logo search
КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС все сделки

11.2. Характеристика Федерального закона "о государственной

регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

Общий порядок государственной регистрации регламентируется Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав собственности).

Функциональное назначение Закона о регистрации прав собственности заключается в установлении единого порядка юридического признания и подтверждения государством возникновения, а также ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, включая жилые помещения. Подчеркнем, что в соответствии со ст. 2 рассматриваемого Закона государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права собственности, которое впоследствии может быть оспорено только в судебном порядке. Датой государственной регистрации права собственности на жилое помещение является день внесения соответствующей записи в ЕГРП.

Общий порядок регистрации права собственности на жилое помещение определен в главе III Закона. Право собственности на жилое помещение, а также сделки с ним регистрируются в ЕГРП, ведение которого осуществляется в соответствии с установленными правилами.

Статья 13 Закона определяет процедуру государственной регистрации права собственности на жилое помещение, включающую следующие этапы:

1) прием документов, необходимых для государственной регистрации права и отвечающих установленным требованиям;

2) регистрация документов (с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины);

3) правовая экспертиза документов;

4) проверка законности сделки;

5) установление отсутствия противоречий между заявляемым правом и уже зарегистрированными правами на данное жилое помещение;

6) установление других оснований для отказа (приостановления) государственной регистрации права;

7) внесение записей в ЕГРП при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа (приостановления) государственной регистрации прав;

8) совершение надписей на правоустанавливающих документах;

9) оформление удостоверения о произведенной государственной регистрации права собственности на жилое помещение;

10) выдача удостоверения о произведенной государственной регистрации права собственности на жилое помещение на руки заявителю.

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Уточним, что в качестве правоустанавливающих документов обычно фигурируют:

- договоры в отношении жилого помещения, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения помещения на момент заключения договора (совершения сделки);

- документы (акты, свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

- свидетельства о праве на наследство (в отношении наследуемых жилых помещений).

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на жилое помещение, должен быть доступен для ознакомления заинтересованными лицами, например, размещен на информационном стенде в помещении учреждения, осуществляющего регистрацию.

Представляемые документы должны отвечать следующим требованиям, предусмотренным ст. 18 Закона о регистрации прав собственности:

1) отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав;

2) содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права;

3) в установленных законодательством случаях - быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;

4) тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства пишутся полностью;

5) кадастровый план земельного участка (на котором, к примеру, располагается индивидуальный жилой дом) должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества - соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

Государственная регистрация права собственности на жилое помещение проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Регистрация права собственности на жилые помещения, возникающего вследствие отдельных видов сделок, имеет свои особенности, которые будут рассматриваться далее.