logo
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА

Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:

- название судна;

- идентификационный номер судна, присвоенный Международной морской организацией;

- позывной сигнал судна;

- наименование судостроительной верфи, место и год постройки судна;

- тип и назначение судна, район его плавания;

- основные технические характеристики судна, в том числе вместимость (валовая и чистая), полная грузоподъемность и главные размерения судна.

Раздел II, в частности, содержит: записи о праве собственности, праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, имя (наименование) правообладателя, имя (наименование), гражданство и адрес собственника (собственников) судна, основания возникновения права собственности на судно или часть судна (договор купли-продажи, договор на постройку судна и другие); имя (наименование) и адрес судовладельца, если он не является собственником судна.

В раздел III вносятся записи о вещных правах, не подлежащих регистрации в разделе II, ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на судно, дата внесения записи, фамилия, имя и отчество должностного лица, внесшего запись, и его подпись.

Регистрация осуществляется в срок не свыше одного месяца со дня подачи заявления.

В том случае, если документы, представленные для регистрации судна в Российском международном реестре судов, не вызывают сомнений, регистрация судна осуществляется в срок, не превышающий 7 дней со дня подачи заявления.

Для целей регистрации построенного судна и прав на него в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов днем спуска на воду считается дата подписания акта (иного документа аналогичного характера), подтверждающего факт приемки судна судовладельцем от судостроительной организации.

О любом изменении сведений, вносимых в Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов, реестр строящихся судов или бербоут-чартерный реестр, собственник судна (строящегося судна) или фрахтователь судна по бербоут-чартеру обязан сообщить в орган, в котором зарегистрировано судно, в течение двух недель со дня, когда ему стало известно о таком изменении.

Регистрация производится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.

В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о регистрации подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

В п. 32 Правил определяется перечень документов, необходимых для регистрации в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов (за исключением судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства, предоставленного в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).

В регистрации судна и прав на него может быть отказано в следующих случаях:

а) с заявлением о регистрации обратилось ненадлежащее лицо;

б) не соблюдены требования об исключении судна из прежнего реестра судов;

в) документы, представленные на регистрацию, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

г) лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правами на судно;

д) правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данное судно;

е) права на судно, о регистрации которых просит заявитель, не являются правами, подлежащими регистрации в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

В бербоут-чартерном реестре подлежат регистрации зарегистрированные в реестре судов иностранного государства суда, предоставленные в пользование и во владение российским фрахтователям по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), в случае, если:

а) фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

б) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта приняла решение о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Регистрация судна осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут-чартеру с приложением необходимых для регистрации документов:

- выписки из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера, если ипотека или обременение установлены;

- согласия в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;

- документа, выданного компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающего, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

- оригинала и копии бербоут-чартера;

- свидетельства о годности к плаванию;

- мерительного свидетельства;

- пассажирского свидетельства (для пассажирского судна);

- сведений об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией;

- документа, подтверждающего, что фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с п. 1 ст. 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

- решения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Росрыболовство) о временном предоставлении иностранному судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации и об определении названия этого судна.

Бербоут-чартерный реестр, ведущийся капитаном соответствующего морского порта, является частью единого бербоут-чартерного реестра.

В бербоут-чартерный реестр вносятся следующие основные сведения:

- название судна;

- имя и адрес собственника судна;

- имя и адрес фрахтователя судна по бербоут-чартеру;

- дата заключения бербоут-чартера и срок его действия;

- дата окончания срока, на который судну предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

- сведения о реестре судов иностранного государства, в котором зарегистрировано судно непосредственно до смены флага, с указанием на то, что законодательство государства, в котором ведется такой реестр, применяется в отношении права собственности на судно, а также ипотеки судна или обременения судна того же характера, зарегистрированных в таком реестре.

В бербоут-чартерный реестр вносятся также сведения об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией (при его наличии).

По просьбе залогодержателя ипотеки судна или обременения судна того же характера в бербоут-чартерный реестр могут быть внесены имя залогодержателя и другие данные, касающиеся ипотеки судна или обременения судна того же характера, зарегистрированные в реестре судов иностранного государства до смены флага судна.

При регистрации судна в бербоут-чартерном реестре выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

В бербоут-чартерном реестре судно подлежит регистрации в срок не свыше одного месяца со дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Регистрация судна в бербоут-чартерном реестре осуществляется на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру.

В период действия договора бербоут-чартера на судне должен находиться документ о праве собственности на судно, выданный компетентными властями иностранного государства.

В Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, в том числе буксировки, ледокольной проводки, спасательных и снабженческих операций, перевалки грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов.

Российский международный реестр судов, ведущийся капитаном соответствующего торгового порта, является частью единого Российского международного реестра судов.

По заявлению собственника судна или российского фрахтователя судна по бербоут-чартеру судно, зарегистрированное в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре, может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов.

В Российском международном реестре судов подлежат регистрации право собственности или иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие), за исключением таких прав и ограничений (обременений) прав на судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства и предоставленное в пользование и владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру). Регистрация в Российском международном реестре судов судна, имеющего ограничения (обременения), и исключение из указанного реестра такого судна осуществляются с согласия в письменной форме лиц, в пользу которых установлено соответствующее ограничение (обременение).

Регистрация судна в Российском международном реестре судов производится на основании заявления собственника или российского фрахтователя при фрахтовании судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства и предоставленного в пользование и владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).

В заявлении собственник может указать срок, на который регистрируется судно в Российском международном реестре судов с правом продления срока или без указания такого срока. Срок регистрации в Российском международном реестре судов судна, предоставленного российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), не может превышать срок действия указанного договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При этом учитывается наименее продолжительный из указанных сроков.

При регистрации судна в Российском международном реестре судов наряду с документами, указанными ранее, предъявляется документ об оплате государственной пошлины в размере, предусмотренном для первоначальной регистрации судна.

Регистрация судов в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению. Собственник или российский фрахтователь судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства и предоставленного в пользование и во владение по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), до 15 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или последующего года, в котором было осуществлено подтверждение регистрации, предоставляет органу регистрации документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за подтверждение регистрации в Российском международном реестре судов.

При осуществлении первоначальной регистрации и при последующем подтверждении регистрации орган, осуществляющий регистрацию, выдает свидетельство о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в Российском международном реестре судов по образцу согласно приложению к Правилам.

По заявлению судовладельца или российского фрахтователя судна без экипажа судно, исключенное из Российского международного реестра судов по основаниям, указанным в Правилах, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре или в бербоут-чартерном реестре.

При осуществлении регистрации судна в Российском международном реестре судов в документах, выдаваемых капитаном морского порта, указывается, что судно зарегистрировано в Российском международном реестре судов.

В реестре строящихся судов подлежат регистрации права на строящиеся суда, которые после постройки считаются морскими судами.

Реестр строящихся судов содержит информацию о технических характеристиках строящегося судна, о существующих и прекращенных правах на строящееся судно, ограничениях (обременениях) прав на него и сведения о правообладателях.

Реестр строящихся судов, ведущийся капитаном расположенного вблизи судостроительной организации морского порта, является частью единого реестра строящихся судов.

Реестр строящихся судов состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом строящемся судне.