logo
Административное право Украины

§ 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности

Общие правила наложения взыскания за административные правонарушения, закрепленные в главе 4 КоАП, углубляют конституционные принципы верховенства права, законности, гуманизма, индивидуализации ответственности и др.

Во-первых, соблюдение общих правил при применении административных взысканий заключается в неуклонном выполнении принципов верховенства права и законности. Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП и другими актами об административных правонарушениях.

Во-вторых, возмездное изъятие и конфискация предмета как дополнительные взыскания могут налагаться лишь в случаях, если их применение прямо предусмотрено законом. Не допускается неприменение дополнительного взыскания, если санкция статьи предусматривает обязательность его наложения вместе с основным взысканием.

В-третьих, взыскание налагается в точно определенных законом пределах. Не допускается применение взыскания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, а также превышение его максимального размера.

В-четвертых, при наложении административного взыскания следует придерживаться всех других требований законодательства об административных правонарушениях. Имеются в виду требования относительно наличия состава проступка, отсутствия обстоятельств, исключающих административную ответственность, подведомственности дел, сроков давности, недопустимости применения некоторых видов взысканий к определенным категориям граждан (военнослужащим, работникам органов внутренних дел и др.).

С целью индивидуализации ответственности закон (ч. 2 ст. 33 КоАП) требует от органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, при наложении взыскания учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

О характере правонарушителя свидетельствуют его объект, т. е. общественные отношения, на которые посягает проступок (например, государственный или общественный порядок, права и свободы граждан и т.п.), а также признаки, которые характеризуют объективную сторону правонарушения (действие или бездействие, характер и размер причиненного вреда, время, место, способ совершения проступка и др.).

Некоторые обстоятельства, свидетельствующие о характере проступка, повышают административную ответственность за его совершение, т. е. признаются квалифицирующими. Таким обстоятельством является, например, повторное совершение правонарушения. В некоторых случаях только грубое нарушение правил влечет за собой административную ответственность (ст. 108 КоАП).

Иногда правонарушением признается только злостное действие. Чаще всего это бездействие — нарушение порядка (ч. 1 ст. 194 КоАП), злостное неповиновение (ст. 185), злостное уклонение (ст. 185-4). О злостности свидетельствует невыполнение определенных обязанностей, распоряжений, требований после неоднократного, настойчивого их повторения.

Личность нарушителя характеризуют прежде всего признаки, присущие субъекту проступка (возраст, пол, служебное положение, социальное положение, противоправное поведение в прошлом, а также поведение в трудовом коллективе и в быту, отношение к семье, коллегам по работе, обучение и т. п.). Все эти обстоятельства должны быть установлены органом (должностным лицом), который рассматривает дело, чтобы иметь полное представление о личности нарушителя.

Степень вины правонарушителя зависит от формы вины, мотивов и цели совершения правонарушения (проступка). Понятно, что совершение проступка умышленно отличается от совершения его по неосторожности. В первом случае степень вины нарушителя выше.

Имущественное положение правонарушителя также должно быть учтено при применении отдельных административных взысканий: штрафа, конфискации, лишения специального права, исправительных работ.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение, перечислены соответственно в ст. 34 и ст. 35 КоАП.

Смягчающими ответственность обстоятельствами признаются:

1) чистосердечное раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных обстоятельств;

4) совершение правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Этот перечень не исчерпывающий, открытый. Орган (должностное лицо), который рассматривает дело, может признать смягчающими и обстоятельства, не предусмотренные законом (например, безупречную трудовую деятельность, преклонный возраст, наличие у нарушителя иждивенцев и т.д.).

В отличие от смягчающих в ст. 35 КоАП приведен полный (исчерпывающий) перечень обстоятельств, отягчающих ответственность за административное правонарушение. К таким обстоятельствам относятся:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. В зависимости от характера административного правонарушения орган (должностное лицо), налагающий взыскание, может не признать это обстоятельство отягчающим (например, для ответственности за нарушение правил пользования электроэнергией не имеет значения, в каком состоянии совершено правонарушение).

При наложении взыскания обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, учитываются лишь при условии, что они находятся за пределами состава правонарушения, т. е. не являются его составной частью. Так, совершение мелкого хулиганства в состоянии опьянения отягчает ответственность нарушителя, а управление транспортным средством в состоянии опьянения не отягчает, ибо этот признак непосредственного входит в состав правонарушения.

К общим относятся также правила наложения административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений. В ст. 36 КоАП предусмотрено, что при совершении одним лицом двух и более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Такой порядок назначения взысканий обусловлен тем, что дела об административных правонарушениях одного и того же лица рассматривают чаще всего разные государственные органы (должностные лица) в пределах своей подведомственности.

Если дело о нескольких административных проступках рассматривает один орган (должностное лицо), то в таких случаях налагается одно основное взыскание в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. При этом к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

В случае причинения административным правонарушением имущественного ущерба гражданину, предприятию, учреждению или организации при наложении административного взыскания одновременно может быть решен вопрос о его возмещении. Тем самым упрощен порядок взыскания очевидного и незначительного ущерба. Вместе с тем решение этого вопроса зависит от ряда обстоятельств и является правом, а не обязанностью соответствующего органа. Возмещение причиненного ущерба имеют право осуществлять лишь некоторые, перечисленные в ст. 40 КоАП органы — административная комиссия, исполнительный орган поселкового и сельского совета, а также судья. Размер ущерба, который взыскивается этими органами, не может превышать суммы двух не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Судья местного (районного, городского) суда может решить вопрос о возмещении ущерба независимо от его размера, кроме случаев причинения ущерба несовершеннолетним лицом, которое достигло шестнадцати лет и имеет самостоятельный заработок. В таком случае, если сумма ущерба не превышает одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан, судья имеет право возложить на несовершеннолетнего возмещение причиненного ущерба или обязать своим трудом устранить его.

Для обеспечения законности при применении мер воздействия за административные правонарушения очень важными являются четкое соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности, погашения административных взысканий, а также порядка исчисления сроков исполнения взыскания.

Исчисление сроков исполнения административного взыскания, как определено в ст. 37 КоАП, зависит от его вида. Так, срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ — месяцами, а лишение специального права — годами, месяцами или днями. Исчисление срока административного взыскания начинается в тот день (если он исчисляется месяцами и годами) или время (если оно исчисляется сутками), когда вынесено постановление о наложении взыскания.

В ст. 38 КоАП установлены сроки, после окончания которых исключается наложение административного взыскания. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

На практике возможны случаи, когда по факту правонарушения сначала ставится вопрос о возбуждении уголовного дела, но со временем принимается решение об отказе в его возбуждении или о прекращении уже возбужденного уголовного дела, но из материалов дела видно, что в действиях правонарушителя имеются признаки административного проступка, взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия такого решения (ч. 2 ст. 38 КоАП). Срок при этом исчисляется с момента принятия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Перечисленные правила исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды. Часть 3 ст. 38 КоАП предусматривает, что в таких случаях действуют правила, установленные Таможенным кодексом, согласно которому выявленные предметы контрабанды, а также перевозочные и другие средства, предназначенные для перемещения предметов контрабанды через государственную границу или их сокрытия, подлежат конфискации независимо от времени их обнаружения.

Для признания лица не подвергавшимся административному взысканию не нужно издания какого-нибудь специального документа. Взыскание погашается автоматически после окончания годичного срока с момента исполнения постановления о наложении административного взыскания и в случае несовершения на протяжении этого срока нового административного проступка. Если же лицо совершит новое правонарушение до погашения взыскания за предыдущее, течение срока давности прерывается.