§ 2. Виды органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти — многочисленны и разнообразны, что обусловлено непосредственной направленностью исполнительно-распорядительной деятельности. Для лучшего изучения особенностей организации и деятельности органов государственного управления, а также выявления закономерностей во взаимосвязях отдельных органов осуществляется их классификация, в основе которой лежат разные критерии. Наиболее важными из них являются территориальный масштаб деятельности, объем и характер компетенции, порядок решения подведомственных вопросов, предмет направленности компетенции, положение и место в системе органов.
В зависимости от территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти разделяют на четыре группы: центральные, органы исполнительной власти Автономной Республики Крым (далее — АРК), межтерриториальные, местные.
Центральными являются те органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на всю территорию Украины. Такие органы реализуют государственную политику, осуществляют общее или отраслевое управление, специальное (функциональное) воздействие на объекты независимо от их местонахождения на территории Украины. К ним относятся: Кабинет Министров Украины, министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом.
К органам исполнительной власти АРК относятся: Совет министров АРК, министерства, республиканские комитеты и другие органы исполнительной власти АРК. Они осуществляют общее или отраслевое управление либо выполняют специальные функции государственного управления объектами, расположенными на территории АРК, в рамках компетенции, определенной Конституцией и законами Украины, Конституцией АРК.
Межтерриториальные органы охватывают своей деятельностью определенную часть территории Украины, территорию нескольких административно-территориальных единиц или территорию, границы которой вообще не зависят от административно-территориального деления Украины. Такие органы обеспечивают отраслевое управление или осуществление специальных функций на соответствующей части территории Украины (например, воинские подразделения, таможни, управления железных дорог и т.п.).
Уместным органам исполнительной власти относятся те, полномочия которых распространяются на территорию определенной административно-территориальной единицы (области, города (Киев, Севастополь), района). Они выполняют задачи общего управления и координации или функции соответствующих центральных органов исполнительной власти на территории определенной области, района, города. Это местные государственные администрации, местные органы министерств и других центральных органов исполнительной власти, например, Харьковская областная государственная администрация, Управление Министерства внутренних дел Украины по Харьковской области, районный отдел образования и т.п.
В зависимости от того, какой объем и характер компетенции имеют органы исполнительной власти, они делятся на органы общей, отраслевой, специальной (функциональной) и предметной компетенции.
Органы общей компетенции— это органы, которые в пределах подведомственной им территории осуществляют государственное управление и координацию всех либо большинства подчиненных или подконтрольных им органов отраслевой либо функциональной компетенции. Они несут ответственность за состояние дел на соответствующей территории (на всей территории Украины, территории АРК, области, района, города). Поэтому они осуществляют общее руководство и координацию деятельности органов отраслевой и функциональной компетенции, предприятий, учреждений, организаций и других объектов. К органам общей компетенции относятся: Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК, местные государственные администрации.
Органы отраслевой компетенции реализуют государственную политику в соответствующей отрасли. Отрасль — это объединение объектов управления под руководством соответствующего органа исполнительной власти по признакам производственного единства независимо от их географического расположения. Органами отраслевой компетенции являются: министерства, другие центральные органы исполнительной власти, имеющие в своем подчинении предприятия, учреждения, другие структуры и тем самым руководящие определенной областью (Министерство обороны, Министерство образования и науки, Государственный комитет Украины по водному хозяйству и др.), а также местные органы этих министерств, других центральных органов исполнительной власти.
Административная реформа направлена на изменения в построении системы министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти и предусматривает переход к использованию функционального принципа образования министерств в соединении с отраслевым принципом в том случае, если это обусловлено спецификой соответствующих секторов государственного управления и текущим состоянием социально-экономического развития государства. Отдельные министерства могут быть многоотраслевыми или надотраслевыми (например, охватывать такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, энергетика).
Органы специальной (функциональной) компетенции обеспечивают реализацию государственной политики в определенной сфере, осуществляют руководство по вопросам, имеющим общий характер для всех или многих отраслей хозяйства, социально-культурного строительства.
Органами предметной компетенции являются администрации государственных предприятий, учреждений, руководящие деятельностью соответствующих предприятий, учреждений.
В зависимости от порядка решения подведомственных вопросов .органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные.
Во главе єдиноначального органа стоит одно лицо — руководитель, имеющий право лично принимать решения по всем основным вопросам компетенции этого органа. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителей и вместе с тем повышает их персональную ответственность, поскольку на руководителя возлагается ответственность за деятельность всего органа государственного управления. К единоначальным относятся большинство органов исполнительной власти: министерства и другие центральные органы исполнительной власти, местные органы исполнительной власти.
Тем не менее и в единоначальных органах для решения наиболее важных вопросов создаются коллегиальные органы (коллегии, научно-технические, технико-экономические советы и т.п.). Они выполняют вспомогательные, консультативные функции, поскольку их решения утверждаются решением руководителя или воплощаются в жизнь посредством решения руководителя.
Во главе коллегиального органа стоит группа лиц, входящих в состав этого органа, т. е. являющихся организационно и юридически оформленными. Основные вопросы, отнесенные к компетенции такого органа, обсуждаются и разрешаются на заседаниях коллективно. Для вынесения решения по обсуждаемому вопросу необходимо иметь кворум. Решения в коллегиальных органах чаще всего принимаются абсолютным большинством голосов, т. е. если заданное решение проголосовало больше половины присутствующих членов органа. Как правило, это связано с большим объемом их компетенции и широкими задачами руководства, которые касаются многих отраслей и функций государственного управления. Коллегиальность позволяет правильно решать наиболее сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта. Поэтому к коллегиальным органам прежде всего относятся: Кабинет Министров Украины и Совет министров АРК, а также некоторые другие органы. Но и в этих органах коллегиальность дополняется единоначалием руководителей, которые лично решают некоторые оперативные организационные вопросы деятельности возглавляемого ими органа.
В зависимости от предмета направленности компетенции органы исполнительной власти делятся на:
а) органы управления хозяйственным производством, экономикой и сферой социального обслуживания: промышленностью, сельским хозяйством, транспортом и связью, внутренней торговлей, жилищно-коммунальным хозяйством и бытовым обслуживанием населения;
б) органы управления социальным развитием и культурой: образованием, здравоохранением, физической культурой и спортом, развитием науки, культуры, социальным обеспечением;
в) органы управления в административно-политической сфере: обороной, государственной безопасностью, внутренними делами, юстицией, внешними сношениями;
г) органы межотраслевого управления, осуществляющие функции: ценообразования, статистики, финансового регулирования, стандартизации, сертификации и др.
Если брать за критерий классификации положение и место в системе органов исполнительной власти, то они разделяются на высшие и низшие. Так, областная государственная администрация будет низшей по отношению к Кабинету Министров Украины, но высшей по отношению к районной государственной администрации. Отсюда — подчиненность, подконтрольность, подотчетность низших органов перед высшими, обязательность решений вышестоящих органов для выполнения нижестоящими.
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 2 Предмет и система административного права
- § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 4 Административно-правовые отношения
- § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 5 граждане
- § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 9 Предприятия и учреждения
- § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 10 Объединения граждан
- § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 11 Функции государственного управления
- § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления
- § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 13 Административно-правовые методы
- § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву
- Глава 14 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Раздел IV Ответственность по административному праву
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право
- Глава 16 Административно-процессуальная деятельность
- § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Раздел V Административно-процессуальное право
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях
- § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении
- Глава 18 Законность в сфере государственного управления
- § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении
- § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 20 Административно-правовые режимы
- § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- Раздел VII Основы административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами Глава 21 Характер и организация государственного управления
- § 1. Государственное управление и его особенности
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой
- § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 25 Управление промышленностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 26 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 28 Управление коммуникациями
- § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов
- § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 30 Управление торговлей
- § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 31 Управление финансами
- § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 33 Управление таможенным делом
- § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием
- § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 35 Управление наукой
- § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 36 Управление охраной здоровья населения
- § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 37 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом
- § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи
- § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения
- § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 42 Управление национальной безопасностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией
- §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура