§ 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
Аппарат исполнительной власти обеспечивает выполнение задач в сферах хозяйственного, социально-культурного, административно-политического строительства и в иных отраслях управленческой деятельности.
В процессе управления возникают организационные связи между участниками этих отношений, многие из которых требуют правового регулирования. Такое регулирование осуществляется с помощью административно-правовых норм и таким образом превращает их в административно-правовые отношения.
Административно-правовые отношения — это общественные отношения в сфере государственного управления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права.
Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками. Составные части административно-правовых отношений — субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.
Исходя из положений действующего законодательства Украины, к субъектам административно-правовых отношений можно отнести: государственные органы (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, администрации государственных предприятий и учреждений); структурные подразделения органов государства, должностных лиц государственных органов; собственника (представителя, менеджера, уполномоченного собственника); объединение граждан, кооперативы, органы самоуправления, самодеятельные организации; граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства.
Предпосылкой вступления названных субъектов в конкретные административно-правовые отношения является наличие у них правоспособности и дееспособности.
Административная правоспособность — это возможность субъекта административных правоотношений иметь права и нести юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Государственные органы, которые осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, имеют конкретные властные полномочия, которые по своему характеру и объему зависят от компетенции данного органа. Административная правоспособность государственного органа (должностного лица) зависит от объема его компетенции.
Кроме того, административная правоспособность должностного лица определяется также его должностными полномочиями, которые выражены в законе или иных правовых актах. Административную правоспособность имеют государственные предприятия и учреждения, а также объединения граждан, органы самоуправления, самодеятельные организации и их органы.
Административная правоспособность государственных органов, государственных и негосударственных организаций возникает, как правило, с момента издания акта об их учреждении, а прекращается с их ликвидацией или реорганизацией. Административная правоспособность граждан в сфере государственного управления возникает с момента рождения и прекращается с их смертью. Административная правоспособность служит основой административной дееспособности.
Административная дееспособность — это способность своими действиями приобретать и реализовывать права и обязанности в сфере управления.
Особенность административной правоспособности и дееспособности состоит в том, что они означают возможность быть субъектом административно-правовых отношений.
Объект — это то, ради чего возникают правоотношения. Объектом административно-правовых отношений выступает поведение участников управленческих отношений (действия, воздержание от действий). Действия участников управленческих отношений могут осуществляться ради разнообразных правовых интересов. Это могут быть вещи, материальные ценности, продукты духовного творчества, личные нематериальные блага, а именно: здоровье, достоинство человека, нравственность и др. Так, если объектом правоотношений является поведение участников (например, передача государственного имущества от одного органа управления другому или реквизиция вещей), то предметом административных правоотношений будут объекты материального характера, т. е. имущество, вещи. В управлении культурой и искусством, здравоохранением, делами молодежи и спорта предметом этих отношений выступает культурные и духовные ценности, здоровье, нравственность, т. е. факторы нематериальные.
Основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Это действия и события.
Под действиями понимают факты, которые возникают по воле людей. Они могут быть как правомерными, так и неправомерными.
Правомерные действия отвечают требованиям административно-правовых норм. К правомерным действиям, которые порождают административно-правовые отношения, относятся акты управления — указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров и др. Для государственного управления наиболее характерны юридические акты, которые имеют индивидуальный характер, поскольку они порождают конкретные административно-правовые отношения непосредственно (например, Указом Президента Украины гражданин назначен заместителем министра образования и науки Украины, что непосредственно порождает административно-правовые отношения между лицом, назначенным на эту должность, и другими работниками Министерства образования и науки Украины). Административно-правовые отношения возникают также в связи с действиями отдельных граждан и должностных лиц, например, в случае обращения гражданина с жалобой на действия должностного лица. Кроме того, юридическим фактом, который влечет возникновение административно-правовых отношений, может быть бездеятельность.
Неправомерные действия — это правонарушения, проступки, которые влекут за собой применение мер принудительного воздействия. К неправомерным действиям относятся правонарушения, в том числе административные и дисциплинарные, за которые наступает ответственность, например, административная ответственность за уклонение от выполнения законных требований прокурора либо невыполнение распоряжения государственного или иного органа о трудоустройстве. Совершение правонарушения влечет за собой возникновение определенного круга отношений, связанных с применением норм материального и процессуального административного права.
Административно-правовые отношения возникают не только в результате деятельности людей, но и в случае возникновения событий. События — это явления, которые не зависят от воли людей, но влекут за собой определенные правовые последствия. Например, к событиям относятся стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, пожары, эпидемии, эпизоотии и т. п.).
Административно-правовые отношения характеризуются всеми признаками правовых отношений, но, кроме того, имеют некоторые особенности, которые состоят в том, что:
1) административно-правовые отношения складываются в сфере управления, т. е. в повседневной практической реализации задач и функций государства относительно осуществления управления хозяйственным, социально-культурным строительством, административно-политической сферой, иной управленческой деятельностью;
2) во всех отношениях одной из сторон обязательно выступает орган исполнительной власти (государственного управления) или общественная организация, наделенная государственно-властными полномочиями;
3) административно-правовые отношения — это особая связь между их участниками, один с которых при данных обстоятельствах имеет право требовать от другого такого поведения, которое предусмотрено административно-правовой нормой;
4) орган управления обязан реализовать свои материально-правовые и процессуальные права, т. е. право является одновременно и обязанностью субъекта административно-правовых отношений;
5) административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе какого-либо субъекта административного права, но согласие другой стороны не является обязательным условием для их возникновения;
6) нарушение одной из сторон своих обязанностей предопределяет ее ответственность не перед другой стороной, а перед государством в лице его компетентных органов;
7) административно-правовые отношения, которые возникают между органами исполнительной власти и иными субъектами административного права, не всегда являются отношениями, которые осуществляются по методу власти и подчинения. Эти отношения могут реализовываться на основе как власти и подчинения, так и равенства сторон, т. е. каждая сторона обязана выполнять конкретные требования правовой нормы. Здесь всегда имеет место такая связь: правомочие — обязанность — правомочие. Наличие взаимных прав и обязанностей характерно для достаточно широкого круга административных правоотношений;
8) санкции, которые применяются к сторонам административно-правовых отношений за нарушение ими своих прав и обязанностей, — это, как правило, меры административного принуждения, административной и дисциплинарной ответственности, может наступить также материальная или уголовная ответственность;
9) споры, которые возникают между сторонами административно-правовых отношений, решаются как в административном, так и в судебном порядке. Большинство административно-правовых споров решается в административном порядке, т. е. уполномоченными на то органами государственной исполнительной власти или должностными лицами. Конституцией Украины каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц (ст. 55).
В целом административно-правовые отношения характеризуются двумя самыми важными чертами: с одной стороны — это формы социальных отношений, поскольку в них обязательно участвуют люди или их объединения, а с другой — это формы организационных отношений, в процессе реализации которых решаются задачи управленческой деятельности.
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 2 Предмет и система административного права
- § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 4 Административно-правовые отношения
- § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 5 граждане
- § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 9 Предприятия и учреждения
- § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 10 Объединения граждан
- § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 11 Функции государственного управления
- § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления
- § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 13 Административно-правовые методы
- § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву
- Глава 14 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Раздел IV Ответственность по административному праву
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право
- Глава 16 Административно-процессуальная деятельность
- § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Раздел V Административно-процессуальное право
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях
- § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении
- Глава 18 Законность в сфере государственного управления
- § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении
- § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 20 Административно-правовые режимы
- § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- Раздел VII Основы административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами Глава 21 Характер и организация государственного управления
- § 1. Государственное управление и его особенности
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой
- § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 25 Управление промышленностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 26 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 28 Управление коммуникациями
- § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов
- § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 30 Управление торговлей
- § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 31 Управление финансами
- § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 33 Управление таможенным делом
- § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием
- § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 35 Управление наукой
- § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 36 Управление охраной здоровья населения
- § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 37 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом
- § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи
- § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения
- § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 42 Управление национальной безопасностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией
- §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура