logo search
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА

§ 6. Лицензирование на морском транспорте

Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4).

Законом (ст. 17) установлен следующий перечень видов деятельности на морском транспорте, на осуществление которых требуется лицензия:

- перевозка морским транспортом грузов;

- перевозка морским транспортом пассажиров;

- деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах применительно к опасным грузам.

В соответствии со ст. 5 Закона Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, а также утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 был утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, в соответствии с которым Ространснадзор осуществляет лицензирование указанных выше видов деятельности на морском транспорте. Таким образом, Ространснадзор как лицензирующий орган в соответствии со ст. 6 Закона осуществляет следующие полномочия: предоставление лицензий; надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий; приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; формирование и ведение реестров лицензий.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности на срок не менее пяти лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата.

Ространснадзор может приостановить действие лицензии в случаях, предусмотренных ст. 13 Закона. В частности, лицензия может быть приостановлена в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Ространснадзор может направить в суд заявление об аннулировании лицензии, приостановив действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Согласно Положению о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, лицензионными требованиями и условиями при перевозке грузов являются:

а) соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности мореплавания, установленных Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

б) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки грузов, допущенных к плаванию в соответствии со ст. 23 КТМ;

в) соответствие лицензиата (соискателя лицензии) и каждого судна, используемого для перевозки грузов, требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения и Международного кодекса по охране судов и портовых средств;

г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

д) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за осуществление перевозок грузов и имеющего высшее профессиональное образование по специальности "морское судовождение";

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего высшее профессиональное образование по специальности "морское судовождение" и диплом, подтверждающий право занимать соответствующую должность командного состава морского судна, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке;

ж) укомплектование лицензиатом (соискателем лицензии) судов членами экипажа, имеющими дипломы и квалификационные свидетельства, предусмотренные положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным в соответствии со ст. 54 КТМ;

з) наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими служебных обязанностей;

и) наличие на каждом судне, используемом лицензиатом для перевозок грузов, судовых документов, предусмотренных ст. ст. 24 - 28 КТМ.

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:

а) неоднократное (2 раза и более) нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами "а" и "и" п. 4 Положения;

б) нарушения лицензионных требований и условий, следствием которых является транспортное происшествие, повлекшее:

- человеческие жертвы;

- причинение тяжкого вреда здоровью;

- причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;

- причинение вреда окружающей среде.

Кроме документов, предусмотренных п. 1 ст. 9 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", соискатель лицензии должен представить в Ространснадзор многочисленные документы, в частности копии дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей морских судов, копии плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов для каждого судна, перечень судов с приложением судовых документов, различные судовые свидетельства и т.д.

По заявлению лицензиата (соискателя лицензии) может применяться упрощенный порядок лицензирования в соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Упрощенный порядок лицензирования применяется по заявлению лицензиата (соискателя лицензии) при условии заключения им договора страхования гражданской ответственности в соответствии с условиями, определенными Правительством Российской Федерации, либо при наличии у лицензиата (соискателя лицензии) сертификатов, соответствующих требованиям международных стандартов ISO 9001 "Системы менеджмента качества. Требования", ISO 14001 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению" и OHSAS 18001 "Системы менеджмента в области охраны труда и профессиональных заболеваний". К заявлению прилагаются копия договора страхования гражданской ответственности или копии сертификатов.

Принятие лицензирующим органом решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии, приостановлении или возобновлении ее действия, об аннулировании лицензии, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Существенные изменения внесены в порядок приостановления действия лицензии и аннулирования лицензии (ст. 13). Если раньше решение о приостановлении действия лицензии принимал лицензирующий орган, то теперь он может делать это только в случае привлечения лицензиата за нарушения лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Согласно части 4 ст. 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок 90 суток.

Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, а также за ее предоставление или переоформление уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.