§ 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
Общие положения. В результате аварии танкера "Торри Каньон", о которой уже неоднократно упоминалось, возник ряд правовых вопросов, в том числе:
а) до какого предела государство, которому непосредственно угрожает авария, происшедшая за пределами его территориального моря, может предпринять меры для защиты своего побережья, гаваней территориального моря или мест отдыха, даже если такие меры могут затрагивать интересы судовладельцев, спасательных компаний и страховщиков и даже государство флага;
б) должна ли возникать абсолютная ответственность за ущерб в результате загрязнения нефтью, каковы должны быть ее пределы; кто должен нести ответственность за ущерб от загрязнения: судовладелец, оператор судна или владелец груза?
Первый вопрос разрешился путем принятия Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приведших к загрязнению нефтью, 1969 г. Второй вопрос был решен в Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (вступила в силу 19 июня 1975 г., и в настоящее время ее участниками являются около 60 государств). В 1992 г. был принят Протокол, изменяющий эту Конвенцию, который вступил в силу с 30 мая 1996 г. (его участниками являются около 70 государств). Российская Федерация является участницей Протокола 1992 г. с 20 марта 2001 г., а глава XVIII КТМ "Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью" основана на нормах этого Протокола (в настоящее время Конвенцию 1969 г., измененную Протоколом 1992 г., принято называть Конвенцией 1992 г.).
Учитывая особый характер правил, применяющихся при загрязнении с судов, глава XVIII содержит специальные определения, которые применяются только в целях этой главы.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 316 КТМ под судном понимается любое судно, предназначенное или используемое для перевозки нефти наливом в качестве груза, при условии если судно, способное перевозить нефть, рассматривается в качестве такого судна только тогда, когда оно фактически перевозит нефть наливом в качестве груза, а также в течение любого следующего за такой перевозкой рейса, если не доказано отсутствие на его борту остатков от такой перевозки нефти наливом. Таким образом, для применения правил главы XVIII необходимо, чтобы это судно фактически перевозило нефть наливом (независимо от того, является ли оно специально сконструированным для этой цели) в качестве груза, причем не имеет значения количество перевозимой нефти (это имеет значение для обязательного страхования, о чем будет сказано ниже).
Нефтью является любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, в каких помещениях судна (грузовых или топливных танках) она перевозится. Из этого следует, что легкие сорта нефти, а также легкое дизельное топливо, бензин и т.п. к понятию "нефть" не относятся.
Под предупредительными мерами понимаются любые разумные меры, принятые любым лицом после инцидента, по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения. Предупредительные меры могут быть предприняты любым лицом, не обязательно уполномоченным на это какими-либо местными или иными властями. Главное, чтобы эти меры были предприняты после наступления события, которое несет угрозу загрязнения, и, разумеется, они должны быть разумными.
Что касается понятия "инцидент", то им является любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб от загрязнения или возникла серьезная и непосредственная угроза причинения такого ущерба.
Ущерб от загрязнения. В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 316 КТМ ущербом от загрязнения является ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива нефти, где бы такие утечки или слив ни произошли, при условии если компенсация за ущерб окружающей среде (кроме упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба) ограничивается расходами на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты; расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб.
В связи с трудностями, испытываемыми при толковании понятий "ущерб от загрязнения", "предупредительные меры", и особенно при взыскании экономического ущерба, Международный морской комитет на 35-й Конференции (Сидней) в 1994 г. одобрил Руководство ММК по ущербу от загрязнения нефтью. Международный фонд для компенсации ущерба от загрязнения нефтью в 1995 г. также одобрил критерии допустимости требований, предъявляемых для компенсации ущерба от загрязнения. Основные из них сводятся к следующему:
а) расходы должны быть фактически понесены;
б) расходы должны относиться к мерам, которые считаются разумными и оправданными;
в) расходы или ущерб должны быть причинены загрязнением;
г) должна существовать причинная связь между расходами или ущербом и загрязнением;
д) компенсируется экономический ущерб, который поддается оценке (подсчету).
Экономический ущерб подразделяется на "последующий ущерб", т.е. финансовые потери в результате физической утраты или повреждения имущества в результате загрязнения нефтью, и "чистый экономический ущерб", т.е. финансовые потери иные, чем те, которые истец понес в результате физического ущерба имуществу. В качестве примера последующего экономического ущерба приводятся потери рыбаков, которые были понесены ими в результате того, что лов рыбы был невозможен в связи с загрязнением сетей нефтью, а чистый экономический ущерб наступает в том случае, когда рыбаки, чьи сети и суда не пострадали от загрязнения, тем не менее не могут осуществлять лов, поскольку их обычный район промысла загрязнен нефтью.
Как правило, последующий экономический ущерб подлежит возмещению, в то время как для возмещения чистого экономического ущерба недостаточно лишь наличия инцидента. Гостиница или ресторан должны быть закрыты не потому, что произошел инцидент с судном, а потому, что пляж был загрязнен нефтью и туристы из-за этого не приехали. Для возмещения чистого экономического ущерба необходима разумная "близость" между загрязнением и потерями, определяемая, в частности, с учетом следующих обстоятельств: географическая близость между местом деятельности и загрязнением; степень экономической зависимости от затронутых загрязнением естественных ресурсов; насколько бизнес был неразрывно связан с районом, затронутым загрязнением, и т.п. Например, будет возмещен ущерб лицам, которые продают товары и оказывают услуги непосредственно туристам, доходы которых упали в результате их отсутствия. В то же время будет отказано в возмещении убытков тем, кто поставляет эти товары фирмам, а не туристам непосредственно.
Может компенсироваться и стоимость разумных мер, предпринятых для предотвращения или снижения размера чисто экономического ущерба. При определении разумности этих мер принимается во внимание: насколько разумны были сами затраты; насколько пропорциональны эти расходы по сравнению с возможными потерями; насколько вероятен был положительный результат предпринятых мер; насколько рекламная кампания была направлена на предотвращение потерь (например, не являлась ли эта кампания обычной деятельностью).
Расходы на предупредительные меры (включая очистку от нефти моря, побережья и т.д.), как правило, подлежат возмещению, поскольку они сами по себе и их стоимость являются разумными при конкретных обстоятельствах. Обычно считается, что меры и использованное оборудование должны признаваться необходимыми исходя из тех обстоятельств, которые существовали на момент принятия решения, и нельзя отказать в компенсации лишь на том основании, что впоследствии они оказались неэффективными или оборудование не потребовалось. Однако, если по объективным техническим критериям было видно, что предпринимаемые шаги не являются оправданными, в компенсации может быть отказано. Например, если правительство или правительственный орган решает предпринять какие-либо меры, это само по себе еще не означает, что эти меры являются разумными. Как уже отмечалось, спасательная операция также может рассматриваться в качестве предупредительной меры, но только в том случае, если ее основной целью является предупреждение ущерба от загрязнения. Если она предпринимается в целях как спасания имущества, так и предотвращения загрязнения и невозможно с определенностью установить основную цель операции, расходы распределяются между предотвращением загрязнения и действиями с другими целями.
Компенсация за ущерб окружающей среде, кроме упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба, ограничивается расходами на разумные восстановительные меры. Она не производится, если ее определение осуществлено на базе абстрактного подсчета ущерба в соответствии с теоретическими методами (разного рода методиками и т.п.). Стоимость восстановительных мер может быть возмещена при соблюдении определенных условий. В частности, расходы должны быть разумными; они не должны быть непропорциональными по отношению к достигнутому результату или результату, которого разумно следовало ожидать. Нужно также учитывать ограниченные возможности человека предпринимать меры по управлению естественными процессами. Главное, что компенсация производится в отношении мер, которые уже предприняты или будут предприняты (как правило, вслед за подсчетом ущерба по методикам никаких конкретных мер не предпринимается и не планируется предпринимать).
Правило о возмещении ущерба от загрязнения с судов нефтью применяется к ущербу, причиненному на территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море, и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Что касается предупредительных мер по предотвращению или уменьшению такого ущерба, то правила главы XVIII применяются к ним независимо от того, где бы они ни принимались (ст. 421 КТМ).
Ответственность за ущерб от загрязнения. В соответствии с п. 1 ст. 316 КТМ собственник судна с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, с момента первого происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента, и освобождается от ответственности лишь в случаях, предусмотренных ст. ст. 317 и 318 КТМ. Таким образом, ответственность несет не судовладелец (ст. 8 КТМ) и не его работники, а собственник судна, т.е. лицо, зарегистрированное в качестве собственника в соответствии с главой III КТМ. В случае если судно принадлежит государству и эксплуатируется организацией, которая зарегистрирована в качестве судовладельца, собственником судна является такая организация. В ст. 316 КТМ заложен принцип так называемой направленной ответственности, т.е. ответственности только одного конкретно указанного лица. Причем требование к собственнику судна о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлено только в соответствии с правилами главы XVIII КТМ, которая в соответствии со ст. 7 ГК, как основанная на международном договоре Российской Федерации (Конвенции 1992 г.), превалирует над соответствующими правилами ГК.
Статья 325 КТМ уточняет, к каким лицам не может быть предъявлен иск о возмещении ущерба от загрязнения. К ним относятся:
1) работники, в том числе члены экипажа судна, или агенты собственника судна;
2) лоцман или любое другое лицо, которое, не являясь членом экипажа судна, выполняет работу на судне;
3) любой фрахтователь, в том числе фрахтователь по бербоут-чартеру, и доверительный управляющий;
4) любое лицо, осуществляющее спасательные операции с согласия собственника судна или по указанию публичных властей;
5) любое лицо, принимавшее предупредительные меры;
6) работник или агент лиц, указанный в п. п. 3, 4 и 5, если ущерб от загрязнения не явился результатом его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.
Согласно ст. 317 КТМ собственник судна не несет ответственности за ущерб, если докажет, что:
- ущерб причинен вследствие военных или враждебных действий, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления;
- ущерб полностью причинен действиями или бездействием третьих лиц, намеревавшихся причинить такой ущерб;
- ущерб полностью причинен в результате небрежности или иных неправомерных действий публичных властей, отвечающих за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции.
Таким образом, в ст. ст. 316 и 317 КТМ установлена объективная (или строгая) ответственность собственника судна за ущерб, причиненный загрязнением; т.е. собственник несет ответственность, если не докажет, что ущерб причинен в результате обстоятельств, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 317. Этот перечень соответствует п. 2 ст. III Конвенции 1992 г. Еще один случай освобождения собственника судна от ответственности предусмотрен в п. 3 ст. III Конвенции (в КТМ он сформулирован отдельно в ст. 318). Согласно КТМ в случае, если собственник судна докажет, что ущерб от загрязнения полностью или частично причинен умышленно или по грубой неосторожности потерпевшего лица, собственник судна может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом. В принципе правило ст. 318 КТМ соответствует ст. 1083 ГК. Что касается соответствия положений этой статьи п. 3 ст. III Конвенции 1992 г., то здесь возникают некоторые вопросы. Дело в том, что аутентичный русский текст Конвенции 1992 г. отличается от соответствующих текстов на других языках: если в русском тексте указана "грубая небрежность", то в английском и французском текстах - простая небрежность ("the negligence" и "la negligence"). Это может привести к тому, что при рассмотрении исков в иностранных судах к российскому собственнику будут применены правила, соответствующие Конвенции.
В случае причинения ущерба от загрязнения в результате инцидента с вовлечением двух или более судов собственники всех причастных к инциденту судов несут солидарную ответственность за весь ущерб от загрязнения, который не может быть разумно разделен между ними (п. 1 ст. 319 КТМ). Это правило соответствует ст. IV Конвенции 1992 г. и в отличие от соответствующих правил ГК (п. 3 ст. 1079, ст. 1080) устанавливает солидарную ответственность за весь ущерб лишь в том случае, когда ущерб не может быть разумно разделен и, соответственно, не может быть применена долевая ответственность.
Ответственность собственника судна является ограниченной. Сумма ограничения ответственности установлена в единицах специальных прав заимствования (СПЗ) и исчисляется следующим образом:
- 3 миллиона расчетных единиц - для судна вместимостью не более 5000 тонн;
- для судов вместимостью более 5000 тонн - к сумме, указанной выше, добавляется 420 расчетных единиц за каждую тонну вместимости при условии, что общая сумма не должна превышать 59,7 миллиона расчетных единиц.
Хотя в ст. 320 КТМ и упоминаются тонны, речь идет о валовой вместимости судна, определяемой в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 г.
Юридический комитет ИМО Резолюцией Leg. 1/82 от 18 октября 2000 г. одобрил поправки к Конвенции 1992 г., согласно которым суммы, указанные выше, должны быть заменены следующим образом:
- "3 миллиона расчетных единиц" - на "4 миллиона 510 тысяч СДР";
- "420 расчетных единиц" - на "631 расчетную единицу";
- "59,7 миллиона расчетных единиц" - на "89 миллионов 770 тысяч СДР".
Указанные изменения вступили в силу 1 ноября 2003 г.
Согласно ст. 321 КТМ (п. 23 ст. V Конвенции 1992 г.) собственник судна утрачивает право на ограничение ответственности, если доказано, что ущерб от загрязнения явился результатом его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. В отличие от обязанности собственника судна доказать наличие определенных обстоятельств, в силу которых он освобождается от ответственности за ущерб от загрязнения, утрата собственником права на ограничения ответственности доказывается заинтересованным лицом.
Фонд ограничения ответственности. Страхование ответственности. Собственник судна в целях ограничения своей ответственности за ущерб от загрязнения должен создать фонд ограничения ответственности на общую сумму, равную пределу его ответственности, в суде или арбитражном суде. Этот фонд может быть создан в суде, в котором к собственнику уже предъявлен иск о возмещении ущерба, либо в суде или арбитражном суде, в котором иск может быть предъявлен. Таким образом, создание фонда всегда осуществляется собственником судна, однако он может сделать это по своей инициативе, обратившись в соответствующий компетентный суд. После того как фонд будет создан, только суд, в котором такой фонд создан, обладает исключительной компетенцией определять все вопросы, относящиеся к распределению фонда (п. 3 ст. IX Конвенции 1992 г.). Поэтому собственник зачастую стремится быстро создать фонд не только для ограничения ответственности, но и для рассмотрения спора в удобной для себя юрисдикции.
Фонд может быть создан посредством внесения суммы в депозит судна или арбитражного суда либо предоставления банковской гарантии или иного финансового обеспечения, приемлемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и признаваемого достаточным судом или арбитражным судом. Представляется, что гарантия известного клуба взаимного страхования является приемлемым обеспечением для создания фонда. Вместе с тем страховщик или иное лицо, предоставившее обеспечение, имеет право создать фонд ограничения ответственности на таких же условиях и такого значения, как если бы фонд был создан собственником судна. Это связано с тем, что иск о возмещении ущерба в соответствии с п. 4 ст. 325 КТМ может быть предъявлен непосредственно к страховщику или лицу, представившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна. Даже если собственник судна не имеет права на ограничение ответственности, этими пределами может воспользоваться указанное лицо. Ответчик вправе также представить те возражения, на которые может ссылаться собственник судна (за исключением ссылок на банкротство или ликвидацию его организации). Во всех случаях ответчик имеет право требовать, чтобы собственник был привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Поскольку фонд создается для рассмотрения всех требований, возникших в результате инцидента, сам собственник, если он добровольно произвел расходы и пожертвования с целью предотвратить или уменьшить ущерб от загрязнения, имеет по отношению к фонду такие же права, какие имеют другие кредиторы.
КТМ предусматривает несколько случаев создания фонда ограничения ответственности, и распределение этих фондов осуществляется в соответствии с одинаковыми правилами. Эти правила помещены в главу XXI КТМ.
В случае если собственник судна после инцидента создал фонд ограничения ответственности, никакое лицо, требующее возмещения ущерба от загрязнения, причиненного вследствие данного инцидента, не имеет права на удовлетворение такого требования за счет какого-либо другого имущества собственника судна. Если на судно или иное имущество был наложен арест, суд или арбитражный суд освобождает это судно или имущество, а также освобождает любой залог или иное обеспечение, предоставленное для предотвращения такого ареста (п. 5 ст. 322). Это правило соответствует ст. VI Конвенции 1992 г. Однако для его применения необходимо, чтобы были выполнены два условия:
1. Собственник не только должен создать фонд, но и иметь право на ограничение ответственности. Если такое право оспаривается, что случается не так уж редко, указанные выше действия суда могут быть отложены.
2. Лицо, требующее возмещения ущерба от загрязнения, имеет право на защиту в суде или арбитраже, которые распоряжаются фондом ограничения ответственности, и этот фонд действительно может быть использован для удовлетворения требования этого лица (например, свободно переведен за границу).
Одним из неотъемлемых элементов режима ответственности за ущерб от загрязнения нефтью наряду со строгой ответственностью, направленной ответственностью и высоким ее пределом является обязательное страхование ответственности. Согласно ст. 323 КТМ (п. 1 ст. VII Конвенции 1992 г.) собственник судна, перевозящего наливом в качестве груза более чем 2000 тонн нефти, должен для покрытия своей ответственности за ущерб от загрязнения осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности (гарантию банка или иной кредитной организации) на сумму, равную пределу его ответственности за ущерб от загрязнения.
Эти суммы могут быть использованы только на компенсацию требований о возмещении ущерба от загрязнения нефтью. Государство, устанавливая в этом случае обязательное страхование ответственности, принимает на себя обязанность и по проверке наличия такого страхования. В соответствии со ст. 324 КТМ каждому судну, на которое распространяется действие главы XVIII КТМ, органом его регистрации выдается свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения ответственности. Свидетельство должно содержать сведения: о названии судна и порте его регистрации; названии и месте основной деятельности собственника судна; виде финансового обеспечения ответственности; названии и месте деятельности страховщика или другого представившего обеспечение лица; сроке действия свидетельства, который не может превышать срока действия страхования либо иного финансового обеспечения ответственности. Свидетельство составляется на русском языке и содержит перевод на английский язык. Оно находится на борту судна, и его копия должна быть сдана на хранение в орган регистрации.
Согласно ст. VII Конвенции 1992 г. свидетельство может выдаваться соответствующими властями и в отношении судна, не зарегистрированного в государстве-участнике.
Действие страхования или иного финансового обеспечения может быть прекращено с предупреждением органа регистрации судна за три месяца. Условия, порядок выдачи и проверки свидетельств определяются правилами, утвержденными Минтрансом.
Правила выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью утверждены Приказом Минтранса России от 25 ноября 2002 г. N 147.
Судно, которое находится в собственности государства и в отношении которого не требуется осуществлять страхование или предоставлять иное финансовое обеспечение ответственности, должно иметь свидетельство, выданное соответствующим органом регистрации судна и удостоверяющее, что судно является собственностью государства и ответственность государства за ущерб от загрязнения обеспечена в пределах, которые определяются в соответствии со ст. 320 КТМ.
Согласно п. 7 ст. 324 судну, к которому применяются правила, установленные главой XVIII КТМ, запрещается осуществлять коммерческую деятельность, если оно не имеет соответствующего свидетельства. Это правило соответствует п. 10 ст. VII Конвенции 1992 г., а согласно п. 11 этой же статьи каждое договаривающееся государство обязано обеспечить, чтобы в соответствии с его национальным законодательством страхование либо иное финансовое обеспечение имелось в отношении любого судна (независимо от того, где оно зарегистрировано), входящего в порт и выходящего из порта на его территории или прибывающего либо покидающего терминал, находящийся в его территориальных водах, и перевозящего свыше 2000 тонн нефти наливом в качестве груза.
Конвенция о Фонде. Конвенция 1992 г. не во всех случаях обеспечивает потерпевшим полное возмещение ущерба от загрязнения нефтью и в то же время налагает на судовладельцев дополнительное финансовое бремя, а экономические последствия ущерба не должны возлагаться исключительно на морской транспорт. В связи с этим в 1971 г. была принята Международная конвенция по созданию Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью. Конвенция вступила в силу 16 октября 1978 г., а в 1992 г. в нее были внесены изменения, вступившие в силу одновременно с Протоколом 1992 г. к Международной конвенции о гражданской ответственности от загрязнения нефтью (30 мая 1996 г.). Таким образом, в настоящее время действует Конвенция о Фонде в редакции 1992 г. Она является дополнением к Конвенции о гражданской ответственности. Определения судна, собственника, ущерба от загрязнения, предупредительных мер, инцидента имеют то же значение, что и в Конвенции 1992 г. Географическая сфера применения Конвенции о Фонде 1992 г. точно соответствует Конвенции 1992 г.
Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 26-ФЗ Россия присоединилась к Протоколу 1992 г. (протокол вступил в силу для России 20 марта 2001 г.).
Фонд обязан выплатить компенсацию любому лицу, понесшему ущерб от загрязнения, если оно не может получить полного и достаточного возмещения ущерба на основании Конвенции 1992 г. вследствие того, что:
а) Конвенция 1992 г. не предусматривает никакой ответственности за ущерб;
б) собственник судна несостоятелен в финансовом отношении и не может выполнить полностью своих обязательств, а финансовое обеспечение не покрывает такого ущерба или недостаточно;
в) ущерб превышает предел ответственности собственника судна.
Общая сумма компенсации, выплачиваемая Фондом, не должна превышать 135 миллионов СПЗ, включая сумму, которую выплачивает собственник судна в соответствии с Конвенцией 1992 г. Если ущерб причинен в результате загрязнения, вызванного стихийным явлением, исключительным по своему характеру, неизбежному и непреодолимому, общая сумма компенсации (без учета компенсации в соответствии с Конвенцией 1992 г.) не должна превышать 135 миллионов СПЗ (ст. 4(4) Конвенции о Фонде).
Взносы в Фонд уплачиваются лицом, которое в течение календарного года получило более 150 тыс. тонн нефти, которая была перевезена морем в порт или на терминал, расположенный на территории государства. Получатели нефти уплачивают также первоначальный взнос, который взимается за каждую тонну нефти. Государство должно обеспечить, чтобы всякое лицо, получающее в пределах его территории нефть в таком количестве, за которое оно обязано вносить взносы в Фонд, значилось в списке, составленном Фондом. В сроки и в порядке, установленными во внутреннем регламенте, каждое государство должно сообщать Фонду наименования и адреса лиц, которые обязаны вносить взносы, а также сведения о количестве нефти, полученной такими лицами в течение предыдущего календарного года.
Государство обеспечивает выполнение всех возложенных на получателей обязанностей по уплате в Фонд взносов и должно принимать все меры и соответствии со своим законодательством, включая наложение таких санкций, какие оно сочтет необходимым для эффективного исполнения указанных обязанностей. Согласно Постановлению Правительства РФ от 10 мая 2001 г. в редакции Постановления Правительства РФ от 03.10.2008 N 736, осуществление функции по выполнению обязательств, вытекающих из Конвенции о Фонде 1992 г., возложено на Минтранс, ФТС и Росморречфлот. Находящиеся на территории РФ организации, являющиеся первыми получателями нефти, обязаны платить взнос в фонд.
ФТС осуществляет сбор сведений о количестве ввезенных на территорию РФ морем нефти и мазута в течение предыдущего календарного года. Росморречфлот собирает сведения о количестве перевезенных морем нефтепродуктов между морскими ФР (каботаж) по каждой организации-получателю. Минтранс представляет в Фонд полученные от ФТС и Росморречфлота сведения с целью исчисления ежегодного взноса и информирует об этом Правительство РФ.
Юридический комитет ИМО Резолюцией Leg. 2(82) от 18 октября 2000 г. одобрил следующую поправку к ст. 4(4) Конвенции о Фонде: ссылка на 135 миллионов СПЗ заменяется на 203 млн. СПЗ.
- Правовое регулирование морского судоходства в российской федерации
- Г.Г. Иванов
- Часть I. Государственное управление и государственный надзор
- Глава I. Основные федеральные органы исполнительной власти,
- § 1. Министерство транспорта Российской Федерации
- § 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- § 3. Федеральное агентство морского и речного транспорта
- § 4. Учреждения, предприятия и организации,
- § 5. Государственное управление деятельности
- § 6. Лицензирование на морском транспорте
- § 7. Другие федеральные органы исполнительной власти,
- Глава II. Морское судно и его экипаж
- § 1. Право собственности на судно и его национальность
- § 2. Судовые документы
- § 3. Государственная регистрация судов и прав на них
- Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:
- Раздел I содержит следующие основные сведения:
- § 4. Экипаж судна
- Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна.
- Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды
- § 1. Общие вопросы безопасности судоходства
- § 2. Конструкция, оборудование и снабжение судов
- Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.
- § 3. Обеспечение безопасной загрузки судов
- § 4. Обеспечение безопасности навигации
- § 5. Защита морской среды
- § 6. Международный кодекс по управлению
- § 7. Международный кодекс по охране судов
- Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
- § 8. Организация поиска и спасания судов
- § 9. Обеспечение безопасности морского судоходства
- § 10. Государственный портовый контроль
- Глава IV. Правовой режим судов в различных морских пространствах
- § 1. Внутренние морские воды. Заход судов
- § 2. Санитарный, пограничный и таможенный режим судов
- § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция
- § 4. Суда в территориальном море, исключительной
- Часть II. Основные договоры, применяющиеся в морском судоходстве
- Глава V. Договор морской перевозки груза
- § 1. Общие положения
- § 2. Подача судна и погрузка (предоставление) груза
- § 3. Коносамент
- § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
- § 5. Ответственность перевозчика, отправителя
- § 6. Договор прямой смешанной перевозки груза
- Глава VI. Договор морской перевозки пассажира
- § 1. Основные условия договора
- § 2. Ответственность перевозчика
- Глава VII. Договоры аренды на морском транспорте
- § 1. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
- § 2. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
- § 3. Договор финансовой аренды (лизинг)
- Глава VIII. Другие договоры оказания услуг
- § 1. Договоры лоцманской проводки и буксировки
- § 2. Договоры морского агентирования
- § 3. Договор доверительного управления судном
- § 4. Договор транспортной экспедиции
- § 5. Договор перевалки
- Глава IX. Договор морского страхования
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные права и обязанности страхователя
- § 3. Основные права и обязанности страховщика
- § 4. Ответственность страховщика
- § 5. Взаимное страхование
- Глава X. Договор о спасании
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные обязанности сторон договора о спасании
- § 3. Спасательное вознаграждение
- § 4. Специальная компенсация
- § 5. Распределение вознаграждения
- Часть III. Ответственность за убытки и ущерб, причиненные при осуществлении морского судоходства. Общая авария
- Глава XI. Ответственность и ее ограничение
- § 1. Ответственность и возмещение убытков
- § 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
- § 3. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой
- § 4. Ответственность за ущерб от загрязнения
- § 5. Ограничение ответственности по морским требованиям
- Глава XII. Общая авария
- § 1. Понятие общей аварии
- Глава XVI ктм в основном отражает Правила 1994 г., которые состоят из двух вводных правил - Правила о толковании и Основного правила, семи литерных правил (a - g) и двадцати двух цифровых правил.
- § 2. Виды общей аварии
- § 3. Порядок определения общеаварийных убытков
- Часть IV. Обеспечение выполнения обязательств в морском судоходстве
- Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна
- § 1. Морской залог
- § 2. Ипотека судна или строящегося судна
- Глава XIV. Арест судна
- § 1. Полномочия на арест
- § 2. Морское требование
- § 3. Условия ареста и освобождения судна
- § 4. Освобождение судов Международным трибуналом
- Глава XV. Урегулирование требований, возникающих при осуществлении морского судоходства
- § 1. Претензии и иски. Исковая давность
- § 2. Морской протест. Составление актов
- § 3. Суд и арбитраж по морским делам
- § 4. Исполнение судебных и арбитражных решений