logo search
Административное право Украины

§ 4. Административная юстиция: понятие и виды

Возникновение и развитие института административной юстиции в значительной мере связано с воплощением в жизнь теории разделения власти. Благодаря этому постоянно возрастала роль судебной власти при рассмотрении правовых споров между администрацией и гражданами, а сами чиновники переставали быть судьями в своих делах.

Сейчас в многих странах мира (Германия, Франция, Швеция и др.) институт административной юстиции получил свое законодательное закрепление. Зарубежный опыт функционирования этого важного юридического института позволяет выделить два его основных вида: 1) осуществление административно-юрисдикционной деятельности общими судами; 2) осуществление такой деятельности специальными административными судами.

Основная черта административной юстиции проявляется в ее организационном обособлении от органон и структур, которые выполняют исполнительные функции. Административная юстиция — это правосудие, судебная ветвь власти. Вместе с тем это отдельная административная ветвь правосудия. Процесс в административных судах, несмотря на некоторые особенности, строится наподобие общего судебного процесса.

Для Украины институт административной юстиции — явление не новое. Законодательство кратковременного периода существования самостоятельного Украинского государстве (1917— 1920 гг.) не обходило своим вниманием вопрос о деятельности органов административной юстиции. Конституция Украинской Народной Республики 1918 г. установила, что судебная власть в рамках гражданского, уголовного и административного законодательства осуществляется исключительно судебными органами. При этом администратинно-юрисдикционная деятельность административных органов ограничивалась законом.

Проектом Основного Государственного Закона УНР в период существования Директории (1920 г.) предполагаюсь введение в судебную систему Украины Высшего Административного Суда. Этот суд должен был рассматривать и решать, придерживаясь судебного порядка, вопрос о законности распоряжений административных органов и органов самоуправления.

Сейчас можно выделить такие особенности административной Юстиции. Во-первых, осуществление судебными органами правосудия по административным делам. Административная юстиция —это правосудие, а не управленческая деятельность. Во-вторых, процесс рассмотрения административных дел построен наподобие общего судебного: он является гласным, публичным, имеет элементы состязательности. При этом специфика административных дел такая, что их рассмотрение нуждается в особых организационных формах и специальной судейской квалификации, поскольку решение административных дел требует, кроме совершенного знания законодательства, прежде всего административного, еще и знания государственного управления и других сфер деятельности.

Таким образом, административная юстиция — это установленный законом порядок рассмотрения и решения в судебной процессуальной форме дел, которые возникают в области государственного управления между гражданами или юридическими лицами, с одной стороны, и органами государственного управления (должностными лицами), — с другой, осуществляемый общими или специально создаваемыми для решения правовых споров судами.

В целом административная юстиция представляет собой одно из средств ограничения исполнительной власти, а административные суды — средство реализации принципа разделения власти, дополнительный защитный механизм субъективных прав и свобод граждан.

Необходимость кардинального реформирования системы административно-юрисдикционных органов обусловлена рядом факторов.

Прежде всего это недостаточно высокий качественный уровень рассмотрения дел об административных правонарушениях коллегиальными органами (административными комиссиями, исполкомами сельских и поселковых советов). Едва ли можно говорить о высоком профессионализме их членов, которые работают в этих органах на общественных началах.

Не всегда объективно рассматривают дела и органы, которые осуществляют контрольно-надзорные функции (например, разного рода государственные инспекции), поскольку часто речь идет о невыполнении определенных предписаний этих же органов, а их должностные лица во многих случаях не имеют юридического образования, что говорит о низком уровне правовой подготовки работников административно-юрисдикционных органов.

В соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы в Украине, утвержденной Верховной Радой Украины 28 апреля 1992 г., в Украине вводится административное судопроизводство, целью которого является рассмотрение споров между гражданами и органами управления.

Указанные положения нашли свое реальное воплощение в Законе Украины «О судоустройстве Украины». В соответствии с этим Законом судебная власть в Украине реализуется путем осуществления правосудия в форме гражданского, хозяйственного, административного, уголовного, а также конституционного судопроизводства.

Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины. В свою очередь система судов общей юрисдикции строится на принципах территориальности и специализации. К числу специализированных судов относятся и административные суды. Местными административными судами являются окружные суды, которые создаются в округах в соответствии с указом Президента Украины. Местные административные суды рассматривают административные дела, связанные с правоотношениями в сфере государственного управления и местного самоуправления (дела административной юрисдикции), кроме дел административной юрисдикции в сфере военного управления, которые рассматривают военные суды. Следующим звеном системы административных судов выступают апелляционные административные суды, создаваемые в апелляционных округах в соответствии с указом Президента Украины. К полномочиям апелляционных судов относятся:

1) рассмотрение дел в апелляционном порядке в соответствии с процессуальным законом;

2) рассмотрение по первой инстанции дел, определяемых законом;

3) ведение и анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики;

4) оказание методической помощи местным судом в применении законодательства.

Высшим судебным органом в системе административных судов является Высший Административный суд Украины. К его полномочиям относятся: рассмотрение дел в кассационном порядке; ведение и анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики; оказание методической помощи судам низшего уровня, а также дача им рекомендаций и разъяснений по вопросам применения законодательства.

В Верховном Суде Украины, который выступает в качестве высшего органа в системе судов общей юрисдикции, действует Судебная палата по административным делам.

Таким образом, в Украине формируется система административных судов, призванная обеспечить правосудие по административным делам, реальную защиту и охрану прав и свобод граждан в ходе их взаимоотношений с государственными органами и их должностными лицами.

Создание административных судов, безусловно, приведет к расширению подведомственных им дел об административных правонарушениях, дел об обжаловании действий должностных лиц, нарушающих права гражданина, других дел, которые вытекают из административно-правовых отношений.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] См.: Відомості Верховної Ради України. - 1992. — № 48. - Ст. 650.

[2] См., напр.: Постановление Кабинета Министров Украины от 24 ноября 1993 г. №950 «Об информировании и обеспечении участия граждан Украины в приватизационных процессах с использованием приватизационных бумаг» // Урядовий кур'єр. -1993. №171. -С. 2.