для предотвращения аварийных ситуаций; выдача обязательных для выполнения судами указаний, касающихся очередности движения маршрута и скорости движения, места стоянки; получение и передача на суда гидрометеорологической информации; оказание содействия в установлении связи между судами, береговыми организациями и службами и др. Границы зоны действия СУДС указываются в правилах, а установленные пути движения судов, режимные районы, выдержки из правил плавания и другая необходимая информация, касающаяся деятельности СУДС, должны быть нанесены на навигационные карты.

Связь следует осуществлять с помощью УКВ-радиостанций, имеющих необходимое число каналов. Используемый язык должен обеспечивать возможность четкого взаимопонимания между СУДС и судами. В отдельных зонах в качестве основного может использоваться язык страны, в которой установлен СУДС, однако там, где существуют языковые трудности, - английский язык, в частности по просьбе капитана судна или оператора СУДС.

СУДС несет ответственность за переданную информацию с учетом точности используемых технических средств, а также за неправильную информацию и ошибочное указание в соответствии с законодательством Российской Федерации. При выполнении действий на основании информации и указаний, получаемых от СУДС, решение по непосредственному управлению судном и обеспечению его безопасности остается за капитаном судна, который должен знать о последствиях, которые могут произойти из-за неверно переданных в СУДС сведений о судне или неправильного использования информации и указаний СУДС.

При плавании в зоне действия СУДС с судов взимается навигационный сбор за обслуживание по утвержденным в установленном порядке ставкам.

Тем же инструктивным письмом введены в действия Технико-эксплуатационные требования к СУДС. Типовые правила плавания судов в зонах действия служб управления движения судов утверждены Минморфлотом СССР и введены в действие с 1 января 1988 г. (инструктивное письмо от 8 декабря 1987 г. N 212).

Правило 14 содержит общее обязательство правительств в том, что касается каждого из их национальных судов, соблюдать ранее принятые или, если это необходимо, принимать новые меры с целью обеспечения того, чтобы все суда были укомплектованы экипажами в надлежащем числе и должной квалификации. Для обеспечения эффективного выполнения экипажем работ, связанных с вопросами безопасности, на всех судах устанавливается и указывается в судовом журнале рабочий язык, который определяется компанией или капитаном. От каждого моряка требуется понимать и, где необходимо, отдавать распоряжения и инструкции, а также отвечать на этом языке. Если рабочий язык не является официальным языком государства, под флагом которого судно имеет право плавать, все схемы и перечни, которые требуются вывешивать, должны включать перевод на рабочий язык. Указанное положение было включено в главу V Конференцией 1995 г. в связи с авариями ряда пассажирских судов, в том числе пожаром на судне "Скандинавиан Стар".

Правила 31 - 33 посвящены сообщениям об опасностях, информации, передаваемой в сообщениях об опасностях и сообщениях о бедствии. Согласно правилу 31 капитан каждого судна, встретивший льды или покинутое судно, представляющее опасность для плавания, любую другую прямую навигационную опасность или тропический шторм и т.д., о которых не было получено штормовое предупреждение, обязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами передать об этом информацию находящимся поблизости судам, а также компетентным властям. Каждое правительство принимает меры, чтобы полученная информация была немедленно доведена до сведения всех, кого это касается, и сообщена другим заинтересованным правительствам. Передача сообщений об опасностях является бесплатной для соответствующих судов. Правило 32 содержит требования, предъявляемые к такой информации.

До выхода судна в море капитан должен обеспечить, чтобы намеченный рейс был спланирован, используя соответствующие морские навигационные карты и морские навигационные пособия на район плавания, принимая во внимание руководство и рекомендации, выработанные ИМО, в частности Руководство по планированию рейса, принятое на 21-й сессии Ассамблеи ИМО (Резолюция A.893(21)).

Судовладелец, фрахтователь, или оператор судна, или иное любое лицо не должны стеснять или ограничивать капитана при принятии им решения или выполнении любого решения, которое, по профессиональному суждению капитана, необходимо для обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды (правило 34).

Раньше уже упоминались Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. (МППСС-72). Они состоят из пяти частей и четырех приложений: часть A - Общие положения (правила 1 - 3); часть B - Правила плавания и маневрирования (правила 4 - 19); часть C - Огни и знаки (правила 20 - 31); часть D - звуковые и световые сигналы (правила 32 - 37); часть E - Изъятия (правило 38); приложение I - Расположение и технические характеристики огней и знаков; приложение II - Дополнительные сигналы для судов, занятых ловом рыбы вблизи друг друга; приложение III - Технические характеристики звукосигнальных устройств; приложение IV - Сигналы бедствия (с 1 декабря 2009 г. вступает в силу новая редакция приложения IV, одобренная Резолюцией Ассамблеи ИМО A.1004(25)).

Правила применяются ко всем судам в открытом море и соединенных с ним водах, по которым могут плавать морские суда. Однако соответствующие власти вправе устанавливать особые правила плавания на акваториях рейдов, портов, соединенных с открытым морем, по которым могут плавать морские суда. Такие особые правила должны быть настолько близки к МППСС, насколько это возможно. Ничто в МППСС не препятствует и принятию особых правил относительно дополнительных стационарных или сигнальных огней для рыболовных судов, занятых ловом рыбы в составе флотилий. Согласно правилу 2 ничто в МППСС не может освободить ни судно, ни его владельца, ни капитана, ни экипаж от ответственности за последствия, могущие произойти от невыполнения этих правил или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой или особыми обстоятельствами данного случая. Опасности плавания и столкновения и все особые обстоятельства (включая особенности самих судов) могут вызвать необходимость отступить от правил для избежания непосредственной опасности. Правило 3 содержит новый термин "судно, стесненное своей осадкой", т.е. судно с механическим двигателем, которое из-за соотношения между осадкой и имеющимися глубинами существенно ограничено в возможности отклоняться от курса, которым оно следует.

Часть B содержит три раздела. Раздел I посвящен плаванию в любых условиях видимости (правила 4 - 10). В предыдущих ППСС необходимость вести наблюдение подчеркивалась лишь косвенно. Сейчас эта обязанность сформулирована четко и в позитивной форме: каждое судно обязано постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдения с помощью всех имеющихся средств применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения (правило 5).

Правило 6 является одним из важнейших и относится к безопасной скорости. Оно заменило длительно существовавшее правило о том, что судно должно следовать с умеренной скоростью при ограниченной видимости. В соответствии с ним каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем чтобы оно могло предпринимать надлежащие и эффективные действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях. В правиле приводятся факторы, которые в числе прочих необходимо учитывать при выборе безопасной скорости.

Правило 7 (опасность столкновения) подчеркивает необходимость использования всех имеющихся на судне средств, однако содержит предупреждение о том, что предположения не должны делаться на основании неполной информации, особенно радиолокационной.

Правило 10 (плавание по системам разделения движения) настолько серьезно, что на нем следует остановиться подробнее. Известно, что большинство крупных столкновений происходило и происходит с судами, приближающимися друг к другу на противоположных курсах. Правило 10 является кульминацией различных мер, принятых ИМО для того, чтобы свести к минимуму подобные инциденты. Одно из предложений, рассмотренных КБМ в 1964 г., было направлено на введение одностороннего движения для судов, плавающих в наиболее напряженных районах, подобно тому, как это сделано на автотрассах. Нельзя сказать, что была предложена совершенно новая идея. Еще в 1898 г. судоходные компании, поддерживающие регулярные пассажирские линии в Северной Атлантике, одобрили соответствующее положение. Определенная система движения судов использовалась в течение многих лет и на Великих озерах. В 1994 г. 4-я внеочередная Ассамблея ИМО подтвердила мнение КБМ о том, что ИМО должна являться единственной международной организацией, ответственной за установление систем разделения движения, и одобрила системы в конкретных районах, которые являлись рекомендательными. Среди них была и система по разделению движения в Дуврском проливе. Однако в 1971 г. здесь произошла серия инцидентов, которые показали, что добровольное следование системе уже является недостаточным, и практически всеобщим мнением было то, что лишь обязательные схемы разделения движения дают реальный эффект. Такое решение можно было принять только на международном уровне, что и было сделано в 1972 г. Процедуры для принятия и изменения систем разделения движения, установление путей движения судов и др. одобрены 20-й сессией Ассамблеи ИМО (Резолюция 858(20)).

Раздел II части B посвящен плаванию судов, находящихся на виду друг у друга (обгон, ситуация сближения судов, ситуация пересечения курсов, действия судов, уступающих дорогу, и судна, которому уступают дорогу, и т.д.). В ППСС-60 судно, которому уступали дорогу, должно было сохранять курс и скорость до тех пор, пока не становилось ясно, что судно, обязанное уступить дорогу, не может само избежать столкновения. Практика показала неудовлетворительность этого правила, поскольку судно, которому уступают дорогу, не знает маневренных качеств другого судна. Поэтому в правило 17 было включено положение, согласно которому судно, которому уступают дорогу, может предпринять действие, чтобы избежать столкновения, собственным маневром, когда для него становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу, не принимает соответствующих действий.

Часть C, как и часть B, отражает изменения в мореплавании, которые произошли за последнее время. Например, правило 23, содержащее требования к огням на ходу судна с механическим двигателем, специально упоминает о судах на воздушной подушке, а правило 27 содержит специальные требования к судам, лишенным возможности управляться или ограниченных в возможности маневрирования.

Лоцманская проводка судов является одним из способов обеспечения безопасности навигации. Правоотношения по лоцманской проводке регламентируются нормами национального законодательства. Упоминания о лоцманах, которые встречаются в некоторых международных конвенциях, лишь подчеркивают это общее правило (исключением являются лишь технические требования, предъявляемые к безопасной посадке и высадке лоцмана, языку общения лоцмана и судового персонала, несущего вахту). Деятельность ИМО показывает, что подавляющее число государств - членов этой организации не проявляет заинтересованности в создании международного инструмента, направленного на регламентацию лоцманской проводки, в том числе на уточнение характера взаимоотношений между капитаном и лоцманом и ответственности лоцманских организаций. Таким образом, и в обозримом будущем лоцманская деятельность будет регулироваться национальным законодательством, в частности главой VI КТМ.

Статья 85 КТМ определяет сферу применения правил, установленных главой VI: это лоцманская проводка судов на подходах к морским портам, в пределах акватории морских портов, между морскими портами, а также в открытом море. Лоцманская проводка в открытом море организуется на основе рекомендаций, принимаемых ИМО. На 12-й сессии Ассамблеи ИМО были приняты Резолюция A.480(XII) от 19 ноября 1981 г. "Рекомендация по использованию на Балтике лоцманов, имеющих необходимую квалификацию для работы в глубоководных морях" и Резолюция A.486(XII) "Рекомендация по использованию квалифицированных лоцманов в Северном море, Английском канале и в проливе Скагеррак". Приказом Минморфлота СССР от 4 января 1981 г. N 2, действующим и в настоящее время, было утверждено Положение о государственных морских лоцманах открытого Балтийского моря.

В соответствии со ст. 86 КТМ лоцманская проводка осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также в целях защиты морской среды. Основной целью лоцманской проводки исторически считалось обеспечение безопасности навигации, поскольку она была направлена на оказание помощи капитану при плавании в недостаточно знакомом районе, в сложных навигационных условиях. Выделяя в качестве самостоятельной цели лоцманской проводки защиту морской среды, КТМ подчеркивает актуальность этой проблемы, имея в виду, что лишь предотвращение навигационного происшествия с судном наиболее полно гарантирует сохранение морской среды.

В КТМ полностью изменен подход к морскому лоцману, который закреплялся в советском морском законодательстве (КТМ 1929 г., КТМ 1968 г.) и согласно которому лоцманская проводка могла осуществляться только государственными морскими лоцманами. В соответствии с п. 1 ст. 87 КТМ проводка осуществляется лоцманом, имеющим выданное капитаном морского порта лоцманское удостоверение о праве лоцманской проводки в определенном районе. Таким образом, понятие "государственный морской лоцман" в законе отсутствует.

Для занятия должности лоцмана в России необходимо быть гражданином Российской Федерации и удовлетворять требованиям положения о морских лоцманах, утверждаемом Минтрансом. В настоящее время действует Положение о морских лоцманах Российской Федерации, утвержденное Приказом Минтранса от 22 июля 2008 г. N 112.

Ассамблея ИМО в Резолюции A.960(23) отметила, что морские лоцманы играют важную роль в деле содействия безопасности мореплавания и защиты морской среды.

По мнению ИМО, повышению безопасности на море содействовало бы установление в государствах, создающих лоцманские службы, минимальных практически достижимых норм подготовки и дипломирования, а также методов работы, обеспечивающих эффективную согласованность действия лоцманов и судового персонала. Ассамблея приняла Рекомендацию по подготовке и дипломированию морских лоцманов кроме лоцманов открытого моря и Рекомендацию по методам работы морских лоцманов кроме лоцманов открытого моря.

Согласно п. 4 Положения, морской лоцман должен иметь:

- гражданство Российской Федерации;

- действующее лоцманское удостоверение, выданное капитаном морского порта и подтверждающее квалификацию морского лоцмана, его право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов;

- диплом государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании по специальности "Судовождение" или "Морское судовождение";

- диплом о присвоении квалификации не ниже старшего помощника капитана;

- свидетельство о прохождении тренажерной подготовки по соответствующим программам;

- начальную подготовку в соответствии с правилом VI/1 ПДНВ-78/95;

- справку об успешном прохождении стажировки в течение не менее 7 дней в качестве дублера оператора службы управления движением судов (СУДС), в зоне действия которой находится район лоцманской проводки, обслуживаемый лоцманской организацией, работником которой является морской лоцман или кандидат в морские лоцманы;

- заключение медицинской комиссии о соответствии состояния здоровья требованиям, предъявляемым при дипломировании капитанов и вахтенных помощников капитана в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 года (ПДНВ-78/95);

- трудовой договор с лоцманской организацией на выполнение обязанностей морского лоцмана.

Морские лоцманы, высаживаемые (снимаемые) на судно (с судна) с помощью вертолета, должны пройти специальную подготовку.

Аттестация кандидатов в морские лоцманы и морских лоцманов и присвоение им квалификационной категории осуществляются аттестационными комиссиями в форме аттестационного экзамена.

Председателем аттестационной комиссии является капитан морского порта, которым определяется ее персональный состав. В состав комиссии могут входить по одному представителю от лоцманских организаций, работники которых проходят аттестацию.

По результатам аттестационного экзамена морским лоцманам присваиваются следующие квалификационные категории:

- морской лоцман 2 категории;

- морской лоцман 1 категории.

Квалификационная категория морского лоцмана 2 категории присваивается морским лоцманам после прохождения первичной аттестации.

Квалификационная категория морского лоцмана 1 категории присваивается морским лоцманам при условии их безаварийной работы в должности морского лоцмана не менее 5 лет и наличия представления лоцманской организации о повышении квалификационной категории морского лоцмана.

Лишение лоцманского удостоверения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для присвоения квалификации морского лоцмана открытого моря необходимо иметь диплом капитана и стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана или морского лоцмана не менее шести лет, сдать экзамен квалификационной комиссии при капитане порта по соответствующей программе, а также обладать здоровьем, необходимым для занятия этой должности. Лоцманские удостоверения или удостоверения лоцмана открытого моря выдаются капитаном порта. Лоцманское удостоверение выдается также начальником гидробазы.

Согласно п. 2 ст. 87 КТМ предусматривалось, что морской лоцман является работником лоцманской службы государственной организации. Негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства РФ, и требований, установленных КТМ и иными правовыми актами.

Признавая не соответствующим Конституции РФ п. 2 ст. 87 КТМ, Конституционный Суд РФ указал, что предписание п. 2 ст. 87 о том, что негосударственные организации по лоцманской проводке судов "создаются с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства РФ и требованиями, установленными данным Кодексом и иными правовыми актами РФ", может означать, что отсутствие нормативно-правового определения таких особенностей является непреодолимым препятствием для создания этих организаций. Указанная неопределенность не устраняется и отсылкой к иным правовым актам РФ, поскольку ни КТМ, ни какие-либо иные правовые акты не устанавливают особенности создания негосударственных организаций по лоцманской проводке и не содержат упоминаний о ней. Таким образом, по мнению Конституционного Суда, федеральный законодатель не определил критерии и ориентиры относительно установления особенностей негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, оставив это на усмотрение Правительства РФ, и тем самым не исключил возможность произвольного толкования объема и содержания, а значит, ограничения прав и свобод актом Правительства РФ, что не соответствует статьям 19, 34 и 55 Конституции РФ.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 87 перечень портов, в которых допускается деятельность этих организаций, устанавливается Правительством РФ.

Это означает, что в портах, не поименованных в перечне, деятельность негосударственных организаций допускаться не должна. Данная норма, следовательно, также является неопределенной и необоснованной с точки зрения делегирования Правительству РФ полномочий по ограничению лоцманской деятельности в отдельных портах: в ней, как и в иных нормах КТМ, законодатель не указывает цели и основания необходимости установления перечня морских портов, в которых допускается (или не допускается) деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов. Не приводятся основания включения в перечень тех или иных морских портов, в которых деятельность этих организаций разрешена.

Таким образом, названные положения не отвечают вытекающим из Конституции РФ требованиям определенности и недвусмысленности правовой нормы.

Несмотря на то что Постановление Конституционного Суда N 7-П было принято в апреле 2004 г. и вступило в силу немедленно, а федеральный законодатель должен был в соответствии со ст. 80 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" урегулировать деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, до начала 2009 г. это сделано не было.

Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку в морских портах, возложен на Минтранс. Непосредственный контроль за деятельностью лоцманских служб возлагается на капитанов портов в отношении как государственных лоцманских служб, так и негосударственных организаций по лоцманской проводке в части поддержания квалификации морских лоцманов на надлежащем уровне, технической оснащенности, своевременного и качественного оказания услуг и т.п. Государственный надзор за этими организациями осуществляется при решении вопроса об их создании и в процессе самой деятельности. Обязательная лоцманская проводка, как правило, должна осуществляться лоцманами, которые являются работниками лоцманских служб государственной организации. Решение о возможности осуществления обязательной лоцманской проводки негосударственной лоцманской организацией должно приниматься Минтрансом по представлению капитана соответствующего порта. Минтранс должен определять и объем, в котором может осуществляться проводка этими организациями.

Если в порядке осуществления государственного надзора будет установлено, что негосударственная организация по своей оснащенности, численности и квалификации ее работников не в состоянии обеспечивать цели лоцманской проводки, Минтранс вправе принять решение о прекращении ее деятельности по лоцманской проводке.

Согласно ст. 89 КТМ установление районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки отнесено к компетенции Минтранса - по согласованию с Минобороны. Основными критериями для установления района обязательной лоцманской проводки являются:

а) наличие сложных местных навигационно-гидрографических условий и особенностей плавания, а также интенсивного судоходства в определенном районе, которые могут создавать опасности для судов;

б) наличие опасных характеристик или состояния судна (ядерная энергетическая установка, аварийное состояние судна и т.д.) либо перевозка на судне грузов, опасных по своей природе (нефть, радиоактивные вещества, опасные или вредные вещества и т.д.). В районах обязательной лоцманской проводки плавание без лоцмана не допускается, за исключением случаев, когда судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном порта в установленном порядке (ст. 90 КТМ). Обычно в категорию судов, освобождаемых от лоцманской проводки, включаются военные корабли, военно-вспомогательные суда, пограничные корабли, таможенные суда, ледоколы и суда портового и вспомогательного флота, постоянно осуществляющие работу в соответствующем районе, а также иные небольшие суда. Решение об освобождении от обязательной лоцманской проводки принимается капитаном порта и объявляется в обязательном постановлении. Судоводители таких судов должны пройти проверку знаний плавания в соответствующем районе и иметь достаточный опыт работы в командных должностях.

Освобождение от лоцманской проводки может предоставляться также капитанам конкретных морских судов и судов внутреннего плавания с учетом следующих факторов: стратегической важности порта; установленного режима плавания судов; основных размерений судна, его конструкции, инерционных характеристик, навигационного оборудования и т.п.; назначения судна и характера перевозимых грузов; гидрометеоусловий порта; наличия в порту СУДС; нагрузки на капитана при работе на близко расположенных друг к другу портах; количества рейсов, сделанных в определенный период времени с лоцманом на борту при различных условиях плавания.

В отличие от лоцманской проводки, предусмотренной ст. 90 КТМ, при необязательной (факультативной) лоцманской проводке решение о том, прибегнуть ли к услугам лоцмана, принимается капитаном самостоятельно. Несмотря на то что в определенном районе лоцманская проводка в принципе не является обязательной, КТМ предоставляет капитану порта право устанавливать обязательную лоцманскую проводку для судов, которые сами или перевозимые ими грузы могут создавать угрозу причинения ущерба морской среде. Категории таких судов доводятся до всеобщего сведения в обязательных постановлениях в морских портах, лоциях и извещениях мореплавателям. Так, лоцманская проводка может быть установлена для судов, которые представляют угрозу для безопасности плавания при перевозке особых грузов или при наличии особых погодных условий. Капитан порта может также потребовать от судна, имеющего серьезные повреждения, а также нарушение состояния погруженного груза (например, при значительном смещении палубного груза), следовать под проводкой лоцмана.

Такое решение принимается по отношению к определенному судну, исходя из конкретных обстоятельств каждого случая, носит исключительный характер, а поэтому КТМ требует, чтобы капитан судна заранее уведомлялся о принятом решении.

Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан сообщить капитану порта о любых переменах на фарватере, которые могут создавать угрозу безопасности плавания; любых происшествиях с проводимым судном и с другими судами; невыполнении капитаном судна правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, мусором, вредными веществами и т.д. (ст. 92 КТМ). Направлением этой информации ограничиваются так называемые публично-правовые обязанности лоцмана, поскольку положение лоцмана изменилось и он не является больше государственным служащим, наделенным, как раньше, правом указывать капитану судна на какие-либо нарушения, а также требовать их устранения.

Прибывающий на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение, а капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее такого удостоверения.

КТМ (в отличие от законодательства некоторых государств) запрещает даже при необязательной лоцманской проводке использовать лицо, не являющееся лоцманом, в качестве лоцмана.

Согласно ст. 94 КТМ капитан судна обязан обеспечить безопасную посадку и безопасную высадку лоцмана, а также безвозмездно предоставлять ему в период лоцманской проводки судна отдельное помещение, питание. Указанное требование основано на правиле 17 главы V СОЛАС (с 1 июля 2002 г. - правило 23), согласно которому суда, совершающие рейсы, в ходе которых предполагается использование лоцманов, должны иметь устройства для передачи лоцмана, отвечающие по крайней мере требованиям этого правила. Должное внимание должно быть обращено на стандарты, одобренные ИМО, каковыми являются "Устройства для передачи лоцмана", утвержденные Резолюцией Ассамблеи ИМО A.889(21). В этом документе предусмотрены требования к лоцманским штормтрапам, механическим лоцманским подъемникам. Все устройства, используемые для передачи лоцмана, должны обеспечивать безопасную посадку и высадку лоцмана. Установка устройств, посадка и высадка лоцмана должны производиться под наблюдением ответственного лица командного состава, имеющего средства связи с ходовым мостиком; это лицо должно также сопровождать лоцмана безопасным путем на ходовой мостик и обратно.

Капитан судна должен объявить лоцману точные данные об осадке, длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном судна. Лоцман вправе потребовать от капитана судна объявления иных данных о судне (маневренных характеристиках и др.), которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки (ст. 95 КТМ). Для этих целей может быть использована Рекомендация по информации о маневренных характеристиках судов и ее представлении на судах, которая является приложением к Резолюции Ассамблеи ИМО A.601(15) от 19 ноября 1987 г. Информация о маневренных характеристиках судна представляется в виде лоцманской карточки (дополнение 1), таблицы маневренных характеристик для рулевой рубки (дополнение 2) и формуляра маневренных характеристик (дополнение 3). Лоцманская карточка заполняется капитаном и предназначается для обеспечения информации лоцмана на борту судна (образец лоцманской карточки прилагается к Положению о морских лоцманах).

Неправильное объявление данных о судне может повлечь за собой серьезные последствия, поэтому в п. 2 ст. 95 КТМ упоминается об административной ответственности капитана судна. Если в результате необъявления или неправильного объявления данных о судне будет причинен ущерб портовому оборудованию, другим судам и т.п., а также окружающей среде, судовладелец обязан возместить его в установленном порядке, а капитан (в зависимости от последствий) может быть привлечен к дисциплинарной или иной ответственности. Независимо от того, наступили ли такие последствия, неправильное указание данных об осадке, длине, ширине и вместимости влечет за собой ответственность в виде уплаты штрафа, размер которого установлен тарифом.

В целях безопасности судна капитан следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований. Если капитан сомневается в правильности рекомендаций лоцмана, он вправе отказаться от его услуг (ст. 102 КТМ). В целях ускорения маневра капитан может поручить лоцману отдавать распоряжения непосредственно рулевому, который обязан их выполнять. Решение капитана должно быть четко согласовано до начала лоцманской проводки и доведено до сведения рулевого. Принимая такое решение, капитан заранее соглашается с рекомендациями лоцмана относительно плавания и маневрирования и принимает на себя ответственность за последствия, которые могут наступить в результате рекомендаций лоцмана, трансформированных на основании решения капитана в непосредственные распоряжения рулевому.

Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственности капитана за управление судном. Поэтому в случае, когда капитан вынужден временно оставить мостик, он должен не только уведомить об этом лоцмана, но и указать ему лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие (ст. 98 КТМ).

В ст. 99 КТМ в самом общем виде сформулировано правило о приостановлении лоцманской проводки по инициативе лоцмана: если для безопасности плавания это необходимо, проводка приостанавливается до наступления обстоятельств, позволяющих осуществить судну безопасное плавание. Вопрос о том, какие обстоятельства оказывают влияние на безопасное плавание, решается в каждом конкретном случае (наступление шторма, плохая видимость, чрезвычайное происшествие в районе проводки и т.д.).

Согласно п. 15 Положения о морских лоцманах лоцман не вправе осуществлять лоцманскую проводку судов в случае:

- систематического нарушения установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха;

- несоответствия здоровья морского лоцмана предъявляемым к нему медицинским требованиям;

- несоответствия материально-технического обеспечения и оснащения морского лоцмана требованиям, установленным Положением;

- если характеристики, размеры судна и условия проводки не отвечают квалификации (категории) морского лоцмана.

Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в море или будет сменен другим лоцманом. Принимая во внимание характер и цели лоцманских услуг, закон устанавливает, что лоцман может оставить судно без согласия капитана лишь после того, как лоцманская проводка будет завершена. При необязательной лоцманской проводке капитан может разрешить лоцману покинуть судно до ее завершения. Что касается обязательной лоцманской проводки, то лоцман (или заменивший его лоцман) должен находиться на судне до полного завершения проводки независимо от согласия капитана продолжать плавание без лоцмана.

Морские лоцманы оказывают лоцманские услуги в определенном в установленном порядке участке морских путей и акваторий - районе лоцманской проводки. В случае если лоцман был увезен проводимым судном за пределы этого района, капитан судна обязан возместить лоцману стоимость возвращения к месту его постоянного нахождения. Кроме права на возмещение стоимости возвращения лоцмана, лоцманская организация имеет право на возмещение убытков, причиненных задержкой лоцмана. Судовладелец несет ответственность за задержку лоцмана, т.е. он может быть освобожден от обязанности возместить убытки лишь в том случае, если задержка лоцмана была вызвана действием непреодолимой силы.

Согласно ст. 102 КТМ присутствие лоцмана на судне не устраняет ответственности капитана за управление судном. При сомнении в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна при необязательной проводке может отказаться от услуг данного лоцмана, а при обязательной - потребовать его замены. Это правило косвенно определяет правовое положение лоцмана как советника капитана. Капитан судна использует практические знания лоцмана и его опыт плавания в данном районе. Вопросы ответственности при лоцманской проводке регулируются национальным законодательством, а в ряде международных соглашений лишь подчеркивается ответственность капитана за управление судном независимо от того, находится ли лоцман на судне, и от характера лоцманской проводки (обязательная или факультативная). В случае если по вине лоцмана лоцманская проводка осуществляется ненадлежащим образом, он может быть лишен лоцманского удостоверения. Лишение удостоверения производится по решению квалификационной комиссии под председательством капитана порта или начальника гидробазы, которое может быть обжаловано в Минтранс.