logo
Административное право Украины

§ 1. Административное право Украины как отрасль права

Административное право — это отрасль права (совокупность правовых норм), регулирующая с целью реализации задач и функций государства общественные отношения управленческого характера, которые складываются в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти, внутриорганизационной деятельности других государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями, их органами внешних юридически властных полномочий.

Административное право является самостоятельной отраслью права, с помощью которой государство регулирует однородные общественные отношения в сфере государственного управления, развивает и укрепляет его демократические основы. Административному праву принадлежит особая роль в механизме правового регулирования — оно выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Иначе говоря, административное право — это управленческое право, которое отличается от других отраслей права спецификой предмета, метода регулирования и структурными особенностями (системой размещения нормативного материала).

Предмет административного права составляет широкий комплекс общественных отношений, возникающих в процессе реализации функций государственного управления, в связи с осуществлением широкой и разнообразной исполнительной и распорядительной деятельности.

Административному праву присущи определенные рамки правового регулирования — это сфера деятельности исполнительных органов и общественные отношения управленческого характера, которые складываются в этой сфере. Они возникают, развиваются и прекращаются между: вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти (между Кабинетом Министров Украины и областной государственной администрацией); органами исполнительной власти и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (между Министерством образования и науки Украины и ректором высшего учебного заведения); органами исполнительной власти, не связанными непосредственным подчинением (между Министерством охраны здоровья Украины и Министерством образования и науки Украины); органами управления и органами общественных организаций (между областной государственной администрацией и президиумом областного совета профсоюзов); органами исполнительной власти и гражданами (между районным отделом внутренних дел и гражданином, который привлекается к административной ответственности).

Для указанных общественных отношений характерна органическая связь с целями государственного управления и поэтому в них, как правило, участвует орган государственного управления или должностное лицо, представляющее этот орган и наделенное определенными полномочиями по осуществлению исполнительной и распорядительной деятельности.

Управленческие отношения могут складываться в связи с внутриорганизационной деятельностью управленческого характера других государственных органов, их должностных лиц. Например, прокурор области руководит работой городских и районных прокуроров, осуществляет подбор и размещение кадров, контроль за исполнением возложенных на них полномочий и пр. Однако эта деятельность прокурора является вспомогательной относительно основной, поскольку она направлена на обеспечение условий для нормального осуществления возложенных на прокуратуру Конституцией Украины функций. То же самое можно сказать и об управленческой деятельности судебных органов как вспомогательной относительно правосудия.

Специфические управленческие отношения возникают и развиваются в процессе осуществления общественными организациями, их органами внешних юридически властных полномочий. Так, представители общественных организаций имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 51, 132, 179 Кодекса Украины об административных правонарушениях (ст. 255 Кодекса Украины об административных правонарушениях[1]).

Очевидно, что полномочия такого рода реализуются за пределами внутренней жизни общественных организаций и поэтому носят внешний характер.

Следовательно, мы различаем два типа управленческой деятельности: исполнительно-распорядительную, осуществляемую органами исполнительной власти, и управленческую, осуществляемую иными государственными органами и общественными организациями. Общее между ними состоит в совпадении формальных моментов (подбор кадров, контроль и проверка исполнения и т.п.), а отличие между ними связано с характером деятельности, ее значением в механизме осуществления функций государства. Предполагается, что это отличие является определяющим.