Глава 7 Органы местного самоуправления
В соответствии со ст. 140 Конституции Украины местное самоуправление является правом территориальной общины — жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка и города — самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины.
Сущность местного самоуправления состоит в гарантированном государством праве территориальной общины, граждан и их органов в интересах населения решать в пределах действующего законодательства и под свою ответственность значительную часть местных вопросов.
Территориальная организация самоуправления в Украине основывается на объединении общегосударственных и местных интересов.
Среди самых важных признаков органов местного самоуправления выделяют их правовую, организационную, материальную и финансовую автономии.
Правовая автономия означает, что органы местного самоуправления наделены собственными, присущими только им полномочиями, которые закреплены Конституцией и действующим законодательством Украины. В пределах этих полномочий органы местного самоуправления обладают полной свободой действий.
Организационная автономия органов местного самоуправления проявляется в их возможности самостоятельно определять и строить свою внутреннюю структуру, с тем чтобы она соответствовала местным условиям и обеспечивала эффективное управление. Действуя в рамках Закона, органы местного самоуправления не подчиняются другим органам. Контроль же за ними осуществляется лишь с целью обеспечения законности их действий.
Материальная и финансовая автономия органов местного самоуправления проявляется в их праве владеть и распоряжаться средствами и имуществом для реализации своих функций и полномочий.
Местное самоуправление имеет свою систему, которая состоит из территориальной общины, сельского, поселкового и городского совета, сельского, поселкового и городского головы, исполнительных органов сельского, поселкового, городского совета, районных и областных советов.
Местное самоуправление осуществляется территориальной общиной как непосредственно, так и через органы местного самоуправления — сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы.
В свою очередь сельские, поселковые, городские советы могут разрешать по инициативе жителей создавать домовые, уличные, квартальные и иные структуры самоорганизации населения и наделять их частью своей компетенции, предоставлять финансы и имущество. Среди «иных» органов местной самоорганизации населения Закон Украины от 20 мая 1997 г. «О местном самоуправлении в Украине»[1], кроме домовых, уличных, квартальных, называет также формы непосредственного волеизъявления народа — местные референдумы, общие собрания граждан, общественные слушания. Органы местного самоуправления села, поселка, города для более активного осуществления своих прав и реализации обязанностей могут также объединяться в ассоциации, другие формы добровольных объединений[2].
К органам местного самоуправления, представляющим общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов, Конституция Украины и Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» относят районные и областные советы. Вопрос организации управления районами в городах отнесен к компетенции городских советов.
Органами местных властей в АРК Закон Украины от 17 марта 1995 г. «Об Автономной Республике Крым»[3] называет сельские, поселковые, районные, городские, районные в городах советы и их исполнительные органы.
В соответствии со ст. 143 Конституции Украины территориальные громады села, поселка, города непосредственно или через созданные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности и образующим движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, землю, природные ресурсы и т. п. Они же утверждают программы социально-экономического и культурного развития; бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют их выполнение; устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с законом; обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов; создают, реорганизуют и ликвидируют коммунальные предприятия, организации и учреждения, а также осуществляют контроль за их деятельностью; решают другие вопросы местного значения, отнесенные законом к их компетенции.
Территориальные общины сел, поселков и городов могут объединять на договорных началах объекты коммунальной собственности, а также средства бюджетов для выполнения общих проектов или для общего финансирования (содержания) коммунальных предприятий, организаций и учреждений, создавать для этого соответствующие органы и службы.
От имени и в интересах территориальных общин права субъекта коммунальной собственности осуществляют соответствующие советы.
Исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета решаются вопросы: об образовании и ликвидации постоянных и иных комиссий совета; заслушиваются сообщения депутатов о работе в совете, выполнении ими поручений совета; отменяются акты исполнительных органов совета, которые не отвечают действующему законодательству; утверждаются программы социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц; в порядке, установленном действующим законодательством, принимаются решения относительно отчуждения коммунального имущества; утверждаются местные программы приватизации; регулируются земельные правоотношения, отношения по использованию природных ресурсов; утверждаются местные градостроительные программы, договоры, заключенные главами советов от имени совета, по вопросам, отнесенным к его исключительной компетенции, уставы территориальных общин и др. Советы также создают постоянные и временные комиссии по отдельным вопросам.
Областные и районные советы утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответствующих областей и районов и контролируют их выполнение; утверждают районные и областные бюджеты, которые формируются из средств государственного бюджета для их соответствующего распределения между территориальными общинами или для выполнения общих проектов, а также из средств, привлеченных на договорных началах из местных бюджетов для реализации общих социально-экономических и культурных программ, и контролируют их выполнение; решают другие вопросы, отнесенные законом к их компетенции.
В соответствии с ч. 3 ст. 143 Конституции Украины органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти. В этом случае государство финансирует реализацию этих полномочий в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Украины.
В свою очередь местные советы (областные и районные) могут делегировать часть своих полномочий соответственно областным и районным государственным администрациям и контролировать реализацию этих полномочий. Областные и районные советы заслушивают отчеты глав городских государственных администраций, их заместителей, руководителей управлений, отделов и других структурных подразделений местных государственных администраций об обеспечении бюджета, выполнении программ экономического и социально-культурного развития соответствующей территории, местных экологических программ, а также по другим вопросам, которые связаны с реализацией местной государственной администрацией полномочий, делегированных ей советом.
Органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом, принимают решения, являющиеся обязательными к исполнению на соответствующей территории (ст. 144 Конституции Украины).
Все это дает основания считать, что органы местного самоуправления обладают чертами, приближающими их полномочия к полномочиям органов исполнительной власти, с которыми они тесно взаимодействуют при решении вопросов местного значения.
В вопросах реализации делегированных им полномочий органы местного самоуправления подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти. Реализация нормативных актов органов местного самоуправления, принятых с нарушением Конституции и законодательства Украины, может быть приостановлена до решения вопроса об их законности в судебном порядке. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездеятельности органов местного самоуправления, возмещается ими в полном объеме за счет собственных средств.
Местные советы подконтрольны также Верховной Раде Украины, территориальным общинам, суду. Так, в соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» полномочия местного совета могут быть досрочно прекращены по решению местного референдума в случае, если совет принял решение с нарушением Конституции и других законов Украины, прав и свобод граждан, и при этом игнорируются требования компетентных органов о приведении принятых решений в соответствие с требованиями законодательства, а также если сессии совета не проводятся без уважительных причин в установленные законом сроки, или совет не решает вопросы, отнесенные к его ведению.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий сельского, поселкового, городского, районного совета по решению местного референдума может быть поднят сельским, поселковым, городским головой, а также не менее чем одной десятой частью граждан, которые проживают на соответствующей территории и имеют право голоса.
При наличии решения суда о признании актов совета незаконными или аналогичных выводов соответствующего комитета Верховной Рады Украины последняя может назначить внеочередные выборы сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета.
В состав сельского, поселкового, городского совета входят депутаты, которые избираются жителями села, поселка, города на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года (ст. 141 Конституции Украины).
Сельские, поселковые, городские советы и советы районов города имеют свои исполнительные органы — исполнительные комитеты. Исполнительный комитет является юридическим лицом. Он образовывается советом на срок его полномочий в составе головы соответствующего совета, заместителя (заместителей) сельского, поселкового, городского головы по вопросам деятельности исполнительских органов совета, управляющего делами (секретаря) исполнительного комитета, а также руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов совета, иных лиц. В состав исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета по должности входит также секретарь соответствующего совета. Количественный и персональный состав исполнительного комитета определяется соответствующим советом по представлению его головы. Основными структурными подразделениями исполкома являются отделы и управления.
В сельских советах, представляющих территориальные общины, в которых насчитывается до 500 жителей, по решению соответствующей территориальной общины или сельского совета исполнительные комитеты могут не создаваться. В этих случаях исполнительно-распорядительные функции (кроме распоряжения земельными и природными ресурсами) осуществляет голова совета единолично.
Исполнительный комитет совета предварительно рассматривает проекты местных программ социального, экономического и культурного развития, целевых программ по иным вопросам, местного бюджета, а также проекты решений, которые выносятся на рассмотрение соответствующего совета; координирует деятельность отделов, управлений и других исполнительных органов совета, предприятий, учреждений и организаций, которые отнесены к коммунальной собственности соответствующей территориальной общины, заслушивает отчеты о работе их руководителей; имеет право изменять или отменять акты подчиненных ему отделов, управлений, других исполнительных органов совета, а также их должностных лиц. Исполнительный комитет осуществляет также отдельные полномочия, делегированные ему государством.
Перечисленные полномочия относятся к общим полномочиям исполнительного комитета. Кроме них он обладает широким кругом специальных полномочий в отдельных направлениях его деятельности: в области планирования и учета, бюджета и финансов, управления коммунальной собственностью, развития местного хозяйства, охраны окружающей природной среды, строительства, жилищного хозяйства, транспорта, связи, социального обслуживания и др. Так, исполнительный комитет разрабатывает и представляет на утверждение совету бюджет и отчет о его исполнении; обеспечивает реализацию утвержденных советом планов приватизации объектов коммунальной собственности; приостанавливает или ограничивает хозяйственную деятельность предприятий (объединений), организаций и учреждений различных форм собственности в случае нарушения ими законодательства об охране природной среды; организовывает местные рынки, оказывает содействие развитию всех форм торговли; управляет предприятиями и организациями транспорта и связи, которые отнесены к коммунальной собственности; регистрирует право собственности, право пользования землей, предприятия, организации и учреждения, общественные формирования; обращается в суд о признании незаконными актов органов исполнительной власти, других органов местного самоуправления и пр.
Значительными полномочиями действующее законодательство наделяет глав сел, поселков и городов. Они избираются соответствующей территориальной общиной сроком на четыре года и возглавляют совет и его исполнительный комитет. Сельский, поселковый, городской голова обеспечивает осуществление предоставленных законом полномочий органов исполнительной власти на соответствующей территории, соблюдение Конституции и законов Украины, выполнение актов органов исполнительной власти; организовывает работу соответствующего совета и ее исполнительного комитета, назначает на должность и освобождает от должности руководителей отделов, управлений и других структурных подразделений совета, предприятий, учреждений и организаций, которые отнесены к коммунальной собственности и соответствующим территориальным общинам; созывает общие собрания граждан по месту проживания; представляет территориальную общину, совет и ее исполнительный комитет в отношениях с другими государственными и негосударственными органами; обращается в суд о признании незаконными актов других органов местного самоуправления, местных органов государственной исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые ограничивают права и интересы территориальной общины, а также полномочия совета и его органов; в соответствии с требованиями законодательства заключает от имени территориальной общины, совета и его исполнительного комитета договоры, а по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции совета, подает их на утверждение соответствующего совета; ведет личный прием граждан и др.
Совет в пределах своих полномочий принимает нормативные и иные акты в форме решений. Акты такой формы принимают и исполнительные комитеты совета. Решения совета после обсуждения принимаются на его пленарном заседании большинством голосов депутатов от общего состава совета (кроме некоторых случаев, предусмотренных действующим законодательством). Решения совета нормативно-правового характера приобретают силу со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие.
Решения исполнительного комитета принимаются на его заседании большинством голосов от общего состава исполнительного комитета и подписываются сельским, поселковым, городским головой, председателем районного в городе совета.
Сельский, поселковый, городской голова, председатель районного в городе, районного, областного совета в пределах своих полномочий издает распоряжения.
Акты органов и должностных лиц местного самоуправления доводятся до сведения населения.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] См.: Відомості Верховної Ради України. - 1997. - № 24. - Ст. 170.
[2] Подробнее об этом см.: Закон Украины от 11 июля 2001 г. "Об органах самоорганизации населения" // Відомості Верховної Ради України. — 2001. - № 48. - Ст. 254.
[3] См.: Відомості Верховної Ради України. - 1995. - № 11. - Ст. 69
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 2 Предмет и система административного права
- § 1. Административное право Украины как отрасль права
- § 2. Метод административного права
- § 3. Система административного права
- § 4. Административное право и другие отрасли права
- § 5. Наука административного права
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 3 Административно-правовые нормы
- § 1. Понятие, виды и особенности административно-правовых норм
- § 2. Источники административного права
- § 3. Систематизация административного права
- Раздел I Государственное управление и административное право
- Глава 4 Административно-правовые отношения
- § 1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений
- § 2. Виды административно-правовых отношений
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 5 граждане
- § 1. Основы административно-правового статуса граждан
- § 2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
- § 3. Обращения граждан
- § 4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 6 Органы исполнительной власти
- § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
- § 2. Виды органов исполнительной власти
- § 3. Система органов исполнительной власти и принципы их построения
- § 4. Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной власти
- § 5. Правовое положение Кабинета Министров Украины
- § 6. Центральные органы исполнительной власти
- § 7. Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым и других субъектов
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 7 Органы местного самоуправления
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 8 Государственные служащие
- § 1. Понятие, виды и принципы государственной службы
- § 2. Правовое регулирование государственной службы
- § 3. Должность и должностное лицо
- § 4. Государственные служащие, их виды
- § 5. Обязанности и права государственных служащих
- § 6. Прохождение государственной службы
- § 7. Ответственность государственных служащих
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 9 Предприятия и учреждения
- § 1. Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений
- § 2. Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации
- § 3. Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений
- Раздел II Субъекты административного права Украины
- Глава 10 Объединения граждан
- § 1. Понятие и виды объединений граждан
- § 2. Административно-правовой статус объединений граждан
- § 3. Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 11 Функции государственного управления
- § 1. Понятие функций государственного управления
- § 2. Виды функций государственного управления
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 12 Формы государственного управления
- § 1. Понятие форм государственного управления
- § 2. Виды форм государственного управления
- § 3. Правовые акты государственного управления
- § 4. Классификация актов государственного управления
- § 5. Действие актов государственного управления
- § 6. Административный договор
- Раздел III Функции, формы и методы государственного управления
- Глава 13 Административно-правовые методы
- § 1. Понятие административно-правовых методов
- § 2. Виды административно-правовых методов
- § 3. Административное принуждение, его виды
- Раздел IV Ответственность по административному праву
- Глава 14 Административная ответственность
- § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
- § 2. Законодательные основы административной ответственности
- § 3. Административное правонарушение, его состав
- § 4. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности
- § 5. Административная ответственность юридических лиц
- Раздел IV Ответственность по административному праву
- Глава 15 Дисциплинарная ответственность
- Раздел V Административно-процессуальное право
- Глава 16 Административно-процессуальная деятельность
- § 1. Административный процесс: содержание и общие черты
- § 2. Структура административного процесса и характеристика производств по отдельным административным делам
- § 3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы
- § 4. Административная юстиция: понятие и виды
- Раздел V Административно-процессуальное право
- Глава 17 Производство по делам об административных правонарушениях
- § 1. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- § 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
- § 4. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении
- Глава 18 Законность в сфере государственного управления
- § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
- § 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: общая характеристика
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении
- Глава 19 Контроль и надзор в государственном управлении
- § 1. Контроль со стороны законодательной власти
- § 2. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов
- § 3. Контроль со стороны представительских органов местного самоуправления
- § 4. Судебный контроль
- § 5. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
- § 6. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
- § 7. Общественный контроль
- Раздел VI Законность и дисциплина в государственном управлении Глава 20 Административно-правовые режимы
- § 1. Понятие и виды административно-правовых режимов
- § 2. Понятие чрезвычайных режимов
- § 3. Правовой режим чрезвычайного положения
- § 4. Режим зоны чрезвычайной экологической ситуации
- § 5. Правовой режим военного положения
- § 6. Режим государственной тайны
- Раздел VII Основы административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами Глава 21 Характер и организация государственного управления
- § 1. Государственное управление и его особенности
- § 2. Понятие и цели государственного управления
- § 3. Правовые основы организации государственного управления
- § 1. Отраслевое управление: его содержание
- § 2. Особенности межотраслевого управления
- § 3. Особенности регионального управления
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 23 Правовые основы управления экономикой
- § 1. Необходимость и характер государственного управления экономикой
- § 2. Содержание государственного руководства в сфере экономики
- § 3. Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция
- § 4. Правовые основы организации управления экономикой
- § 5. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 24 Управление государственной и региональной собственностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления собственностью
- § 2. Система и правовое положение органов управления собственностью
- § 3. Понятие, цель, виды и правовая основа приватизации
- § 4. Государственная программа приватизации. Порядок приватизации и ее участники
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 25 Управление промышленностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления промышленностью
- § 2. Система органов управления промышленностью
- § 3. Предприятия и их объединения в промышленности. Правовое положение их администрации
- § 4. Местное самоуправление и промышленность
- § 5. Государственный контроль и надзор в управлении промышленностью
- § 6. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 26 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- § 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция
- § 3. Предприятия в сельском хозяйстве
- § 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе
- § 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 27 Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 3. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 4. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 28 Управление коммуникациями
- § 1. Организационно-правовые основы управления коммуникациями
- § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
- § 3. Управление железнодорожным транспортом
- § 4. Управление морским и речным транспортом
- § 5. Управление автомобильным транспортом Автомобильный транспорт является одной из важных областей хозяйства, обеспечивает вместе с другими видами транспорта про-
- § 6. Управление гражданским воздушным транспортом
- § 7. Управление трубопроводным транспортом
- § 8. Управление дорожным хозяйством
- § 9. Органы управления связью
- § 10. Местное самоуправление и коммуникации
- § 11. Государственный контроль на транспорте и в области связи
- § 12. Административная ответственность за правонарушения на транспорте и в области связи
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 29 Управление использованием и охраной природных ресурсов
- § 1. Организационно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 3. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- § 4. Государственный контроль и надзор в области использования и охраны природных ресурсов
- § 5. Административная ответственность за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 30 Управление торговлей
- § 1. Организационно-правовые основы управления торговлей
- § 2. Местное самоуправление и торговля
- § 3. Государственный контроль в управлении торговлей
- § 4. Административная ответственность за правонарушения в области торговли
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 31 Управление финансами
- § 1. Организационно-правовые основы управления финансами
- § 2. Органы управления финансами
- § 3. Управление в области бюджетной деятельности
- § 4. Управление системой налогообложения
- § 5. Управление в сфере кредитования и страхования
- § 6. Управление денежным обращением и системой валютного регулирования
- § 7. Финансовый контроль
- § 8. Административная ответственность за правонарушения в области финансов и предпринимательской деятельности
- Раздел VIII Управление экономикой
- Глава 32 Управление внешнеэкономической деятельностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью
- § 2. Органы управления внешнеэкономической деятельностью
- Раздел VIII Управление экономикой Глава 33 Управление таможенным делом
- § 1. Организационно-правовые основы управления таможенным делом
- § 2. Органы управления таможенным делом
- § 3. Таможенный контроль
- § 4. Административная ответственность за нарушение таможенных правил
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 34 Управление образованием
- § 1. Организационно-правовые основы и система образования
- § 2. Система и полномочия органов управления образованием
- § 3. Компетенция местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования
- § 4. Управление образовательными заведениями
- § 5. Государственный контроль за деятельностью образовательных заведений
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 35 Управление наукой
- § 1. Организация государственного управления наукой
- § 2. Органы управления наукой
- § 3. Научные учреждения и научные общества
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 36 Управление охраной здоровья населения
- § 1. Организационно-правовые основы управления охраной здоровья населения
- § 2. Система органов управления охраной здоровья населения
- § 3. Местное самоуправление и охрана здоровья населения
- § 4. Правовое положение учреждений охраны здоровья населения
- § 5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 37 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые основы управления культурой
- § 2. Органы управления культурой
- § 3. Правовое регулирование деятельности заведений и учреждений культуры
- § 4. Местное самоуправление и культура
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 38 Управление физической культурой, спортом и туризмом
- § 1. Организационно-правовые основы управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 2. Система и правовое положение органов управления физической культурой, спортом и туризмом
- § 3. Спортивные общества и союзы
- § 4. Местное самоуправление и физическая культура, спорт и туризм
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 39 Государственная политика по делам семьи и молодежи
- § 1. Основы и принципы государственной молодежной политики
- § 2. Организационно-правовое обеспечение реализации молодежной политики
- Раздел IX Управление социально-культурным строительством Глава 40 Управление в сфере социальной защиты населения
- § 1. Организационно-правовые основы управления социальной защитой населения
- § 2. Система органов социальной защиты населения
- § 3. Местное самоуправление и социальная защита населения
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые основы управления обороной
- § 2. Вооруженные Силы Украины, их виды
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Украины
- § 4. Военная служба
- § 5. Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе
- Раздел X Управление административно-политической деятельностью Глава 42 Управление национальной безопасностью
- § 1. Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью
- § 2. Государственная граница и ее охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые основы управления внутренними делами
- § 2. Служба в органах внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы
- § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 6. Государственный пожарный надзор
- § 7. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые основы управления иностранными делами
- § 2. Министерство иностранных дел Украины и его органы за границей
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Украину и выезда из Украины
- Глава 45 Управление юстицией
- §1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- § 2. Регистрация актов гражданского состояния
- § 3. Организация нотариальной службы
- § 4. Взаимоотношения органов юстиции и судебной системы
- § 5. Органы юстиции и адвокатура