§ 3. Государственная регистрация судов и прав на них
Согласно ст. 130 ГК, к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации морские суда и суда внутреннего плавания, а в соответствии со ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
В соответствии со ст. 164 ГК сделки с недвижимым имуществом также подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных ст. 131 ГК и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 1997 г. не регламентирует регистрацию прав на морские суда, воздушные суда и суда внутреннего плавания, отсылая к соответствующим федеральным законам (п. 1 ст. 33). Такими федеральными законами в настоящее время являются Воздушный кодекс, КТМ и КВВТ, причем все они по-разному решают вопросы регистрации судов. Воздушный кодекс проводит различие между государственной регистрацией и государственным учетом воздушного судна и государственной регистрацией прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Если первая регистрация осуществляется на основании правил, которые устанавливаются Минтрансом, то вторая - в соответствии со ст. 131 ГК. В КТМ (ст. 33) предусмотрена регистрация судна, право собственности и иных прав на судно, а также ограничений (обременений) прав на него, т.е. не установлена возможность регистрации сделок с судами. Наконец, согласно КВВТ (ст. 16) регистрации подлежат суда, право собственности и иные вещные права, ограничения (обременения) прав, а также сделки с судами.
Морское судно подлежит регистрации в одном из следующих реестров: Государственном судовом реестре, судовой книге и бербоут-чартерном реестре, Российском международном реестре (ст. 33 КТМ). Право собственности на строящееся судно может быть зарегистрировано в реестре строящихся судов (п. 4 ст. 376 КТМ). Все эти реестры ведутся в морских портах в соответствии с правилами, утвержденными Минтрансом.
Правила регистрации судов и прав на них в морских портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В Государственном судовом реестре регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется органами технического надзора и классификации судов в соответствии с п. 2 ст. 23 КТМ.
В судовых книгах регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется другими органами в соответствии с п. 3 ст. 23 КТМ.
В Государственном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна.
В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 15 КТМ временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
В Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг.
20 декабря 2005 г. Президент подписал Федеральный закон N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов". Можно без преувеличения утверждать, что принятие этого Закона является самым значительным событием в правовом регулировании морского судоходства в Российской Федерации со времени создания Кодекса торгового мореплавания РФ.
Хотя Закон и носит название "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" (далее - Международный реестр), не следует пытаться обнаружить сам законодательный акт о создании реестра - такого акта просто не существует. Создание Международного реестра осуществлено путем дополнения отдельных положений КТМ ссылками на Международный реестр, особенности регистрации в нем судов и их использование, и т.д.
Наряду с изменениями, касающимися уплаты государственной пошлины за регистрацию судна в Международном реестре и за подтверждение регистрации, о которых будет говориться ниже, в Налоговый кодекс РФ были внесены и другие изменения, отражающие концепцию международных реестров. Так, согласно п. 12 ст. 150 НК не подлежат налогообложению суда, ввозимые на территорию РФ и подлежащие регистрации в Международном реестре. Одновременно ст. 35 Закона РФ "О таможенном тарифе" дополнена пунктом "с", согласно которому освобождаются от пошлины суда, регистрируемые в Международном реестре судов. Для предоставления этой льготы в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре и копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию в этом реестре.
Судно, построенное на российском заводе с условием регистрации его в Международном реестре, должно оставаться в нем в течение 10 лет с момента регистрации, кроме случаев, когда оно исключено из реестра в связи с признанием судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки или любых других изменений.
Если судно исключается из Международного реестра по иным причинам, ранее чем через 10 лет с момента регистрации, налоговая база определяется налоговым агентом (лицом, в собственности которого находится судно в момент исключения из реестра) как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику с учетом налога.
При определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском реестре (подпункт 33 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса). В данном случае под эксплуатацией понимается использование таких судов для перевозки грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
Согласно п. 48.5 ст. 270 расходы судовладельца на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Международном реестре, не учитываются в целях налогообложения; суда, зарегистрированные в Международном реестре, не являются объектом налогообложения транспортным налогом (подпункт 9 п. 2 ст. 358); а организации судовладельцев освобождаются от налога на имущество в отношении судов, зарегистрированных в Международном реестре (п. 18 ст. 381 Налогового кодекса РФ).
Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, могут использоваться для перевозок и буксировки в каботаже в соответствии с п. 2 ст. 4 КТМ.
В настоящее время действуют Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденные Приказом Минтранса России от 21 июля 2006 г. N 87.
Правила устанавливают порядок регистрации судов и прав на них в морских портах.
Регистрация судов и прав на них производится по установленной Правилами системе записей о судне и правах на него в Государственном судовом реестре Российской Федерации, Российском международном реестре судов и реестре строящихся судов. Иностранное судно, зафрахтованное российским фрахтователем по бербоут-чартеру, может быть зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов.
Регистрация осуществляется в морских портах, Перечень которых приведен в приложении N 1 к Правилам. Регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется в портах, Перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. N 583-р и приводится в приложении N 2 к Правилам.
Судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов после исключения из реестра судов иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из такого реестра.
Датой регистрации является день внесения соответствующих записей в Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов, бербоут-чартерный реестр либо реестр строящихся судов.
Ипотека судна или строящегося судна регистрируется на день получения заявления о регистрации.
Регистрация осуществляется в одном из морских портов Российской Федерации, указанных в приложении N 1 к Правилам, по выбору собственника судна или фрахтователя иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру.
Регистрация судна в Российском международном реестре судов по выбору собственника или фрахтователя осуществляется в одном из портов, указанных в приложении N 2 к настоящим Правилам.
Регистрация прав собственности на строящееся судно осуществляется в ближайшем к судостроительной организации порту.
Ипотека строящегося судна регистрируется в реестре строящихся судов, в котором зарегистрировано право собственности на строящееся судно.
Регистрации подлежат суда, право собственности и другие вещные права на суда, а также ограничения (обременения) прав на них.
Реестры судов носят открытый характер.
Сведения, содержащиеся в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, бербоут-чартерном реестре и реестре строящихся судов, предоставляются любому заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
За регистрацию судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или в бербоут-чартерном реестре и за любые вносимые в них изменения, за регистрацию прав на строящееся судно в реестре строящихся судов, регистрацию ипотеки судна, а также за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Регистрация судов осуществляется капитаном морского порта.
Капитан морского порта осуществляет:
а) регистрацию;
б) выдачу документов, подтверждающих регистрацию.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет:
- организацию регистрации судов;
- контроль за деятельностью капитанов морских портов по регистрации судов;
- иные установленные законодательством Российской Федерации полномочия в системе регистрации.
В Государственном судовом реестре подлежат регистрации пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, а также другие самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов.
Не подлежат регистрации в Государственном судовом реестре военные корабли, военно-вспомогательные суда и пограничные корабли. В случае их использования в коммерческих целях соответствующие корабли и суда могут быть зарегистрированы в Государственном судовом реестре.
Не подлежат регистрации в Государственном судовом реестре шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна.
Разделы Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов, содержащие записи о правах на судно, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанных реестрах порядковым регистрационным номером судна, который присваивается ему при осуществлении регистрации и сохраняется на период его регистрации в конкретном морском порту, пока судно существует как единый объект зарегистрированного права.
Государственный судовой реестр, ведущийся капитаном соответствующего морского порта, является частью единого Государственного судового реестра.
Государственный судовой реестр состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом судне.
- Правовое регулирование морского судоходства в российской федерации
- Г.Г. Иванов
- Часть I. Государственное управление и государственный надзор
- Глава I. Основные федеральные органы исполнительной власти,
- § 1. Министерство транспорта Российской Федерации
- § 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- § 3. Федеральное агентство морского и речного транспорта
- § 4. Учреждения, предприятия и организации,
- § 5. Государственное управление деятельности
- § 6. Лицензирование на морском транспорте
- § 7. Другие федеральные органы исполнительной власти,
- Глава II. Морское судно и его экипаж
- § 1. Право собственности на судно и его национальность
- § 2. Судовые документы
- § 3. Государственная регистрация судов и прав на них
- Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:
- Раздел I содержит следующие основные сведения:
- § 4. Экипаж судна
- Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна.
- Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды
- § 1. Общие вопросы безопасности судоходства
- § 2. Конструкция, оборудование и снабжение судов
- Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.
- § 3. Обеспечение безопасной загрузки судов
- § 4. Обеспечение безопасности навигации
- § 5. Защита морской среды
- § 6. Международный кодекс по управлению
- § 7. Международный кодекс по охране судов
- Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
- § 8. Организация поиска и спасания судов
- § 9. Обеспечение безопасности морского судоходства
- § 10. Государственный портовый контроль
- Глава IV. Правовой режим судов в различных морских пространствах
- § 1. Внутренние морские воды. Заход судов
- § 2. Санитарный, пограничный и таможенный режим судов
- § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция
- § 4. Суда в территориальном море, исключительной
- Часть II. Основные договоры, применяющиеся в морском судоходстве
- Глава V. Договор морской перевозки груза
- § 1. Общие положения
- § 2. Подача судна и погрузка (предоставление) груза
- § 3. Коносамент
- § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
- § 5. Ответственность перевозчика, отправителя
- § 6. Договор прямой смешанной перевозки груза
- Глава VI. Договор морской перевозки пассажира
- § 1. Основные условия договора
- § 2. Ответственность перевозчика
- Глава VII. Договоры аренды на морском транспорте
- § 1. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
- § 2. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
- § 3. Договор финансовой аренды (лизинг)
- Глава VIII. Другие договоры оказания услуг
- § 1. Договоры лоцманской проводки и буксировки
- § 2. Договоры морского агентирования
- § 3. Договор доверительного управления судном
- § 4. Договор транспортной экспедиции
- § 5. Договор перевалки
- Глава IX. Договор морского страхования
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные права и обязанности страхователя
- § 3. Основные права и обязанности страховщика
- § 4. Ответственность страховщика
- § 5. Взаимное страхование
- Глава X. Договор о спасании
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные обязанности сторон договора о спасании
- § 3. Спасательное вознаграждение
- § 4. Специальная компенсация
- § 5. Распределение вознаграждения
- Часть III. Ответственность за убытки и ущерб, причиненные при осуществлении морского судоходства. Общая авария
- Глава XI. Ответственность и ее ограничение
- § 1. Ответственность и возмещение убытков
- § 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
- § 3. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой
- § 4. Ответственность за ущерб от загрязнения
- § 5. Ограничение ответственности по морским требованиям
- Глава XII. Общая авария
- § 1. Понятие общей аварии
- Глава XVI ктм в основном отражает Правила 1994 г., которые состоят из двух вводных правил - Правила о толковании и Основного правила, семи литерных правил (a - g) и двадцати двух цифровых правил.
- § 2. Виды общей аварии
- § 3. Порядок определения общеаварийных убытков
- Часть IV. Обеспечение выполнения обязательств в морском судоходстве
- Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна
- § 1. Морской залог
- § 2. Ипотека судна или строящегося судна
- Глава XIV. Арест судна
- § 1. Полномочия на арест
- § 2. Морское требование
- § 3. Условия ареста и освобождения судна
- § 4. Освобождение судов Международным трибуналом
- Глава XV. Урегулирование требований, возникающих при осуществлении морского судоходства
- § 1. Претензии и иски. Исковая давность
- § 2. Морской протест. Составление актов
- § 3. Суд и арбитраж по морским делам
- § 4. Исполнение судебных и арбитражных решений