Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
- пассажирские суда, включая высокоскоростные суда;
- грузовые суда, включая высокоскоростные, валовой вместимостью 500 и выше;
- морские передвижные буровые установки.
Глава применяется к портовым средствам, обслуживающим суда, совершающие международные рейсы. Договаривающиеся правительства могут распространять соответствующие положения главы XI-2 и части A Кодекса на те портовые средства на своей территории, которые используются для обслуживания судов, совершающих международные рейсы, лишь от случая к случаю.
Ничто в главе XI-2 и в Кодексе не предопределяет права и обязанности государств по международному праву. Поскольку в Кодексе при выполнении отдельных функций государства содержатся ссылки на договаривающееся правительство, администрацию, назначенный орган, Правительство РФ Постановлением от 3 ноября 2007 г. N 746 "О реализации положений главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Международного кодекса по охране судов и портовых средств", установило, что Минтранс России осуществляет координацию деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта по выполнению обязательств Российской Федерации, вытекающих из главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Международного кодекса по охране судов и портовых средств.
Минтранс России осуществляет следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на договаривающееся правительство:
- определяет применение положений Конвенции и Кодекса в отношении портовых средств, которые обслуживают в отдельных случаях суда, прибывающие из международного рейса или отбывающие в международный рейс (далее - портовые средства);
- определяет применение положений Конвенции и Кодекса в отношении стационарных и плавучих платформ, морских передвижных буровых установок, которые находятся на месте разработки континентального шельфа Российской Федерации;
- определяет перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять контроль за судами, которые находятся в расположенных на территории Российской Федерации портах или намереваются зайти в такие порты;
- определяет требования к Декларации об охране, устанавливает случаи, в которых требуется ее оформление для портового средства, минимальный период хранения Декларации об охране на портовом средстве;
- определяет перечень объектов, относящихся к портовым средствам;
- определяет порядок проведения оценки эффективности планов охраны судов, плавающих под Государственным флагом РФ, и планов охраны портовых средств;
- определяет перечень подлежащих обязательному представлению сведений о судне, которое намеревается зайти в расположенный на территории РФ порт, и порядок их предоставления;
- определяет порядок проведения проверки судов, которые находятся в портах РФ или намереваются зайти в такие порты, на соответствие требованиям Конвенции и части A Кодекса, а также порядок принятия мер в отношении судов, не выполняющих указанные требования;
- устанавливает порядок определения уполномоченных организаций в области охраны судов, плавающих под Государственным флагом РФ и портовых средств (такой Порядок был утвержден Приказом Минтранса России от 11 марта 2008 г. N 42);
- определяет по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок информирования администраций иностранных государств об уровне охраны портовых средств при установлении опасности нападения;
- определяет по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок действий на судах, плавающих под Государственным флагом РФ, и портовых средствах в случае установления уровня охраны 3.
Минтранс России осуществляет в отношении судов, плавающих под Государственным флагом РФ, следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на администрацию:
- определяет порядок разработки и утверждения планов охраны судов;
- определяет порядок выдачи Международного свидетельства об охране судна и Временного международного свидетельства об охране судна, а также подтверждения действия Международного свидетельства об охране судна;
- определяет порядок проведения проверки судов при оформлении Международного свидетельства об охране судна и Временного международного свидетельства об охране судна;
- определяет порядок приема тревожных оповещений с судна на берег ("судно - берег");
Наконец, Минтранс России осуществляет в отношении портовых средств следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на назначенный орган:
- заключает соглашения с назначенными органами иностранных государств об альтернативных мерах в области охраны судов и портовых средств;
- определяет меры, которые необходимо предусмотреть в плане охраны портового средства для различных уровней охраны, включая случаи, когда требуется представление Декларации об охране;
- определяет порядок рассмотрения и утверждения плана охраны портового средства;
- определяет порядок оформления и выдачи акта о соответствии портового средства;
- представляет в Международную морскую организацию информацию, предусмотренную правилом 13 "Представление информации" Конвенции;
- представляет в Международную морскую организацию сведения о портовых средствах, в отношении которых проведена общая оценка и (или) утвержден общий план их охраны.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на договаривающееся правительство:
- передает на суда и портовые средства касающуюся их информацию в части охраны;
- проводит в установленном порядке оценку эффективности планов охраны судов и планов охраны портовых средств;
- проводит в установленном порядке проверку судов, которые находятся в портах РФ или намереваются зайти в такие порты, на соответствие требованиям Конвенции и части A Кодекса;
- передает в установленном порядке администрации иностранного государства копии Международного свидетельства об охране судна, плавающего под Государственным флагом РФ, и относящихся к этому свидетельству документов в случае передачи судна под флаг иностранного государства;
- информирует соответствующую администрацию иностранного государства и при необходимости государство(-а), вблизи которого(-ых) судно совершает плавание, о получении тревожного оповещения, переданного с судна, плавающего под флагом иностранного государства;
- информирует Международную морскую организацию и администрацию иностранного государства, судно которого зашло в порт РФ, о мерах контроля, принятых в отношении этого судна;
- передает на суда, которые находятся в территориальном море РФ или намереваются войти в ее территориальное море, информацию об уровне охраны и мерах, которые в этой связи должны быть приняты, а в случае необходимости - о мерах, принятых для обеспечения защиты от угроз;
- передает на суда, которые намереваются зайти в расположенные на территории Российской Федерации порты, информацию о мерах контроля, предпринимаемых в их отношении, в случае если есть основания полагать, что указанные суда не соответствуют требованиям Конвенции или части A Кодекса.
Федеральное агентство морского и речного транспорта (п. 6 Постановления) осуществляет в отношении судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на администрацию:
- устанавливает уровни охраны;
- информирует договаривающееся правительство иностранного государства об установлении уровня охраны 2 или 3 в отношении судов, находящихся в порту государства этого договаривающегося правительства;
- утверждает в установленном порядке планы охраны судов;
- выдает Международное свидетельство об охране судна либо Временное международное свидетельство об охране судна, подтверждает действие Международного свидетельства об охране судна, устанавливает срок, на который указанные свидетельства выдаются;
- проводит в установленном порядке проверки судов, предусмотренные частью A Кодекса;
- одобряет по согласованию с Минтрансом России применение в отношении судна (группы судов) иных мер охраны, равноценных мерам, предусмотренным в Конвенции и части A Кодекса;
- информирует государство(-а), вблизи которого(-ых) судно совершает плавание, о получении переданного с судна тревожного оповещения.
Росморречфлот также осуществляет в отношении портовых средств следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на назначенный орган:
- одобряет по согласованию с Минтрансом России применение в отношении портовых средств, на которые не распространяются соглашения с назначенными органами иностранных государств об альтернативных мерах в области охраны, иных мер охраны, равноценных мерам, предусмотренным в Конвенции и части A Кодекса;
- устанавливает уровни охраны;
- утверждает в установленном порядке планы охраны портовых средств;
- определяет пункт связи, через который иностранные суда, находящиеся в территориальном море РФ или намеревающиеся войти в ее территориальное море, могут обратиться за рекомендацией или содействием, и сообщает о проблемах, связанных с охраной;
- выдает в установленном порядке акт о соответствии портового средства.
Контроль и надзор за соблюдением обязательств, вытекающих из Конвенции и части A Кодекса, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в пределах установленных полномочий.
- Правовое регулирование морского судоходства в российской федерации
- Г.Г. Иванов
- Часть I. Государственное управление и государственный надзор
- Глава I. Основные федеральные органы исполнительной власти,
- § 1. Министерство транспорта Российской Федерации
- § 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- § 3. Федеральное агентство морского и речного транспорта
- § 4. Учреждения, предприятия и организации,
- § 5. Государственное управление деятельности
- § 6. Лицензирование на морском транспорте
- § 7. Другие федеральные органы исполнительной власти,
- Глава II. Морское судно и его экипаж
- § 1. Право собственности на судно и его национальность
- § 2. Судовые документы
- § 3. Государственная регистрация судов и прав на них
- Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:
- Раздел I содержит следующие основные сведения:
- § 4. Экипаж судна
- Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна.
- Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды
- § 1. Общие вопросы безопасности судоходства
- § 2. Конструкция, оборудование и снабжение судов
- Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.
- § 3. Обеспечение безопасной загрузки судов
- § 4. Обеспечение безопасности навигации
- § 5. Защита морской среды
- § 6. Международный кодекс по управлению
- § 7. Международный кодекс по охране судов
- Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
- § 8. Организация поиска и спасания судов
- § 9. Обеспечение безопасности морского судоходства
- § 10. Государственный портовый контроль
- Глава IV. Правовой режим судов в различных морских пространствах
- § 1. Внутренние морские воды. Заход судов
- § 2. Санитарный, пограничный и таможенный режим судов
- § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция
- § 4. Суда в территориальном море, исключительной
- Часть II. Основные договоры, применяющиеся в морском судоходстве
- Глава V. Договор морской перевозки груза
- § 1. Общие положения
- § 2. Подача судна и погрузка (предоставление) груза
- § 3. Коносамент
- § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
- § 5. Ответственность перевозчика, отправителя
- § 6. Договор прямой смешанной перевозки груза
- Глава VI. Договор морской перевозки пассажира
- § 1. Основные условия договора
- § 2. Ответственность перевозчика
- Глава VII. Договоры аренды на морском транспорте
- § 1. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
- § 2. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
- § 3. Договор финансовой аренды (лизинг)
- Глава VIII. Другие договоры оказания услуг
- § 1. Договоры лоцманской проводки и буксировки
- § 2. Договоры морского агентирования
- § 3. Договор доверительного управления судном
- § 4. Договор транспортной экспедиции
- § 5. Договор перевалки
- Глава IX. Договор морского страхования
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные права и обязанности страхователя
- § 3. Основные права и обязанности страховщика
- § 4. Ответственность страховщика
- § 5. Взаимное страхование
- Глава X. Договор о спасании
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные обязанности сторон договора о спасании
- § 3. Спасательное вознаграждение
- § 4. Специальная компенсация
- § 5. Распределение вознаграждения
- Часть III. Ответственность за убытки и ущерб, причиненные при осуществлении морского судоходства. Общая авария
- Глава XI. Ответственность и ее ограничение
- § 1. Ответственность и возмещение убытков
- § 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
- § 3. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой
- § 4. Ответственность за ущерб от загрязнения
- § 5. Ограничение ответственности по морским требованиям
- Глава XII. Общая авария
- § 1. Понятие общей аварии
- Глава XVI ктм в основном отражает Правила 1994 г., которые состоят из двух вводных правил - Правила о толковании и Основного правила, семи литерных правил (a - g) и двадцати двух цифровых правил.
- § 2. Виды общей аварии
- § 3. Порядок определения общеаварийных убытков
- Часть IV. Обеспечение выполнения обязательств в морском судоходстве
- Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна
- § 1. Морской залог
- § 2. Ипотека судна или строящегося судна
- Глава XIV. Арест судна
- § 1. Полномочия на арест
- § 2. Морское требование
- § 3. Условия ареста и освобождения судна
- § 4. Освобождение судов Международным трибуналом
- Глава XV. Урегулирование требований, возникающих при осуществлении морского судоходства
- § 1. Претензии и иски. Исковая давность
- § 2. Морской протест. Составление актов
- § 3. Суд и арбитраж по морским делам
- § 4. Исполнение судебных и арбитражных решений