logo
Административное право Украины

§ 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения

Многочисленные и разнообразные органы исполнительной власти образуют соответствующую систему, эффективность деятельности которой зависит от степени упорядоченности, организованности, слаженности во всех звеньях[1]. В единую систему их объединяют содержание деятельности — исполнительно-распорядительное и общая основа учреждения (образования) — государственная собственность. Каждый орган исполнительной власти — от центрального до местного — выступает субъектом права государственной собственности, наделяется статусом юридического лица и вместе с тем решает разные вопросы оперативного управления и охраны этой собственности.

Итак, органы исполнительной власти — не просто общность однородных единиц, а целостная система, т. е. такая совокупность, в которой все составные части (отдельные органы и их структурные подразделения) взаимосвязаны и вместе с тем составляют самостоятельные подсистемы со своими особенностями структуры, функций, компетенции.

Эта система строится на началах единства и целостности государственной территории, объединения принципов централизации и децентрализации, сбалансированности социально-экономического развития регионов в зависимости от административно-территориального устройства страны. Система органов исполнительной власти образуется с учетом обеспечения государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики, политики в сферах работы и занятости населения, социальной защиты, образования, науки, культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования, а также осуществления общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины.

Построение и совершенствование системы и подсистем органов исполнительной власти происходят с учетом необходимости единого центра руководства экономическими и социальными делами на основании планирования, рыночных отношений, равенства всех форм собственности, объединения отраслевого и территориального принципов управления, их централизации с соответствующей самостоятельностью регионов и отдельных административно-территориальных единиц, хозяйственной самостоятельностью предприятий, объединений и других субъектов.

Образование органов исполнительной власти, формирование их системы и ее функционирование осуществляются в соответствии с принципами демократизма и законности. Конституция Украины предоставляет гражданам право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане пользуются равным правом доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления (ст. 38).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (ч. 2 ст. 19 Конституции Украины). Организация и деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы определяются законами Украины.

Важной особенностью построения и функционирования органов исполнительной власти являются организационные связи структурных единиц системы, проявляющиеся в распорядительности, подчиненности, подконтрольности, подотчетности и координации.

Распорядительность одного органа управления относительно других проявляется прежде всего в обязательности для них его приказов. В свою очередь она обусловлена подчиненностью тех или иных органов распоряжающимся органам. Так, Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обязательные для выполнения министерствами и другими органами исполнительной власти, работу которых он направляет и координирует.

Подконтрольность означает, что вся деятельность органов или какой-либо ее объем проверяется вышестоящими органами или органом, специально созданным для осуществления контроля или надзора.

Подотчетность выражается в обязанности органа информировать о своей работе вышестоящий орган, который, руководствуясь данными отчетов, оценивает деятельность подотчетного ему органа в целом или по отдельным направлениям. Так, местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня.

Координация состоит в объединении координирующим органом подчиненных или подконтрольных ему органов для выполнения определенных задач.

Как уже отмечалось, система органов исполнительной власти имеет свои подсистемы, звенья и отдельные органы, которые различаются между собой по определенным критериям. Наиболее важными из них являются объем компетенции и территориальный масштаб деятельности. В соответствии с этими критериями в систему органов исполнительной власти входят такие звенья:

- Кабинет Министров Украины — вышестоящий орган в системе органов исполнительной власти;

— министерства, государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти;

— органы исполнительной власти АРК;

— областные государственные администрации, управления, отделы министерств, других центральных органов исполнительной власти;

— Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, управления, отделы министерств и других центральных органов исполнительной власти в городах;

- районные государственные администрации, отделы и отделения министерств и других центральных органов исполнительной власти;

— администрации государственных предприятий, учреждений, организаций.

Система и подсистемы органов исполнительной власти имеют соответствующие организационные структуры, отражающие взаимосвязи между отдельными звеньями системы и подсистем, субординацию по вертикали и горизонтали, отношения с вышестоящими органами, подчиненными и подконтрольными объектами. Оптимальность организационных структур этой системы является одним из факторов повышения эффективности исполнительной власти.