§ 4. Учреждения, предприятия и организации,
подведомственные Росморречфлоту
Федеральной службе морского и речного транспорта (Росморречфлоту) подведомственно значительное число федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.
Перечень указанных предприятий и учреждений утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 1748-р "Об утверждении Перечня федеральных государственных предприятий, находящихся в ведении Росморречфлота". В этот Перечень, в частности, входят такие федеральные государственные унитарные предприятия, как "Росморпорт", "Морсвязьспутник", "Гидрографическое предприятие", аварийно-спасательные управления на бассейнах. Среди федеральных государственных учреждений в первую очередь следует указать на администрации морских портов, Госморспасслужбу России, Службу морской безопасности, Российский морской регистр судоходства, а также образовательные учреждения.
Администрации морских портов созданы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 705 "О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами". За администрациями морских портов закреплялось на праве оперативного управления федеральное имущество, необходимое для выполнения возложенных на них функций портовых властей.
Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2006 г. N 773 "О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными портами" было установлено, что административно-властные полномочия в сфере государственного управления морскими рыбными портами осуществляют администрации морских портов. Этим же Постановлением было поручено определить состав федерального имущества государственных администраций морских рыбных портов, передаваемого администрациям морских портов при реорганизации. Следует иметь ввиду, что ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 9 КТМ РФ было внесено изменение, устраняющее деление морских портов на торговые, специализированные и рыбные.
Согласно ст. 10 Закона административно-властные и иные полномочия в морских портах, установленные Федеральным законом, другими федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями.
Администрации морских портов являются федеральными государственными учреждениями и осуществляют следующие функции:
1) обеспечивают безопасность плавания судов в акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту;
2) обеспечивают порядок в морском порту;
3) принимают меры по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта;
4) взаимодействуют с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления государственного портового, таможенного, пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного, экологического и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля и надзора в морских портах;
5) руководят мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;
6) предпринимают меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участвуют в организации работ по ликвидации таких ситуаций;
7) организуют спасание людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидацию пожаров на судах, находящихся в морском порту;
8) выдают разрешения на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;
9) проводят мероприятия по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;
10) осуществляют в пределах своих полномочий контроль за безопасностью портовых гидротехнических сооружений.
Согласно ст. 12 в целях осуществления функций, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, администрация морского порта издает акты ненормативного характера, подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся и (или) осуществляют деятельность в морском порту и которым указанные акты адресованы.
Акты администрации морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральному закону о портах, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Администрация морского порта, как федеральное государственное учреждение, действует на основании устава, утверждаемого Росморречфлотом.
Росморпорт.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" создано на основании Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 705 "О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами". За Росморпортом закреплено на праве хозяйственного ведения федеральное имущество морских портов, не закрепленное за администрациями морских портов. Устав ФГУП "Росморпорт" утвержден распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 31.03.2005 N ВР-130-р.
Предприятие является коммерческой организацией и находится в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта.
Функции учредителя предприятия осуществляют Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и Федеральное агентство морского и речного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Росморпорт имеет свои филиалы на всех морских бассейнах. Например, на Балтийском бассейне действует Санкт-Петербургский, Выборгско-Высоцкий, Усть-Лужский, Калининградский филиалы.
Согласно п. 2.1 Устава предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получении прибыли.
Для достижения этих целей предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе через свои филиалы, следующие основные виды деятельности:
1) организует и обеспечивает эффективное использование федерального имущества в морских портах и на подходах к ним, а также иного имущества, принадлежащего предприятию;
2) осуществляет безопасную эксплуатацию закрепленных за ним гидротехнических сооружений, систем обеспечения безопасности мореплавания и других объектов портовой инфраструктуры;
3) принимает участие в разработке и согласовании генеральных схем стратегических планов, технико-экономических обоснований развития, реконструкции, модернизации и технического перевооружения транспортно-технологических перегрузочных комплексов морских портов и других объектов и сооружений прибрежно-портовой инфраструктуры;
4) осуществляет функции заказчика-застройщика при новом строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении транспортно-технических перезагрузочных комплексов, портов и других объектов и сооружений прибрежно-портовой инфраструктуры;
5) осуществляет ремонт, модернизацию и новое строительство гидротехнических сооружений и других портовых объектов, в том числе перезагрузочных комплексов и терминалов;
6) поддерживает в надлежащем техническом состоянии, обеспечивает функционирование, осуществляет модернизацию и новое строительство систем обеспечения безопасности мореплавания, в том числе расположенных на акваториях и территориях морских портов, в районах якорных стоянок, на рейдах, на фарватерах и подходных каналах;
7) осуществляет новое строительство, ремонт и эксплуатацию судов служебно-вспомогательного, дноуглубительного флота, ледокольных судов и судов, выполняющих задачи, вытекающие из международных договоров, участником которых является Российская Федерация;
8) сдает в установленном порядке в аренду закрепленное за предприятием имущество, осуществляет контроль за его сохранностью, надлежащим содержанием, целевым и эффективным использованием, а также соблюдением арендатором условий договора аренды. Росморпорт вправе сдавать с согласия арендодателя находящийся в государственной собственности объект инфраструктуры морского порта в субаренду. Порядок сдачи в аренду федерального имущества, передаваемого Росморпорту Федеральным агентством, устанавливается Минтрансом России по согласованию с Минэкономразвития России;
9) оказывает все виды услуг судам на подходах и непосредственно в акватории морских портов по их безопасному судоходству, маневрированию и стоянке, в частности осуществляет:
- лоцманскую проводку судов;
- буксировку, швартовку и перестановку судов;
обеспечивает:
- ледокольную проводку;
- безопасную стоянку судов в порту;
- стоянку судов на якоре и у причала;
- сбор и обработку с судов балластных вод, утилизацию мусора, пищевых отходов;
- сбор судовых льяльных вод и нефтепродуктов и их очистку;
организует и обеспечивает:
- шипчандлерское и сюрвейерское обслуживание;
- бункеровку судов топливом и водой, снабжение продовольствием;
- оказывает тальманские услуги;
- предоставляет катера экипажам судов, стоящим на рейде, и автотранспорт для выезда в город;
10) взимает портовые сборы в морских портах Российской Федерации;
11) выполняет функции судовладельца;
12) принимает участие в проведении аварийно-спасательных работ;
13) осуществляет работы по подъему затонувшего имущества в акваториях морских портов;
14) обеспечивает проведение работ по ликвидации последствий загрязнения акваторий и территориальных морских портов;
15) участвует в работе международных и иных организаций по вопросам, входящим в компетенцию предприятия.
Предприятие возглавляет генеральный директор, назначаемый на должность Федеральным агентством морского и речного транспорта.
Российский морской регистр судоходства (Регистр).
Согласно ст. 23 КТМ судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания. Технический надзор и классификацию судов осуществляют органы технического надзора, которые действуют на основании учредительных документов. Таким органом технического надзора и классификации в России является Регистр, который действует на основании Устава 2005 г., утвержденного Приказом Росморречфлота от 13 апреля 2005 г. N 8. Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 22 КТМ технический надзор за российскими судами и их классификация осуществляются только российскими органами технического надзора и классификации.
До настоящего времени из этого правила было сделано лишь одно исключение: Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ статья 22 КТМ была дополнена новым пунктом 4, согласно которому технический надзор за судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, и их классификация по выбору судовладельцев осуществляются органами технического надзора и классификации судов или наделенным Правительством РФ необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами РФ иностранным классификационным обществом.
Известно, что почти все международные конвенции, содержащие технические стандарты и соответствующие требования, содержат положения, предоставляющие правительствам право поручать осуществление возложенных на них обязанностей надлежаще уполномоченным организациям. Во многих случаях этими организациями являются классификационные общества, как правило, не являющиеся государственными. Поручение выполнения многих функций этим обществам (как правило, тем, которые являются членами Международной ассоциации классификационных обществ - МАКО) стало всеобщей практикой и получило определенную регламентацию. Так, Ассамблея ИМО Резолюцией A.739(18) приняла Руководство по предоставлению полномочий организациям, действующим от имени администрации (правительств). В Дополнении I к Руководству содержатся минимальные стандарты для признанных организаций, а подробные спецификации относительно функций этих организаций, касающихся освидетельствования и выдачи свидетельств, были приняты на 19 сессии Ассамблеи ИМО - Резолюция A.789(19). Учитывая различные правовые системы, ИМО разработала модель типового соглашения между правительством и соответствующей организацией, уполномоченной действовать от его имени (MSC/Circ/710). Согласно Типовому соглашению (приложение 1) существуют три типа полномочий: полное, когда организация уполномочивается осуществлять освидетельствование и выдавать временные или постоянные свидетельства; частичное; ограниченное (в каждом конкретном случае или в определенных географических районах). Вопрос о том, какому классификационному обществу поручать выполнение указанных функций и использовать ли вообще свое право на заключение соглашения, правительство решает самостоятельно.
Поэтому закрепление в Законе указанного ограничения вряд ли можно рассматривать в качестве удачного решения. В связи с этим интересно отметить, что Устав Регистра предусматривает возможность выполнения соответствующих функций по поручениям государств - участников международных договоров и некоторыми государствами такие поручения уже даны.
Что касается судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, то Правительство РФ распоряжением от 13 августа 2006 г. N 116-р представило Минтрансу право от имени Правительства РФ осуществлять действия по наделению иностранных классификационных обществ - членов МАКО полномочиями по проведению освидетельствования судов, зарегистрированных в указанном реестре и выдаче на них свидетельств в соответствии с договорами РФ. На 1 января 2009 г. было заключено два таких договора: с германским "Ллойдом" и с бюро "Веритас".
Регистр является федеральным государственным учреждением классификации судов, подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта.
Регистр в своей деятельности руководствуется международными договорами (соглашениями) Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта, иными нормативными правовыми актами и Уставом.
Деятельность Регистра направлена на обеспечение безопасности мореплавания судов, используемых в целях торгового мореплавания, морских стационарных платформ различного назначения, охраны человеческой жизни на море, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, участия организаций и предпринимателей в международном, экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Согласно п. 8 Устава для достижения указанных целей Регистр осуществляет следующие основные виды деятельности:
- разрабатывает и издает правила по классификации и постройке судов, морских стационарных платформ, об изготовлении материалов и изделий для судов;
- осуществляет классификацию следующих судов при их проектировании, постройке и эксплуатации:
- пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, а также других самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 регистровых тонн. Указанное положение соответствует статье 23 КТМ РФ, этой же статьей установлено, что технический надзор за другими судами, а также за спортивными и прогулочными судами независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов осуществляется органами технического надзора, на которые такой надзор возложен Правительством РФ.
Правительство РФ во исполнение Указа Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Постановлением от 23 декабря 2004 г. N 835 утвердило Положение о государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Госинспекция по маломерным судам входит в систему МЧС России и осуществляет технический надзор за морскими судами, не поднадзорными Регистру.
Правила классификации спортивных судов утверждены Приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 5 ноября 2002 г. N 440.
Регистр осуществляет подтверждение соответствия и классификацию морских стационарных платформ различного назначения при их проектировании, постройке и эксплуатации, а также учет судов, классифицированных Регистром, издает Регистровую книгу судов.
На основании заключенных соглашений проводит освидетельствование судов, выдает для судов, выходящих в заграничное плавание, судовые документы, предусмотренные международными договорами (конвенциями), в том числе проводит освидетельствование ядерных грузовых и ядерных пассажирских судов.
Регистр:
- осуществляет унификацию нормативной базы для проектирования, строительства, ремонта, переоборудования, модернизации и эксплуатации морских судов и морских стационарных платформ различного назначения;
- ведет перечень унифицированных оборудования, материалов и изделий, допущенных к применению на морских судах и морских стационарных платформах различного назначения;
- осуществляет подтверждение соответствия результатов испытаний, осмотр большегрузных контейнеров грузоподъемностью 10 тонн и выше и допущение их к международным перевозкам различными видами транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
- осуществляет обмер судов в соответствии с международными договорами и правилами, устанавливает их вместимость и выдает соответствующие документы;
- осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке сюрвейерское обслуживание;
- проводит освидетельствование судов, морских стационарных платформ, состоящих в классе Регистра, в связи с авариями (повреждениями).
Регистр имеет право:
- изымать свидетельства и другие документы, выданные Регистром, в случае несоответствия объектов требованиям действующих правил Регистра;
- осуществлять сотрудничество с иностранными органами технического надзора, классификационными органами и обществами, судостроительными, машиностроительными, конструкторскими и другими организациями по вопросам, относящимся к компетенции Регистра, включая командирование своих специалистов за границу;
- осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с задачами и функциями, предусмотренными Уставом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- участвовать в работе международных организаций;
- устанавливать формы документов освидетельствования судов, образцы бланков, штампов, печатей своих филиалов и представительств, товарных знаков, клейм и эмблемы Регистра;
- в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывать и утверждать тарифы на услуги (работы), выполняемые Регистром.
Коллегиальным органом управления Регистра является Совет Регистра, в который входит генеральный директор по должности и назначаемые его приказом два заместителя.
Исполнительным органом Регистра является генеральный директор, назначаемый на должность руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта на контрактной основе. К компетенции генерального директора относится текущее руководство деятельностью Регистра. Генеральный директор организует выполнение решений коллегиального органа управления Регистра. Генеральный директор без доверенности действует от имени Регистра.
Регистр вправе в установленном порядке создавать свои филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Регистра. Регистр несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств, проводит периодические проверки и ревизии их финансово-хозяйственной и производственной деятельности.
На территории Российской Федерации в настоящее время Регистр имеет следующие филиалы:
Филиал по атомным судам - г. Санкт-Петербург;
Балтийский филиал - г. Санкт-Петербург;
Архангельский филиал - г. Архангельск;
Астраханский филиал - г. Астрахань;
Калининградский филиал - г. Калининград;
Мурманский филиал - г. Мурманск;
Нижегородский филиал - г. Нижний Новгород;
Новороссийский филиал - г. Новороссийск;
Дальневосточный филиал - г. Владивосток.
Регистр имеет филиалы и представительства за рубежом во многих странах, в том числе:
Австрия (г. Вена); Великобритания (г. Лондон); Турция (г. Стамбул); Сингапур (г. Сингапур); Куба (г. Гавана).
При Регистре создается Научно-технический совет, выполняющий функции совещательного и консультативного органа по вопросам, связанным с любыми научно-техническими аспектами деятельности Регистра и с проводимой им в рамках осуществления возложенных на него функций научно-технической политикой.
Председателем Научно-технического совета является генеральный директор Регистра.
Госморспасслужба.
Федеральное государственное учреждение "Госморспасслужба" вместе с бассейновыми аварийно-спасательными управлениями аварийно-спасательных и подводно-технических работ, экспедиционным отрядом аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ (далее - БАСУ, УиЭО АСПТР), морскими спасательно-координационными центрами (далее - МСКЦ) и морскими спасательными подцентрами (далее - МСПЦ) образует функциональную подсистему сил и средств, входящую в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Учреждение действует на основании Устава, утвержденного распоряжением Росморречфлота от 24 марта 2005 г. N ВР-126/р. На Службу возлагаются задачи по:
- организации и проведению операций по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, включая проведение мероприятий, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в этой области;
- координации действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и соответствующих служб иностранных государств при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море;
- организации и проведению на морских бассейнах работ по ликвидации по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и других вредных химических веществ в море, включая проведение мероприятий, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в этой области;
- организации и проведению на морских бассейнах аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических (водолазных) и экспедиционных буксировочных работ;
- оказанию методической помощи организациям морского транспорта по вопросам охраны морской среды и обеспечению выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации в этой области;
- руководству водолазной службой БАСУ и системой сертификации водолазной техники и услуг на морском транспорте;
- предоставлению информационных, консультационных и методических услуг в области аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических (водолазных), буксировочных работ и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море.
Для выполнения указанных задач Служба, в частности, организует и координирует действия БАСУ, УиЭО АСПТР, морских и авиационных спасательных служб федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и соответствующих служб иностранных государств при поиске и спасении людей, терпящих бедствие на море;
через МСКЦ и МСПЦ осуществляет поиск и спасание людей в зоне ответственности Российской Федерации, при необходимости привлекает силы и средства соответствующих служб иностранных государств;
организует и контролирует проведение силами и средствами БАСУ, УиЭО АСПТР работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и других вредных химических веществ в море с судов и объектов, независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
организует привлечение организаций, имеющих необходимые технические (технологические) возможности, независимо от их ведомственной принадлежности, к ликвидации последствий морских аварий, координирует их действия;
в случаях крупномасштабных разливов, превышающих технологические возможности БАСУ, УиЭО АСПТР, готовит предложения о привлечении сил и средств других организаций Российской Федерации, а также соответствующих служб иностранных государств, в рамках международных договоров Российской Федерации, к работам по ликвидации указанных разливов;
несет круглосуточную оперативно-дежурную службу;
сообщает в установленном порядке о разрешении или отказе в выдаче разрешения иностранным спасательно-координационным центрам на пересечение Государственной границы Российской Федерации иностранными спасательными единицами.
Госморспасслужбу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Росморречфлота.
Морсвязьспутник.
Морсвязьспутник действует на основании Устава, утвержденного распоряжением Росморречфлота от 4 апреля 2005 г. N ВР-136-р. Данное предприятие создано для формирования и проведения на морском транспорте единой научно-технической политики в области электрорадионавигации и связи, обеспечения технической и коммерческой эксплуатации отечественных и международных искусственных спутников Земли для связи и радиоопределения, в том числе в морской подвижной спутниковой службе, а также организации работ по созданию и эксплуатации необходимых судовых и береговых технических средств и систем связи и электрорадионавигации на морском транспорте. Предприятие обеспечивает использование средств связи в целях повышения безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и совершенствования оперативно-диспетчерского управления флотом. На коммерческой основе оно предоставляет расчетные посреднические услуги отечественным и зарубежным организациям и фирмам в области связи и электрорадионавигации.
Для достижения указанных целей Морсвязьспутник участвует в разработке государственных программ развития средств связи и электрорадионавигации, организует контроль за соблюдением на морских судах, в портах действующих правил, касающихся использования средств связи, поиска и спасания при бедствии, в том числе с использованием отечественных и международных искусственных спутников Земли. Предприятие организует работы по проектированию, созданию и совершенствованию судовых и береговых технических средств связи, контролирует проектирование и строительство береговых объектов (радиоцентров, навигационных и связных тренажеров, СУДС и т.д.), обеспечивает совместно с заинтересованными ведомствами и организациями разработку национальных технико-эксплуатационных требований на судовое и береговое оборудование связи и электрорадионавигации, радиотехнические средства поиска и спасания, тренажеры по подготовке судоводителей и радиоспециалистов. Оно обеспечивает единую техническую политику, касающуюся вопросов связи и электрорадионавигации, при согласовании проектов морских судов, а также проектов строительства и реконструкции морских портов, организует испытания внедряемой на флоте отечественной и зарубежной аппаратуры связи и электрорадионавигации и аттестацию этой аппаратуры на соответствие национальным и международным требованиям и стандартам.
Особые функции Морсвязьспутник осуществляет в связи с участием России в различных международных организациях. Так, он разрабатывает и представляет для обсуждения в Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международной морской организации (ИМО), Международном союзе электросвязи и в других международных организациях предложения по организационно-юридическим, технико-эксплуатационным и финансово-экономическом вопросам, касающимся применения на морском транспорте средств связи и электрорадионавигации. Предприятие представляет интересы России в качестве Сотрудничающей организации Международной космической системы определения местоположения судов и самолетов, терпящих бедствие (КОСПАС-САРСАТ), и обеспечивает взаимодействие и межведомственную координацию работ по эксплуатации и совершенствованию этой системы.
Что касается ИНМАРСАТ, то она выполняет функции участника с принятием на себя всех вытекающих обязанностей по административным, финансовым и техническим вопросам. В частности, Морсвязьспутник организует своевременную и правильную подготовку и направление в ИНМАРСАТ отечественными центрами международной морской спутниковой связи (ЦМСС) финансовой и статистической информации, а также оплаты выставляемых ИНМАРСАТ счетов за пользование космическим сегментом.
Предприятие участвует в мероприятиях по сотрудничеству с зарубежными странами и организациями по вопросам развития и международного использования спутниковых, береговых и судовых средств электрорадионавигации и связи, разработке международных требований и стандартов. Оно закупает по импорту технические средства судовождения и связи, необходимое оборудование и заключает договоры на сервисное обслуживание закупаемой аппаратуры.
Морсвязьспутник предоставляет различного рода услуги, в том числе расчетные услуги за связь для отечественных и иностранных организаций (в качестве самостоятельной международной расчетной организации, зарегистрированной в Международном союзе электросвязи), консультационные услуги при закупке оборудования у инофирм отечественными организациями, услуги по спутниковой и традиционной связи, а также устанавливает цены и тарифы на все виды производимых работ, выпускаемую и реализуемую продукцию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Руководителем Морсвязьспутника является генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Росморречфлота.
Служба морской безопасности.
Служба морской безопасности является федеральным государственным учреждением, специализирующимся в области обеспечения безопасности объектов морского и речного транспорта (далее - Служба), находящимся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта.
Согласно п. 2.1 Устава службы, утвержденного Приказом Росморречфлота от 13 апреля 2005 года N 11, целями деятельности Службы являются выполнение работ (оказание услуг), направленных на:
- создание и поддержание системы защиты объектов морского и речного транспорта от незаконных актов, направленных против безопасности судоходства, соответствующей международным и национальным требованиям в области охраны;
- обеспечение выполнения требований режима и охраны на объектах морского и речного транспорта;
- обеспечение выполнения требований безопасности при обработке опасных грузов в портах и их перевозке морским и речным транспортом;
- обеспечение безопасности контейнерных перевозок;
- обеспечение выполнения международных и национальных требований, норм и стандартов в области безопасности и охраны к инженерно-техническому оборудованию и средствам, используемым на объектах морского и речного транспорта.
Среди основных видов деятельности на морском транспорте следует отметить:
- проведение оценки уязвимости охраны объектов морского и речного транспорта, разработка планов охраны судов, портовых средств и судоходных гидротехнических сооружений;
- рассмотрение и одобрение планов охраны судов, портовых средств и судоходных гидротехнических сооружений;
- проведение в установленном порядке освидетельствования судов на соответствие требованиям в области охраны с выдачей на суда международного свидетельства об охране судна;
- проведение в установленном порядке освидетельствования портовых средств на соответствие требованиям в области охраны с выдачей на них акта о соответствии портового средства;
- одобрение экспертных и специализированных в области охраны транспорта организаций, осуществляющих оценку охраны судов, портовых средств и судоходных гидротехнических сооружений, разработку планов их охраны;
- подготовка и направление информации по вопросам охраны судов и портовых средств в Международную морскую организацию (ИМО);
- категорирование объектов морского транспорта по степени их потенциальной опасности и диверсионно-террористической уязвимости и ведение учета категорированных объектов;
- организацию и проведение мероприятий по оценке принимаемых мер по обеспечению безопасности на объектах морского транспорта на соответствие международным и национальным требованиям при осуществлении контейнерных перевозок;
- осуществление сбора, обобщение и анализ информации по портовому контролю, поступающей от региональных информационных центров, а также Парижского, Токийского и Черноморского меморандумов о взаимопонимании портового контроля;
- осуществление организационно-методического руководства подразделениями морской безопасности администраций морских портов.
Служба имеет право:
- не выдавать, изымать или аннулировать ранее выданные Службой документы в случае несоответствия объектов морского транспорта установленным международным и национальным требованиям по охране и обеспечению безопасности;
- участвовать в работе международных организаций и осуществлять сотрудничество с органами и организациями в области обеспечения безопасности и охраны, в том числе иностранных государств, командирование своих специалистов за границу.
Служба может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, законодательства иностранных государств по месту их нахождения.
Служба, в соответствии с законодательством Российской Федерации, может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Службу возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Росморречфлота в порядке, установленном трудовым законодательством.
Начальник Службы осуществляет руководство деятельностью Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами и распоряжениями Федерального агентства морского и речного транспорта, условиями трудового договора. Начальник Службы подотчетен руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта.
- Правовое регулирование морского судоходства в российской федерации
- Г.Г. Иванов
- Часть I. Государственное управление и государственный надзор
- Глава I. Основные федеральные органы исполнительной власти,
- § 1. Министерство транспорта Российской Федерации
- § 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- § 3. Федеральное агентство морского и речного транспорта
- § 4. Учреждения, предприятия и организации,
- § 5. Государственное управление деятельности
- § 6. Лицензирование на морском транспорте
- § 7. Другие федеральные органы исполнительной власти,
- Глава II. Морское судно и его экипаж
- § 1. Право собственности на судно и его национальность
- § 2. Судовые документы
- § 3. Государственная регистрация судов и прав на них
- Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:
- Раздел I содержит следующие основные сведения:
- § 4. Экипаж судна
- Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна.
- Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды
- § 1. Общие вопросы безопасности судоходства
- § 2. Конструкция, оборудование и снабжение судов
- Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.
- § 3. Обеспечение безопасной загрузки судов
- § 4. Обеспечение безопасности навигации
- § 5. Защита морской среды
- § 6. Международный кодекс по управлению
- § 7. Международный кодекс по охране судов
- Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
- § 8. Организация поиска и спасания судов
- § 9. Обеспечение безопасности морского судоходства
- § 10. Государственный портовый контроль
- Глава IV. Правовой режим судов в различных морских пространствах
- § 1. Внутренние морские воды. Заход судов
- § 2. Санитарный, пограничный и таможенный режим судов
- § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция
- § 4. Суда в территориальном море, исключительной
- Часть II. Основные договоры, применяющиеся в морском судоходстве
- Глава V. Договор морской перевозки груза
- § 1. Общие положения
- § 2. Подача судна и погрузка (предоставление) груза
- § 3. Коносамент
- § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
- § 5. Ответственность перевозчика, отправителя
- § 6. Договор прямой смешанной перевозки груза
- Глава VI. Договор морской перевозки пассажира
- § 1. Основные условия договора
- § 2. Ответственность перевозчика
- Глава VII. Договоры аренды на морском транспорте
- § 1. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
- § 2. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
- § 3. Договор финансовой аренды (лизинг)
- Глава VIII. Другие договоры оказания услуг
- § 1. Договоры лоцманской проводки и буксировки
- § 2. Договоры морского агентирования
- § 3. Договор доверительного управления судном
- § 4. Договор транспортной экспедиции
- § 5. Договор перевалки
- Глава IX. Договор морского страхования
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные права и обязанности страхователя
- § 3. Основные права и обязанности страховщика
- § 4. Ответственность страховщика
- § 5. Взаимное страхование
- Глава X. Договор о спасании
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные обязанности сторон договора о спасании
- § 3. Спасательное вознаграждение
- § 4. Специальная компенсация
- § 5. Распределение вознаграждения
- Часть III. Ответственность за убытки и ущерб, причиненные при осуществлении морского судоходства. Общая авария
- Глава XI. Ответственность и ее ограничение
- § 1. Ответственность и возмещение убытков
- § 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
- § 3. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой
- § 4. Ответственность за ущерб от загрязнения
- § 5. Ограничение ответственности по морским требованиям
- Глава XII. Общая авария
- § 1. Понятие общей аварии
- Глава XVI ктм в основном отражает Правила 1994 г., которые состоят из двух вводных правил - Правила о толковании и Основного правила, семи литерных правил (a - g) и двадцати двух цифровых правил.
- § 2. Виды общей аварии
- § 3. Порядок определения общеаварийных убытков
- Часть IV. Обеспечение выполнения обязательств в морском судоходстве
- Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна
- § 1. Морской залог
- § 2. Ипотека судна или строящегося судна
- Глава XIV. Арест судна
- § 1. Полномочия на арест
- § 2. Морское требование
- § 3. Условия ареста и освобождения судна
- § 4. Освобождение судов Международным трибуналом
- Глава XV. Урегулирование требований, возникающих при осуществлении морского судоходства
- § 1. Претензии и иски. Исковая давность
- § 2. Морской протест. Составление актов
- § 3. Суд и арбитраж по морским делам
- § 4. Исполнение судебных и арбитражных решений