§ 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
Одной из важнейших особенностей административного процесса является более широкий по сравнению с уголовным и гражданским процессами спектр охватываемых им общественных отношений. Это обстоятельство в значительной мере предопределяет структуру административного процесса.
В целом административный процесс представляет собой систему производств, которые соотносятся с ним как категории общего и особого.
Выделение отдельных производств в рамках административного процесса обусловлено рядом факторов. Прежде всего любое производство характеризуется своими, присущими ему целью и кругом задач, которые решаются для достижения этой цели. Действительно, цель производства по делам об административных правонарушениях одна, а производства по заявлению гражданина — совсем другая. В соответствии с этим следует различать и задачи названных производств.
Реальное разделение административного процесса на соответствующие процессуальные производства отображает объективную необходимость общественного разделения труда и профессиональной специализации деятельности разных уполномоченных субъектов. При этом выделение конкретных производств в рамках административного процесса связано и с необходимостью урегулирования определенных, качественно однородных общественных отношений, которые складываются в административно-процессуальной сфере, приобретая характер процессуальных правоотношений.
По функциональным признакам в структуре административного процесса могут быть выделены: а) производства, которые носят учредительный характер (производства по образованию государственных органов, субъектов предпринимательской деятельности); б) производства, которые имеют правотворческий характер (производства по отработке и принятию нормативных актов); в) правоохранительные производства (производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам граждан); г) правонаделяющие производства (производства по реализации контрольно-надзорных полномочий).
Выделяют обычное и ускоренное производства. При этом ускоренное производство (например, производство по делу об административном правонарушении) характеризуется упрощенной процессуальной регламентацией, минимальным количеством процессуальных актов, определенной «спрессованностью» стадий.
В общем виде при классификации по индивидуально-конкретным делам система административных производств, которые составляют структуру административного процесса, может быть представлена таким образом: 1) производство по отработке и принятию нормативных актов; 2) производство по принятию индивидуальных актов управления; 3) производство по обжалованию решений, действий или бездеятельности органов и должностных лиц, которые нарушают права граждан; 4) производство по обращениям граждан; 5) производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения; 6) производство по делам об административных правонарушениях; 7) дисциплинарное производство; 8) производство по реализации контрольно-надзорных полномочий; 9) регистрационно-разрешительное производство; 10) производство по приватизации государственного имущества; 1 ^делопроизводство.
В отличие от других видов юридического процесса (гражданского и уголовного) административный процесс не может быть сведен лишь к правоприменительным функциям. Это обстоятельство обусловливает наличие в его структуре таких производств, как производство по отработке и принятию нормативных актов и производство по принятию индивидуальных актов управления. По сути указанные производства регламентируют порядок подготовки и принятия подзаконных нормативно-правовых актов разного уровня. Упорядочение такого рода процедур, введение их в четкие процессуальные рамки служат важной гарантией целесообразности и законности подзаконных актов, которые создаются в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
Другой важной гарантией законности принятых решений является возможность обжалования решений, действий или бездеятельности органов и должностных лиц, которые нарушают права граждан. Поэтому в структуру административного процесса входит производство по обжалованию таких решений, действий или бездеятельности, которое содержит в себе детальную регламентацию административного и судебного порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан.
Такой вид административного производства, как регистрационно-разрешительное производство, направлен на упорядочение отношений, связанных с объектами, обращение которых имеет определенные ограничения и на использование которых необходимо специальное разрешение, выдаваемое компетентными органами. В частности, это касается приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, разнообразных взрывных веществ. Вместе с тем такого рода производство может быть примером реализации контрольно-надзорных полномочий, одним из аспектов которых являются, например, регистрация транспортных средств в ГАИ, проверка их технического состояния.
В последнее время на практике широко реализуется такой вид административного производства, как учредительное производство. Оно представляет собой процессуальную регламентацию специфической деятельности, связанной с формированием, ликвидацией, реорганизацией или преобразованием органов государственного управления и других субъектов. Примером такого производства может быть образование разнообразных субъектов предпринимательской деятельности.
Любое из приведенных производств в зависимости от характера индивидуально-конкретных дел может быть более детализировано. Так, в регистрационно-разрешительном производстве выделяются производство по регистрации транспортного средства в ГАИ, производство по регистрации субъектов предпринимательской деятельности, производство по лицензированию и квотированию, производство по выдаче гражданам разрешений на приобретение гладкоствольного охотничьего оружия и др.
В свою очередь, производство по принятию индивидуальных актов управления может включать в себя такие конкретные виды производств, как производство по поощрению граждан, производство по комплектованию личного состава (например, по приему в вуз) и др.
Возможны и ситуации, когда отдельные административные производства охватывают своим содержанием часть других производств. Так, ход учредительного производства по созданию новой государственной организации включает в себя как отдельный этап ее регистрацию (внесение в государственный реестр).
Важными органичными элементами, которые характеризуют структуру любого из административных производств и соответственно административного процесса в целом, являются процессуальные стадии, этапы, отдельные процессуальные действия.
Процессуальная стадия — эта относительно обособленная, ограниченная во времени и логически связанная совокупность процессуальных действии, направленных на достижение определенной цели и решение соответствующих задач конкретного административного производства, которая характеризуется кругом определенных субъектов и закрепляется в процессуальных актах.
Выделяются следующие стадии административно-процессуальной деятельности.
Стадия анализа ситуации, в ходе которой собираются и фиксируются информация о фактическом состоянии дел, реальные факты, оценивается перспектива дальнейшего движения дела, принимается решение о необходимости такого движения. Фактически эта стадия представляет собой возбуждение административного дела.
Стадия принятия решения по делу, в ходе которой дается юридическая оценка собранной информации, полностью и всесторонне исследуются материалы дела с целью установления объективной истины, принимается конкретное решение.
Стадия обжалования или опротестования решения по делу, которая носит факультативный характер.
Стадия исполнения принятого решения, в ходе которой логически завершается деятельность по административному делу. Важность этой стадии обусловлена тем, что без нее все производство по делу фактически теряет смысл, приобретая чисто формальный характер.
В свою очередь, в стадиях административно-процессуальной деятельности есть еще более низкоуровневые элементы — процессуальные этапы и процессуальные действия. Каждая стадия административно-процессуальной деятельности состоит из определенных промежуточных фрагментов. Так, в стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении можно выделить этап пресечения правонарушения и применения соответствующих мер, которые обеспечивают производство по делу, например, административного задержания.
Для процессуальных этапов характерным является наличие своих непосредственных целей и задач, а также круга субъектов их осуществляющих (например, при составлении протокола о правонарушении).
Административно-процессуальные действия представляют собой основу конструкции всей системы административного процесса.
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 2 Предмет и система административного права
- § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 4 Административно-правовые отношения
- § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 5 граждане
- § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 9 Предприятия и учреждения
- § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 10 Объединения граждан
- § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 11 Функции государственного управления
- § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления
- § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 13 Административно-правовые методы
- § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву
- Глава 14 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Раздел IV Ответственность по административному праву
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право
- Глава 16 Административно-процессуальная деятельность
- § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Раздел V Административно-процессуальное право
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях
- § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении
- Глава 18 Законность в сфере государственного управления
- § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении
- § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 20 Административно-правовые режимы
- § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- Раздел VII Основы административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами Глава 21 Характер и организация государственного управления
- § 1. Государственное управление и его особенности
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой
- § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 25 Управление промышленностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 26 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 28 Управление коммуникациями
- § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов
- § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 30 Управление торговлей
- § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 31 Управление финансами
- § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 33 Управление таможенным делом
- § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием
- § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 35 Управление наукой
- § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 36 Управление охраной здоровья населения
- § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 37 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом
- § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи
- § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения
- § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 42 Управление национальной безопасностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией
- §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура