logo
Административное право Украины

§ 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи

Транспорт является источником повышенной опасности. Предприятия всех видов транспорта обязаны обеспечивать безопасность жизни и здоровья людей, безопасность эксплуатации транспортных средств и охрану Окружающей среды. Нарушение правил безопасности таит в себе опасность причинения вреда человеку или хозяйственным интересам.

Безопасность движения — это нормированный процесс движения, эксплуатации транспортных средств, который исключает возможность причинения материального или физического вреда. Соответствующие нормы размещены в правилах эксплуатации различных видов транспорта, транспортных кодексах (например, Кодексе торгового мореплавания Украины), уставах (Устав железных дорог Украины), правилах (Правила дорожного движения Украины), инструкциях заводов-изготовителей и т. п. Административные правонарушения на транспорте разделяются в зависимости от вида транспорта, а по содержанию это в основном нарушения правил по охране порядка и безопасности движения на транспорте.

Административными правонарушениями на различных видах транспорта, за которые наступает административная ответственность, являются: нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта; нарушение правил безопасности полетов;

>>> 397 >>>

нарушение правил поведения на воздушном судне; нарушение правил международных полетов; нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на морском транспорте; нарушение правил пользования средствами морского транспорта; нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на речном транспорте и маломерных судах; нарушение правил выпуска судна в плавания или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего документа; нарушение правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации судов на внутренних водных путях; нарушение правил пользования речными и маломерными судами; нарушение правил содержания баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, правил пользования средствами автомобильного транспорта и электротранспорта (ст. ст. 109-119 КоАП). Институт административной ответственности вместе с другими видами административного принуждения играет значительную роль в недопущении нарушений указанных правил.

К числу других правонарушений, которые по своей природе являются однозначными, но направлены на различные виды транспорта, относятся: нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте (ст. 120), а также нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 121, 128, 133), правил проезда железнодорожных переездов (ст. 123), правил дорожного движения (ст. ст. 133,134 КоАП) и др.

За совершение правонарушений на транспорте применяются такие административные взыскания, как предупреждение, штраф, возмездное изъятие, лишение специального права.

Административная ответственность за повреждение дорог и нарушение пра в и л содержания дорог наступает за: повреждение дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений и технических средств регулирования дорожного движения, создание помех для движения и непринятие необходимых мер для их устранения (ст. 139); нарушение Правил охраны магистральных трубопроводов (ст. 138); нарушение правил, норм и стандартов при содержании дорог, непринятие мер к своевременному запрещению или ограничению движения либо обозначению на дорогах мест производства работ (ст. 140); нарушение правил охраны полосы отвода автомобильных дорог (ст. 141); нарушение землепользователями правил содержания участков, прилегающих к автомобильным дорогам (ст. 142 КоАП). Административные взыскания за эти правонарушения — штра-

>>> 398 >>>

фы, а за правонарушения, предусмотренные ст. ст. 141, 142 КоАП, -предупреждение или штраф, которые налагаются как на граждан, так и на должностных лиц.

Административная ответственность в области связи наступает за такие правонарушения: оборудование и эксплуатация установок проводового вещания без соответствующей регистрации или разрешения; нарушение условий и правил, регламентирующих деятельность в области связи, предусмотренную лицензиями; нарушение правил изготовления, приобретения, реализации, установления, строительства и эксплуатации радиоэлектронных средств и использования радиочастот; нарушение правил охраны линий и сооружений связи; повреждение таксофонов; нарушение правил пользования местной телефонной связью; нарушение порядка и условий предоставления услуг связи в сетях общего пользования; использование средств связи с целью, которая противоречит интересам государства, нарушает общественный порядок и посягает на честь и достоинство граждан; использование технических средств и оборудования, применяемых в сетях связи общего пользования, без сертификата соответствия или без согласования с Администрацией связи Украины (ст. ст. 144-148-4 КоАП). На виновных в совершении этих правонарушений накладывается штраф, а в случае совершения правонарушений, предусмотренных ст. 146 КоАП, применяется, кроме штрафа, также конфискация технических средств и оборудования. Рассматривать дела об административных правонарушениях и накладывать административные взыскания за нарушение законодательства о связи (ст. ст. 144, 145, 147-148-4, 188-7 КоАП) имеют право начальник Государственной инспекции электросвязи, Администрации связи Украины, начальники региональных государственных инспекций электросвязи.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] См.: Відомості Верховної Ради України. - 1994. — № 51. - Ст. 446.

[2] См.: Відомості Верховної Ради України. - 1996. - № 40. — Ст. 183

[3] См.: Там же. - 1995. - № 47-52. - Ст. 349.

[4] См.: Там же. - № 24. - Ст. 189.

[5] См.: Там же. - 1993. - № 25. - Ст. 274.

[6] См.: Там же. - №31. - Ст. 338; 1994. - №46. - Ст. 413.

[7] См.: Там же. - 1996. - № 29. - Ст. 139.

[8] См.: Офіційний вісник України. - 2000. - № 20. - Ст. 815.

[9] См.: Офіційний вісник України. - 2000. -- № ІЗ. - Ст. 530.

[10] См.: Офіційний вісник України. - 2000. - № 14. - Ст. 561.

[11] См.: ЗП Украины. - 1974. - № 10. - Ст. 68; 1978. - №1. - Ст. 21; № 86. -cт- 60; 1981. - № 7. - Ст. 56; 1996. - № 7. - Ст. 89

[12] См.: Офіційний вісник України. - 2000. - № 13. - Ст. 523.

[13] См.: ЗП України. - 1995. - № 3. - Ст. 70.

[14] 8 ноября 2001 г. создана Государственная служба автомобильных дорог как центральный орган исполнительной власти.

[15] См.: Відомості Верховної Ради України. - 1995. - № 20. - Ст. 143.

[16] См.: Офіційний вісник України. - 1999. - № 22. - Ст. 999; № 40. - Ст. 1986; 2000.-№31.-Ст. 1307.