§ 1. Контроль со стороны законодательной власти
В соответствии с Конституцией Украины единым органом законодательной власти в Украине является парламент — Верховная Рада Украины.
Верховная Рада Украины в соответствии с предоставленными ей Конституцией Украины полномочиями непосредственно или через свои органы осуществляет контроль за обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Украины, соблюдением законов и иных актов, которые она принимает, выполнением общегосударственных программ и бюджета, деятельностью органов и должностных лиц, которых она избирает, назначает или утверждает. Кабинет Министров подконтролен и подотчетен Верховной Раде. Верховная Рада также может заслушивать на заседании отчеты членов Кабинета Министров, Генерального прокурора Украины, Председателя Правления Национального банка Украины, главного редактора газеты Верховной Рады и других органов и должностных лиц, которые избираются, назначаются или утверждаются Верховной Радой (кроме судебных органов и судей).
Верховная Рада может создавать в пределах своих полномочий временные специальные комиссии идя подготовки и предварительного рассмотрения вопросов.
Для проведения расследований по вопросам, вызывающим повышенное общественное внимание, Верховная Рада создает временные следственные комиссии (если за это проголосовало не менее одной трети от ее конституционного состава.)
Постоянно действующими органами Верховной Рады являются комитеты. Они осуществляют законопроектную работу, готовят и предварительно рассматривают вопросы, отнесенные к полномочиям Верховной Рады. Государственные органы и организации обязаны выполнять требования комитетов, предоставлять им необходимые материалы и документы, рассматривать в обязательном порядке рекомендации и сообщать в установленный срок о результатах рассмотрения и принятых мерах.
Организация и порядок деятельности комитетов, временных специальных и временных следственных комиссий Верховной Рады устанавливаются законом.
В соответствии с Конституцией Украины (ст. 101) и Законом Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека»[1] парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, защиту прав каждого физического лица на территории Украины на постоянной основе и в пределах своей юрисдикции осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека.
Целью парламентского контроля, осуществляемого Уполномоченным, являются: защита провозглашенных Конституцией Украины, законами Украины и международными договорами Украины прав и свобод человека и гражданина; предупреждение нарушений прав и свобод человека и гражданина или содействие их восстановлению; предупреждение любых форм дискриминации в вопросах реализации человеком своих прав и свобод и т.д.
Основаниями для возбуждения Уполномоченным дел и назначения проверок выступают: полученные им сведения о нарушении прав и свобод физических лиц; обращения граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства или их представителей; обращения народных депутатов Украины; собственная инициатива.
Для осуществления своих обязанностей Уполномоченному предоставлены права: беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, присутствовать на их заседаниях; знакомиться с документами, в том числе и секретными; получать копии любых документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, органах прокуратуры, включая и те дела, которые находятся в судах; требовать от должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности содействия в проведении проверок деятельности подконтрольных и подчиненных им предприятий, учреждений, организаций, выделения специалистов для участия в проведении проверок, экспертиз и представлении соответствующих заключений; посещать в любое время места содержания задержанных, предварительного заключения, учреждения отбывания осужденными наказаний и учреждения принудительного лечения и перевоспитания, психиатрические больницы, опрашивать лиц, которые там находятся, и получать информацию относительно условий их содержания; направлять в соответствующие органы акты реагирования в случае выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина для принятия этими органами мер и т.п.
Счетная палата — специальный контролирующий орган, который до 23 декабря 1997 г. был органом Верховной Рады Украины[2].
Задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным выполнением расходной части Государственного бюджета Украины, расходованием бюджетных средств, в том числе и средств общегосударственных целевых фондов, объемами, структурой и их целевым назначением; осуществление контроля за образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов; контроль за финансированием общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраной природы; контроль за соблюдением законности при предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам, международным организациям, предусмотренных Государственным бюджетом Украины; контроль за законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банках и др.
Для этого Счетной палате предоставлены следующие полномочия: осуществлять экспертно-аналитические и другие виды деятельности, которые обеспечивают контроль за использованием средств общегосударственных целевых фондов, средств внебюджетных фондов, целевым использованием финансово-кредитных и валютных ресурсов во время реализации общегосударственных программ; проводить финансовые проверки, ревизии в аппарате Верховной Рады, органах исполнительной власти, Национальном банке Украины, Фонде государственного имущества Украины, других подотчетных Верховной Раде органах, а также на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности в пределах, установленных законодательством; получать от руководителей проверяемых учреждений и организаций всю необходимую документацию и иную информацию о финансово-хозяйственной деятельности и др.
К контролю со стороны законодательной власти можно отнести и депутатский запрос, право народного депутата Украины участвовать в проверках соблюдения законов государственными органами и органами объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций, право в депутатском расследовании, посещать любые государственные органы и объединения граждан, предприятия, учреждения и организации по вопросам своей депутатской деятельности и др.
Контрольные полномочия Верховной Рады, ее комитетов, депутатов, Счетной палаты закреплены в Регламенте Верховной Рады Украины[3], законах Украины от4 апреля 1995 г. «О комитетах Верховной Рады Украины»[4], от 17 ноября 1992 г. «О статусе народного депутата Украины»[5] (с изменениями), от 11 июля 1996 г. «О Счетной палате Верховной Рады Украины», который с 23 декабря 1997 г. действует как Закон «О Счетной палате»[6].
Контрольные полномочия Президента Украины регулируются Конституцией Украины и Законом Украины от 5 июля 1991 г. «О Президенте Украины»[7].
В соответствии со ст. 102 Конституции Украины Президент является главой государства, гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому он имеет довольно значительные контрольные полномочия, с помощью которых и должен обеспечивать эти гарантии.
Контрольные полномочия Президента распространяются на различные ветви власти. Так, Президент прекращает полномочия Верховной Рады Украины, если на протяжении тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться, подписывает законы, принятые Верховной Радой, а в случае несогласия с ними, при условии противоречия их Конституции или международным соглашениям — применяет право вето и возвращает их на повторное рассмотрение Верховной Рады, отменяет акты Кабинета Министров и акты Совета министров АРК, которые не соответствуют требованиям законодательства.
Президент осуществляет не только прямой, но и опосредованный контроль — путем реализации своего конституционного права на назначение трети состава Конституционного Суда Украины, образования судов, образования, реорганизации и ликвидации министерств и других центральных органов исполнительной власти, осуществляет помилование и т.п.
Президент на основании и во исполнение Конституции и законов Украины издает указы и распоряжения, которые являются обязательными для исполнения на территории Украины (ст. 106 Конституции).
Всестороннюю контрольную деятельность осуществляют органы государственной исполнительной власти всех уровней. Эта деятельность выступает одним из наиболее важных элементов организационной работы, которая направлена на дальнейшее укрепление законности и дисциплины в государственном управлении.
Широкие контрольные полномочия в этой сфере принадлежат Кабинету Министров Украины как высшему органу государственного управления общей компетенции. Кабинет Министров осуществляет контроль за деятельностью министерств, государственных комитетов и ведомств, за соблюдением ими законодательства. Он содействует реализации этими органами в полном объеме своих полномочий, заслушивает их отчеты, доклады и информацию о выполнении задач, стоящих перед ними, о развитии соответствующих отраслей и т. п. Контрольные полномочия Кабинета Министров закреплены в Конституции, других нормативных актах Украины.
Совет министров АРК имеет такие же, как и Кабинет Министров Украины, контрольные полномочия (за некоторыми исключениями) в отношении подконтрольных ему органов.
Центральные органы исполнительной власти, их отделы и управления, государственные администрации, администрации предприятий, организаций и учреждений в процессе повседневной деятельности систематически осуществляют ведомственный контроль, который распространяется на подчиненные им объекты ведомственной принадлежности[8]. При осуществлении контроля они проверяют соблюдение законов, указов и правительственных постановлений, актов вышестоящих органов, состояние дисциплины и эффективность работы аппарата, расстановку и использование кадров, работу по рассмотрению обращений граждан и др. Контроль организуют непосредственно руководители вышестоящих в отношении подконтрольного объекта отраслевых органов, их структурных подразделений и непосредственно проводят работники аппарата — соответствующие специалисты. В государственных комитетах, министерствах, государственных администрациях, подразделениях центральных органов на местах функционирует контрольно-ревизионная служба, подчиняющаяся непосредственно руководителю органа.
Контрольные полномочия указанных органов государственной исполнительной власти закреплены в законах Украины, Общем положении о министерстве, другом органе государственной исполнительной власти Украины, отдельных положениях о государственных комитетах, министерствах, ведомствах, их структурных подразделениях, других нормативных актах.
Так, Закон Украины «Об образовании» предоставляет право Министерству образования и науки Украины осуществлять учебно-методическое руководство учреждениями образования, контроль за соблюдением ими государственных стандартов образования, государственное инспектирование; проводить аккредитацию высших и профессионально-технических учебных учреждений независимо от форм собственности и подчиненности, выдавать им лицензии и сертификаты; разрабатывать условия приема в учебные заведения; организовывать аттестацию педагогических и научно-педагогических работников для присвоения им квалификационных категорий, педагогических и ученых званий. Вместе с другими министерствами и ведомствами, которым подчинены учебные учреждения, Министерство образования и науки Украины также осуществляет контроль за практическим внедрением требований актов законодательства об образовании во всех учебных учреждениях независимо от форм собственности и подчиненности и др.[9] Дальнейшую детализацию контрольные полномочия Министерства образования и науки Украины находят в Положении о Министерстве образования и науки Украины[10].
Законодательство, регулирующее деятельность местных государственных администраций, предоставляет контрольные полномочия как местной администрации в целом, так и ее отдельным структурным подразделениям. При этом контроль со стороны государственной администрации следует отнести к надведомственному контролю, а контроль со стороны ее управлений и отделов, являющихся органами отраслевого управления, — к ведомственному контролю.
Местные государственные администрации осуществляют на соответствующих территориях государственный контроль за: сохранностью и рациональным использованием государственного имущества; выполнением государственных контрактов и обязательств перед бюджетом, надлежащим и своевременным возмещением вреда, причиненного государству; использованием и охраной земель, лесов, недр, воды, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов; соблюдением производителями продукции требований стандартов, сертификации, технических условий и других правил, от которых зависит ее качество; соблюдением санитарных и ветеринарных правил, правил благоустройства, архитектурно-строительных норм и стандартов и др.
Контрольные полномочия администрации предприятия, организации, учреждения имеют отраслевой (внутриведомственный) характер. Они закреплены в различных правовых актах как на уровне закона, так и в подзаконных нормах — положениях и уставах соответствующих предприятий, организаций и учреждений. На руководителей предприятий, организаций, учреждений возложены обязанности следить за выполнением подчиненными действующих правил и норм. Совместно с бухгалтерией, юридической и другими службами они организуют бухгалтерский учет, контролируют рациональное, экономное и эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, сохранность государственной и коллективной собственности. Они обязаны предупреждать разбазаривание материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства и др. В случае выявления ряда административных правонарушений (таких, например, как мелкое хищение государственного или коллективного имущества, самовольное использование транспортных средств, машин либо механизмов или хранение транспортных средств в неустановленных местах, распитие спиртных напитков на производстве) администрация предприятий, учреждений и организаций составляет протоколы об административных правонарушениях и направляет их на рассмотрение компетентным органам (должностным лицам); в пределах, установленных законодательством, привлекает виновных к дисциплинарной ответственности.
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 2 Предмет и система административного права
- § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 4 Административно-правовые отношения
- § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 5 граждане
- § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 9 Предприятия и учреждения
- § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 10 Объединения граждан
- § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 11 Функции государственного управления
- § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления
- § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 13 Административно-правовые методы
- § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву
- Глава 14 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Раздел IV Ответственность по административному праву
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право
- Глава 16 Административно-процессуальная деятельность
- § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Раздел V Административно-процессуальное право
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях
- § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении
- Глава 18 Законность в сфере государственного управления
- § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении
- § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 20 Административно-правовые режимы
- § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- Раздел VII Основы административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами Глава 21 Характер и организация государственного управления
- § 1. Государственное управление и его особенности
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой
- § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 25 Управление промышленностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 26 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 28 Управление коммуникациями
- § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов
- § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 30 Управление торговлей
- § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 31 Управление финансами
- § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 33 Управление таможенным делом
- § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием
- § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 35 Управление наукой
- § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 36 Управление охраной здоровья населения
- § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 37 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом
- § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи
- § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения
- § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 42 Управление национальной безопасностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией
- §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура