logo search
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА

§ 1. Понятие общей аварии

Общая авария является древнейшим институтом морского права и, по некоторым данным, насчитывает около трех тысяч лет. В середине XIX в. стали предприниматься усилия для международной унификации правил этого института. Первая попытка была предпринята на конференции, состоявшейся в Глазго в 1860 г., а в 1864 г. в г. Йорке были приняты Йоркские правила. В 1877 г. они были пересмотрены в г. Антверпене и в 1890 г. получили название "Йорк-Антверпенские правила". Впоследствии они пересматривались неоднократно, примерно через 25 - 30 лет, чтобы учесть развитие торгового судоходства. В XX в. эти правила пересматривались четыре раза: в 1924 г. (когда в них впервые были включены литерные правила), в 1950 г., в 1974 г. и в 1994.

Конференция Международного морского комитета (Ванкувер, 2004 г.) одобрила новый текст Йорк-Антверпенских правил 2004 г. Новые Правила лишь частично по настоянию страховщиков (в частности, Международного союза морского страхования) пересмотрели Правила 1994 г. Страховщики в течение длительного времени настаивали на замене концепции "общей выгоды" (common benefit) концепцией "общей безопасности" (common safety). Согласно первой концепции на общую аварию должны относиться только те расходы и пожертвования, которые были произведены в целях безопасности и сохранения всего морского предприятия, которое находилось в состоянии угрозы (peril). Что касается других расходов и пожертвований, произведенных при заходе в порт-убежище, то они производятся уже в иных обстоятельствах и не должны распределяться в порядке общей аварии. Понятно, что страховщики будут настаивать на включение в коносаменты и чартеры отсылки к Правилам 2004 г., в то время как судовладельцы будут стремиться сохранить отсылку к Йорк-Антверпенским правилам 1994 г.

Во всяком случае, в настоящее время БИМКО не намерен включать в проформы чартеров и коносаментов ссылку на Йорк-Антверпенские правила 2004 г.