§ 2. Морской протест. Составление актов
при морской перевозке груза
Если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте (ст. 394 КТМ).
Морской протест является одним из видов письменных доказательств, подлежащих оценке судом или арбитражем. Он особенно важен при рассмотрении требований, возникших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых являлись, как правило, лишь работники судовладельца (перевозчика).
Морской протест является одним из видов письменных доказательств, подлежащих оценке судом или арбитражем. Согласно ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Такое же требование содержится в ст. 65 АПК, а также в § 12 Правил производства дел в МАК. Суд и арбитраж оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению. Никакие доказательства не имеют для суда или арбитража заранее установленной силы. В этой связи морской протест особенно важен при рассмотрении требований, возникших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых являлись, как правило, лишь работники судовладельца (перевозчика).
Морской протест является самостоятельным способом обеспечения доказательств. Суд вправе обеспечивать доказательства, однако лишь по делу, принятому к своему производству (ст. 57 ГПК). Согласно ст. 71 АПК арбитражный суд, который принял к своему производству дело, также может обеспечивать доказательства по просьбе заинтересованного лица. Обеспечение доказательств, необходимых в случае возникновения дела в судах (но которое еще не находится в производстве суда), может по просьбе заинтересованного лица производиться также нотариусом (ст. 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Однако между обеспечением доказательств согласно ст. 103 Основ законодательства о нотариате имеется существенное различие. Во-первых, при рассмотрении заявления о морском протесте не производится осмотр вещественных доказательств и не назначается экспертиза. Во-вторых, нотариус не направляет извещения о времени и месте обеспечения доказательств сторонам и заинтересованным лицам. В-третьих, капитан и члены экипажа судна не предупреждаются нотариусом об ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ или уклонение от дачи показаний.
Происшествие, выступающее основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, может произойти как во время плавания, так и при стоянке в порту. Разумеется, большинство происшествий, в отношении которых возникает необходимость в оформлении морского протеста, происходит во время плавания. Например, утрата, повреждение или задержка в доставке груза могут произойти вследствие непреодолимой силы, опасностей или случайностей на море, мер по спасанию человеческой жизни или имущества, пожара, военных действий, столкновения судов, посадки на мель и т.д. В порту судно может быть задержано или арестовано, вход в порт - запрещен в результате карантина, блокады и т.п.
Наиболее часто заявление о морском протесте делается при перевозках груза. Значение морского протеста в этих случаях связано с тем, что согласно ст. 166 КТМ бремя доказывания того, что утрата, повреждение или просрочка в доставке произошли не по вине перевозчика, лежит на нем самом. Делая заявления о морском протесте, перевозчик тем самым переносит на истца бремя доказывания вины перевозчика при утрате, повреждении или просрочке в доставке. Однако морской протест не переносит на получателя бремя доказывания вины перевозчика в утрате груза, если он не содержит указаний на вероятность наступления конкретных неблагоприятных последствий, оказавшихся предметом спора. Так, в решении МАК по иску предприятия "Пагед" к Мурманскому пароходству было указано, что содержание заявленного капитаном судна морского протеста не может породить презумпцию невиновности перевозчика, так как в числе возможных неблагоприятных последствий для груза капитаном не была указана вероятность того, что палубный груз может быть смыт за борт (истинная причина недостачи установлена не была). Перевозчик отклонил требование получателя о взыскании стоимости груза, полностью испорченного при морской перевозке, ссылаясь на то, что повреждение груза произошло вследствие непреодолимой силы, о чем составлен морской протест.
В заявлении о морском протесте должны быть кратко и точно изложены обстоятельства происшествия и указаны конкретные меры, которые предпринимались для предотвращения ущерба или его уменьшения. Например, в заявлении о морском протесте в связи с совершившейся или предполагаемой утратой или повреждением груза должно указываться событие, которое повлекло или могло повлечь утрату или повреждение (шторм, перепады температуры), а также меры, принятые капитаном и экипажем к сохранности груза при подготовке судна к рейсу, при погрузке, креплении, во время рейса. Согласно инструктивному письму Минюста СССР от 31 мая 1976 г. N К-8-332 "О совершении морских протестов" заявление должно содержать следующие сведения: наименование судна и его флаг; фамилию капитана; наименование судовладельца; порты отправления и назначения; данные о мореходном состоянии судна; наименование груза; обстоятельства погрузки; данные о рейсе; меры, предпринимаемые экипажем во время рейса для обеспечения сохранности груза. Сведения, излагаемые в морском протесте, должны точно соответствовать записям в судовом журнале. Заявление подписывается капитаном судна и заверяется судовой печатью.
Согласно ст. 395 КТМ заявление о морском протесте делается: в порту Российской Федерации - нотариусу; в иностранном порту - должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.
В соответствии с Основами законодательства о нотариате 1993 г. (ст. 2) при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. В соответствии со ст. 35 Основ нотариусы, занимающиеся частной практикой, вправе совершать наряду с другими нотариальными действиями морские протесты. Порядок совершения морских протестов регламентируется в главе XIX Основ (ст. ст. 99 - 101), положения которой в основном соответствуют КТМ.
Нотариальные действия, в том числе и совершение морских протестов, могут совершаться также должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации. Совершение морских протестов предусмотрено ст. 84 Консульского устава СССР 1976 г. Если в иностранном порту нет российского консула, заявление подается компетентному должностному лицу иностранного государства, каковым признается торговый (коммерческий) суд, нотариус, городской или местный суд и т.д.
Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло: в порту - в течение 24 часов с момента происшествия; во время плавания судна - в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия (ст. 396 КТМ). Возможность заявить морской протест сохраняется и после истечения указанных сроков. Нотариус при обращении к нему с заявлением о морском протесте после установленного срока должен предложить капитану указать в заявлении причины, по которым он не смог подать заявление своевременно. Принимая заявление о морском протесте, нотариус делает на нем отметку о времени подачи заявления и устанавливает личность капитана.
Согласно ст. 398 КТМ, чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия, капитан может сделать заявление в момент прибытия судна или капитана в порт, не являющийся первым портом захода.
При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Если речь идет о предполагаемом ущербе, характер которого еще точно не известен, важно, чтобы заявление об обстоятельствах погрузки, рейса и принятых мерах было сделано до того, как экипаж ознакомился с состоянием груза. Вместе с тем не всегда обстоятельства позволяют отложить открытие трюмов до вручения нотариусу заявления о морском протесте. В этом случае в заявлении необходимо указать причины, которые потребовали начала выгрузки до заявления о морском протесте.
В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия в порт или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала. Согласно инструктивному письму "О совершении морских протестов" до составления акта о морском протесте нотариус должен ознакомиться с подлинником судового журнала. В выписках должны содержаться факты, изложенные в заявлении, в частности: время прихода в порт; открывались ли люки до подачи заявления и, если открывались, чем это было вызвано; обстоятельства происшествия, послужившие причиной для заявления морского протеста, и меры, принимаемые в связи с этим капитаном и экипажем.
В случае гибели судна срок на заявление о морском протесте, а также на предоставление выписки из судового журнала исчисляется с момента прибытия капитана в место, в котором делается заявление. Если судовой журнал погиб, акт о морском протесте составляется нотариусом на основании других документов - подробного заявления капитана об обстоятельствах происшествия и утраты судового журнала, а также показаний свидетелей.
На основании заявления капитана, данных судового журнала, опроса капитана судна (в случае необходимости - других членов экипажа) нотариус (консул) составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте могут осуществляться консульскими учреждениями иностранных государств Российской Федерации на условиях взаимности (ст. 401 КТМ).
Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться в качестве свидетелей происшествия, имевшего место на судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то капитан судна, делающего заявление о морском протесте, с согласия этих лиц (а также сами члены экипажа других судов) может обратиться к нотариусу с просьбой произвести их опрос. Этот опрос осуществляется в соответствии с главой XX "Обеспечение доказательств" Основ законодательства о нотариате, и данные о нем не включаются в акт о морском протесте.
Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и опрошенных свидетелей. Показания членов экипажа сверяются нотариусом с представленным капитаном судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале нотариус предлагает указать причину этих расхождений. Все остальные документы, если они имеются (выписки из машинного и иных журналов, акты о несчастных случаях и т.д.), в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде или арбитраже. При приеме заявления и опросе нотариус не должен входить в оценку представленных ему материалов.
Акт о морском протесте составляется по форме, утвержденной Минюстом, и должен содержать:
- дату составления акта, фамилию и инициалы нотариуса, наименование нотариальной конторы, если акт составляется нотариусом, работающим в государственной конторе; фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, название и флаг судна, наименование судовладельца, порт и номер регистрации;
- время прибытия судна в порт;
- время поступления от капитана заявления;
- дату, когда капитан представил нотариусу для обозрения судовой журнал;
- описание происшествия и принятые меры (по заявлению капитана и по записям судового журнала);
- описание доказательств, исследованных нотариусом;
- фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, место жительства опрошенных лиц, содержание их показаний.
Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, подписывается нотариусом с проставлением оттиска личной печати нотариуса, указанием его фамилии, инициалов, должности и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы. Один экземпляр акта вместе с письменным заявлением капитана и выпиской из судового журнала остается у нотариуса.
Капитан иностранного судна может обратиться с заявлением о морском протесте в консульское учреждение государства, под флагом которого это судно плавает.
Согласно п. 17 ст. 333.24 Налогового кодекса РФ, за совершение морского протеста взыскивается государственная пошлина в размере 30000 рублей.
Если морской протест призван обеспечить доказательства на случай предъявления имущественных требований к судовладельцу, то ст. 402 КТМ определяет способы удостоверения обстоятельств, которые могут служить основанием для ответственности участников только морской перевозки. Согласно п. 1 ст. 402 КТМ обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. В иностранных портах указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данных портах. Из этого следует, что при заграничных перевозках и в российских портах могут составляться иные акты, нежели те, которые упомянуты в указанной статье.
Формы коммерческих актов, актов общей формы и иных актов, порядок их составления и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются правилами, издаваемыми Минтрансом в соответствии с п. 2 ст. 5 КТМ. В настоящее время продолжают действовать Правила составления актов при морских перевозках грузов и багажа (РД 31.10.08-89) от 2 января 1990 г. (далее - Правила).
При каботажных перевозках и перевозках в прямом смешанном сообщении основным документом является коммерческий акт, который составляется для удостоверения:
- несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными;
- повреждения груза или багажа;
- обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;
- возвращения перевозчику похищенного груза или багажа.
Согласно Правилам не подлежат оформлению коммерческим актом случаи расхождения в показаниях весов, недостача в пределах разницы ввиду уменьшения влажности и др. При наличии признаков хищения и при неисправности тары коммерческий акт должен составляться (п. 4.5 Правил). Согласно п. 4 ст. 796 ГК документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (см. также ст. 162 КТМ).
Акты общей формы составляются во всех случаях, когда это требуется обстоятельствами дела или когда составление таких актов предусмотрено действующими на морском транспорте правилами (п. 1.4 Правил), например: при отказе перевозчика принять груз к перевозке; утрате документов, приложенных отправителем; повреждении контейнера или тары и упаковки груза без доступа к содержимому и т.д.
При утрате или повреждении импортного груза, установленных при выгрузке судов, составляется не коммерческий акт, а акт-извещение (п. 1.5 Правил). Такой же акт составляется при обработке в российских портах реэкспортных и транзитных грузов.
- Правовое регулирование морского судоходства в российской федерации
- Г.Г. Иванов
- Часть I. Государственное управление и государственный надзор
- Глава I. Основные федеральные органы исполнительной власти,
- § 1. Министерство транспорта Российской Федерации
- § 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- § 3. Федеральное агентство морского и речного транспорта
- § 4. Учреждения, предприятия и организации,
- § 5. Государственное управление деятельности
- § 6. Лицензирование на морском транспорте
- § 7. Другие федеральные органы исполнительной власти,
- Глава II. Морское судно и его экипаж
- § 1. Право собственности на судно и его национальность
- § 2. Судовые документы
- § 3. Государственная регистрация судов и прав на них
- Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:
- Раздел I содержит следующие основные сведения:
- § 4. Экипаж судна
- Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна.
- Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды
- § 1. Общие вопросы безопасности судоходства
- § 2. Конструкция, оборудование и снабжение судов
- Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.
- § 3. Обеспечение безопасной загрузки судов
- § 4. Обеспечение безопасности навигации
- § 5. Защита морской среды
- § 6. Международный кодекс по управлению
- § 7. Международный кодекс по охране судов
- Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
- § 8. Организация поиска и спасания судов
- § 9. Обеспечение безопасности морского судоходства
- § 10. Государственный портовый контроль
- Глава IV. Правовой режим судов в различных морских пространствах
- § 1. Внутренние морские воды. Заход судов
- § 2. Санитарный, пограничный и таможенный режим судов
- § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция
- § 4. Суда в территориальном море, исключительной
- Часть II. Основные договоры, применяющиеся в морском судоходстве
- Глава V. Договор морской перевозки груза
- § 1. Общие положения
- § 2. Подача судна и погрузка (предоставление) груза
- § 3. Коносамент
- § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
- § 5. Ответственность перевозчика, отправителя
- § 6. Договор прямой смешанной перевозки груза
- Глава VI. Договор морской перевозки пассажира
- § 1. Основные условия договора
- § 2. Ответственность перевозчика
- Глава VII. Договоры аренды на морском транспорте
- § 1. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
- § 2. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
- § 3. Договор финансовой аренды (лизинг)
- Глава VIII. Другие договоры оказания услуг
- § 1. Договоры лоцманской проводки и буксировки
- § 2. Договоры морского агентирования
- § 3. Договор доверительного управления судном
- § 4. Договор транспортной экспедиции
- § 5. Договор перевалки
- Глава IX. Договор морского страхования
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные права и обязанности страхователя
- § 3. Основные права и обязанности страховщика
- § 4. Ответственность страховщика
- § 5. Взаимное страхование
- Глава X. Договор о спасании
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные обязанности сторон договора о спасании
- § 3. Спасательное вознаграждение
- § 4. Специальная компенсация
- § 5. Распределение вознаграждения
- Часть III. Ответственность за убытки и ущерб, причиненные при осуществлении морского судоходства. Общая авария
- Глава XI. Ответственность и ее ограничение
- § 1. Ответственность и возмещение убытков
- § 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
- § 3. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой
- § 4. Ответственность за ущерб от загрязнения
- § 5. Ограничение ответственности по морским требованиям
- Глава XII. Общая авария
- § 1. Понятие общей аварии
- Глава XVI ктм в основном отражает Правила 1994 г., которые состоят из двух вводных правил - Правила о толковании и Основного правила, семи литерных правил (a - g) и двадцати двух цифровых правил.
- § 2. Виды общей аварии
- § 3. Порядок определения общеаварийных убытков
- Часть IV. Обеспечение выполнения обязательств в морском судоходстве
- Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна
- § 1. Морской залог
- § 2. Ипотека судна или строящегося судна
- Глава XIV. Арест судна
- § 1. Полномочия на арест
- § 2. Морское требование
- § 3. Условия ареста и освобождения судна
- § 4. Освобождение судов Международным трибуналом
- Глава XV. Урегулирование требований, возникающих при осуществлении морского судоходства
- § 1. Претензии и иски. Исковая давность
- § 2. Морской протест. Составление актов
- § 3. Суд и арбитраж по морским делам
- § 4. Исполнение судебных и арбитражных решений