logo search
КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС все сделки

5.2. Понятие о государственном жилищном сертификате.

Категории граждан, имеющих право на получение сертификата.

Социальная норма общей площади жилого помещения

Государственный жилищный сертификат - это особый вид документа (так называемое именное свидетельство), удостоверяющий право гражданина - участника Программы ГЖС на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Таким образом, в отличие от акций, сертификат не является ценной бумагой. Выпуск сертификатов осуществляется государственным заказчиком Программы ГЖС, который определяет порядок получения, учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов. Форма бланка сертификата, а также порядок его заполнения утверждаются государственным заказчиком Программы ГЖС по согласованию с Минфином России и Минобороны России.

Срок действия сертификата исчисляется с даты выдачи сертификата, т.е. с даты его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов, и составляет 9 месяцев.

Право на получение сертификата имеют определенные категории лиц, которые прежде всего должны:

- являться гражданами РФ (иметь российское гражданство);

- в установленном порядке быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Граждане, удовлетворяющие приведенным выше требованиям, должны относиться к одной из категорий, в отношении которых правилами допускается участие в Программе ГЖС. Право на получение государственных жилищных сертификатов имеют:

1) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

2) сотрудники органов внутренних дел РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

3) сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

4) сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

5) граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

6) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (Федеральной службы исполнения наказаний), содержащиеся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

7) члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. При этом за вдовами (вдовцами) указанных граждан право на получение субсидии сохраняется до повторного вступления в брак;

8) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Подчеркнем, что право на улучшение жилищных условий с использованием сертификата предоставляется гражданам однократно. При этом граждане (из числа перечисленных выше категорий), подлежащие увольнению (увольняемые) со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, приобретают право на получение сертификата за год до предполагаемой даты увольнения.

Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения производится в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения. В свою очередь, расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из его общей площади, которая должна соответствовать социальной норме, установленной для семей разной численности (в необходимых случаях - с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м, предоставляемой соответствующим категориям граждан согласно законодательству РФ). В настоящее время социальная норма общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии установлена в следующих размерах:

- для одиноких граждан - 33 кв. м;

- на семью из 2 человек - 42 кв. м;

- при численности семьи, состоящей из 3 человек и более, - по 18 кв. м на каждого члена семьи.

Уточним, что к членам семьи гражданина - участника Программы ГЖС относятся совместно с ним проживающие граждане, а именно: супруга (супруг); их дети; их родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица (при условии, что они в судебном порядке признаны членами семьи гражданина - участника Программы ГЖС).

Расчетная стоимость жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ, который устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Заметим, что при расчете размера субсидии для приобретения жилья на территории отдельных субъектов РФ к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ применяются повышающие коэффициенты, значения которых представлены в табл. 2.

Таблица 2

Значения повышающих коэффициентов к нормативу

стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ

N

Наименование субъекта РФ (группы субъектов РФ)

Значение повышающего коэффициента

1

Субъекты в пределах территории Дальневосточного экономического района

1,2

2

Москва

1,2

3

Санкт-Петербург

1,2

4

Московская область

1,2

5

Субъекты в пределах территории Восточно-Сибирского экономического района

1,15

6

Свердловская область

1,15

7

Субъекты в пределах территории Западно-Сибирского экономического района

1,1

8

Калининградская область

1,1

Размер субсидии рассчитывается федеральными органами исполнительной власти (органами исполнительной власти субъектов РФ) на дату выдачи сертификата. Размер субсидии, указанный в сертификате, остается неизменным на весь срок его действия.