§ 5. Защита морской среды
Основным глобальным международным договором, регламентирующим защиту морской среды от загрязнения с судов, является МАРПОЛ-73/78, который состоит из 20 статей текста Конвенции, двух протоколов (I - Порядок передачи сообщений об инцидентах, II - Арбитражная процедура урегулирования споров) и шести приложений (I - Правила предотвращения загрязнения нефтью; II - Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом; III - правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках и автодорожных цистернах; IV - Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов; V - Правила предотвращения загрязнения мусором с судов; VI - Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов). При ратификации Конвенции государства могли сделать заявление о том, что они не принимают приложения III, IV и V или любое из них (в отличие от приложений I и II, которые являются обязательными). Приложение I вступило в силу одновременно с Конвенцией 2 октября 1983 г.; приложение II - 6 апреля 1987 г.; приложение III - 1 июля 1992 г.; приложение V - 31 декабря 1988 г. Приложение IV (до принятия приложения VI) - единственное до настоящего времени не вступившее в силу (его участниками являются 75 государств, однако суммарный тоннаж этих стран составляет 43% валового тоннажа мирового флота). Россия является участницей всех приложений, кроме приложения VI - это приложение вступило в силу 19 мая 2005 г.
Согласно ст. 1 Конвенции "вредное вещество" означает любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам, морской фауне и флоре, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, и включает любое вещество, подпадающее под действие Конвенции. Любое нарушение Конвенции, где бы оно ни происходило, запрещается (ст. 4). Санкции за такое нарушение устанавливаются в соответствии с национальным законодательством. Меры наказания должны быть достаточно строгими, чтобы пресечь нарушения, и равно строгими независимо от места совершения нарушения.
Уголовная ответственность за загрязнение морской среды из находящихся на судне источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, определяется в соответствии со ст. 252 Уголовного кодекса РФ.
Субъектами данного преступления могут быть лица, на которых соответствующими актами (правилами, должностными инструкциями и т.п.) возложены обязанности по защите морской среды от загрязнения. Наряду с капитаном судна это может быть и другое лицо командного состава или экипажа судна, несущее ответственность за операции с вредными веществами и с судовым оборудованием.
Судно, стоящее в порту или у терминала, в любой момент может быть подвергнуто инспектированию, чтобы проверить, не произвело ли оно сброса вредных веществ в нарушение правил. Такое же инспектирование может быть произведено, если от любой другой стороны получена просьба о расследовании вместе с достаточными основаниями того, что судно произвело в каком-либо месте сброс вредных веществ или стоков.
Согласно ст. 8 Конвенции сообщения об инцидентах, связанных со сбросами вредных веществ, должны без задержки и возможно в полном объеме передаваться в соответствии с Протоколом 1, который содержит положения, касающиеся сообщений об инцидентах. Как уже указывалось, Общие принципы системы судовых сообщений и требования к судовым сообщениям, включая руководство по передаче сообщений об инцидентах, повлекших сброс опасных грузов, вредных веществ и/или загрязнителей моря, были приняты Ассамблеей ИМО на 20-й сессии (A.851(20)).
Приложение I состоит из четырех глав и трех дополнений: глава I - Общие положения (Правила 1 - 8); глава II - Требования по ограничению загрязнения при эксплуатации (Правило 9 - 21); глава III - Требования по доведению до минимума загрязнения нефтью с нефтяных танкеров в результате повреждения борта и днища (Правила 22 - 25); глава IV - Предотвращение загрязнения в результате инцидента, вызывающего загрязнение нефтью (Правило 26). Дополнение I содержит перечень нефтепродуктов; Дополнение II - форму Международного свидетельства по предотвращению загрязнения нефтью; Дополнение III - форму Журнала нефтяных операций.
Правило 4 устанавливает, что каждый нефтяной танкер валовой вместимостью 150 тонн и более и каждое другое судно валовой вместимостью 400 тонн и более подлежат первоначальному, периодическому и промежуточному освидетельствованию. Правило I, 4 - 8 и Дополнение II приведены в соответствие с решениями конференции по гармонизированной системе освидетельствования и оформления свидетельств 1988 г. Учтены также решения Конференции 1994 г., направленные на расширенное освидетельствование нефтяных танкеров.
Правило 9 определяет ограничения сброса нефти. Так, мгновенная интенсивность сброса с нефтяного танкера, находящегося в пути на расстоянии более 50 морских миль от ближайшего берега, составляет 30 л на милю, а содержание нефти в стоке судна валовой вместимостью 400 тонн и более, находящегося в пути, не должно превышать 15 миллионных долей.
Правило 10 посвящено методам предотвращения загрязнения нефтью с судов при плавании в специальных районах. Такими районами являются Средиземное, Балтийское, Черное и Красное моря, Аденский залив и Район заливов, а также Антарктида и Северо-Западные европейские воды. В основных районах запрещается сброс в море нефти или нефтесодержащих смесей с судна валовой вместимостью 400 тонн (за незначительными исключениями). Правило 11 содержит исключения, при которых запрет на сброс не применяется (сброс в целях обеспечения безопасности судна или спасения человеческой жизни на море; в результате повреждения судна или его оборудования и др.).
Согласно правилу 12 правительства каждой стороны обязуются предусматривать на нефтеналивных терминалах, в ремонтных портах и других портах, в которых суда должны сдавать нефтяные остатки, сооружения для приема таких остатков и нефтесодержащих смесей.
Согласно правилу 13 (13F и 13G) новые нефтяные танкеры дедвейтом 600 тонн и более должны иметь двойные борта и другие технические усовершенствования. Существующие танкеры дедвейтом 20 тыс. тонн и более для перевозки сырой нефти и танкеры дедвейтом 30 тыс. тонн и более для перевозки нефтепродуктов подлежат усиленной программе проверок.
В соответствии с правилом 20 каждый нефтяной танкер валовой вместимостью 150 тонн и каждое судно 400 тонн и более снабжаются Журналом нефтяных операций, который ведется по форме, установленной в Дополнении III, а согласно правилу 26 такие суда должны иметь на борту судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, одобренный администрацией. Руководство по разработке судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря нефтью и/или вредными жидкими веществами одобрено Резолюцией Комитета по защите морской среды ИМО MEPC.85(44) 13 марта 2000 г.
Согласно правилу 21 запрещена эксплуатация однокорпусных нефтяных танкеров дедвейтом 600 т и более (но менее 5000 т), перевозящих нефть тяжелых сортов.
Приложение II к МАРПОЛ-73/78 состоит из 14 правил и пяти дополнений. Приложение применяется по всем судам (если не предусмотрено иное), перевозящим вредные жидкие вещества наливом, которые подразделяются на четыре категории (A - D). К числу особых районов приложение относит районы Балтийского и Черного морей, а также Антарктики. Капитаны судов, перевозящих вредные жидкие вещества наливом, ведут Журнал грузовых операций во всех случаях, когда производятся операции при погрузке-выгрузке, внутрисудовой перекачке, очистке танков, сбросе в море и т.д. (форма журнала приведена в приложении II). Каждому судну после проведения освидетельствования выдается Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом.
Приложение III включает семь правил и дополнения. По сравнению с другими приложениями оно весьма кратко, и это связано с тем, что для целей приложения вредными веществами являются вещества, которые определены как загрязнители моря в МКМПОГ. В дополнение к приложению каждая сторона Конвенции издает или поручает издание подробных требований к упаковке, маркировке, ярлыкам, документации, укладке и т.д. Правило 2 содержит общие требования к упаковке, правило 3 - к маркировке и ярлыкам; правило 4 - к документации; правило 5 - к размещению и креплению, правило 6 - к предельному количеству груза. Согласно правилу 7 выбрасывание за борт вредных веществ, перевозимых в упаковке, запрещается, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обеспечения безопасности судна или спасения человеческой жизни на море.
Приложение IV состоит из 11 правил и дополнения. Правило 1 определяет "сточные воды" как стоки и прочие отходы из всех типов туалетов, медицинских помещений и т.д. Приложение должно применяться к новым судам валовой вместимостью 200 тонн и более, а также к новым судам не более 200 тонн, если они могут нести на борту более 10 человек. К существующим судам эти требования будут применяться только через 10 лет после вступления приложения в силу. После соответствующих освидетельствований судну выдается Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами. Форма свидетельства приведена в дополнении. Согласно правилу 8 сброс сточных вод запрещается, за исключением некоторых случаев (обезвреживание и измельчение, 4 мили от берега и др.). В соответствии с правилом 10 правительства обязуются предусмотреть в портах и терминалах сооружения для приема сточных вод.
Приложение V содержит семь правил и дополнение. Согласно правилу I мусор означает все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению. Приложение применяется ко всем судам. Запрещается выбрасывание в море всех видов пластмасс. Правило 5 содержит особые требования в пределах особых районов (районы Средиземного, Балтийского, Черного и Красного морей, Район заливов, Северного и Карибского морей, Антарктики). В портах должны быть предусмотрены приемные сооружения. Дополнение содержит форму сообщения о предполагаемой недостаточности портовых приемных сооружений для мусора, составляемого капитаном.
Приложение VI ограничивает содержание серы в судовом топливе до 4,5%, запрещает любой преднамеренный выброс в атмосферу озоноразрушающих веществ и ограничивает выброс окислов азота. Технический кодекс по контролю за выбросами окислов азота содержит требования к освидетельствованию судовых дизельных установок с выдачей соответствующих свидетельств. Балтийское море признано в качестве района контроля выбросов окислов серы, в котором содержание серы в топливе может существенным образом отличаться от процента, установленного в приложении VI.
Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. распространяется также и на морские платформы, занятые в разведке, добыче или производстве газа или нефти либо погрузке и разгрузке нефти, а также на морские порты и объекты, связанные с обработкой нефти. Участие России в этой Конвенции представляется весьма желательным, особенно учитывая строительство новых терминалов, в частности на Балтике и Черном море, и увеличение количества нефти, перевозимого морем.
Согласно ст. 3 Конвенции планы чрезвычайных мер должны иметь операторы морских установок, а также органы и операторы, ответственные за морские порты. Эти планы согласовываются с национальной системой и одобряются в соответствии с процедурами, установленными компетентным национальным органом.
Каждая сторона Конвенции требует от капитана судна или других лиц, ответственных за суда, плавающие под ее флагом, безотлагательно сообщать о любом событии, связанном с их судном, повлекшем сброс, или о возможном сбросе нефти. Эти же лица обязаны безотлагательно сообщать о любом замеченном событии, повлекшем сброс нефти, или о присутствии нефти в море. Лица, ответственные за морские порты и объекты, связанные с обработкой нефти, безотлагательно сообщают о любом таком событии компетентному национальному органу. По получении сообщения или информации сторона оценивает событие, чтобы определить, является ли оно инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью; оценивает характер, масштабы и возможные последствия инцидента и незамедлительно информирует все государства, интересы которых могут быть затронуты этим инцидентом, о своих оценках и предпринятых действиях. В соответствии со ст. 6 каждая сторона учреждает национальную систему срочной и эффективной борьбы с инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью. Как минимум эта система включает: комплексный национальный орган или органы; национальный оперативный пункт или пункты связи, которые отвечают за получение и передачу информации; орган, который имеет право от имени государства обращаться за помощью или принимать решение об оказании помощи; национальный план чрезвычайных мер по обеспечению готовности к реагированию. Каждая сторона в пределах своих возможностей индивидуально или посредством двустороннего или многостороннего сотрудничества, совместно с нефтяной промышленностью, судоходными компаниями, портовыми властями и др. учреждает минимальное количество размещаемого в заранее определенном месте оборудования для борьбы с разливом нефти, программу учений, механизм или договоренности о координации борьбы с инцидентами.
Стороны договариваются, что в зависимости от своих возможностей и наличия соответствующих ресурсов они будут сотрудничать и предоставлять консультационные услуги, техническое обеспечение и оборудование для целей борьбы с инцидентом, когда это оправдывает серьезный характер такого инцидента. Финансирование расходов основывается на положениях, изложенных в приложении. Так, запрашивающая сторона возмещает оказывающей помощь стороне расходы, связанные с ее действием. Если действия были предприняты стороной по своей инициативе, эта сторона несет расходы, связанные со своими действиями. Заинтересованные стороны в каждом конкретном случае могут договориться об ином распределении расходов. В случае если предпринятые действия не позволяют получить полное возмещение расходов, сторона, запрашивающая помощь, может обратиться с просьбой отказаться от возмещения расходов, которые превышают сумму компенсации, снизить расходы или отсрочить возмещение. Сторона, которая обратилась за помощью, может обратиться в ИМО с просьбой оказать содействие в выявлении источников для предварительного финансирования расходов по ликвидации загрязнения.
В соответствии с применимыми международными соглашениями каждая сторона принимает необходимые правовые и административные меры, способствующие прибытию на свою территорию и убытию с нее морских и воздушных судов и других видов транспорта, занятых в борьбе с инцидентами или перевозкой персонала, грузов, материалов и оборудования, и быстрому перемещению их по своей территории.
Россия, еще не являясь стороной Конвенции, предпринимает некоторые меры, направленные на предупреждение и ликвидацию последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 утверждены Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (СЗ РФ. 2000. N 35. Ст. 3582). Согласно п. 2 Основных требований планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, в частности в отношении нефтеналивного судна - двух танков. В зависимости от объема разлившихся нефти и нефтепродуктов и площади разлива выделяются чрезвычайные ситуации локального значения (100 т - площадь разлива охватывает территорию объекта); местного значения (500 т - площадь разлива охватывает территорию населенного пункта, в котором расположен объект); территориального значения (1000 т - площадь разлива охватывает территории субъекта Российской Федерации); регионального значения (5000 т - площадь разлива охватывает территории двух субъектов Российской Федерации); федерального значения (более 5000 т - площадь разлива охватывает территории более двух субъектов Российской Федерации). Очевидно, ратификация Конвенции потребует уточнения этой классификации.
Планом должны предусматриваться: прогнозирование возможных разливов; количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований; организация взаимодействия сил и средств; их состав и дислокация; порядок управления, связи и оповещения; порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств (с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности); график проведения операций по ликвидации разливов; организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций и т.д.
Согласно п. 6 Основных требований план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в море на федеральном уровне разрабатывается Госморспасслужбой по согласованию с Госгортехнадзором, Минэнерго, Минобороны, Минсельхозом и утверждается Минтрансом, МЧС и МПР России.
Для отработки планов на федеральном и региональном уровнях проводятся комплексные учения или командно-штатные тренировки не реже одного раза в два года.
- Правовое регулирование морского судоходства в российской федерации
- Г.Г. Иванов
- Часть I. Государственное управление и государственный надзор
- Глава I. Основные федеральные органы исполнительной власти,
- § 1. Министерство транспорта Российской Федерации
- § 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- § 3. Федеральное агентство морского и речного транспорта
- § 4. Учреждения, предприятия и организации,
- § 5. Государственное управление деятельности
- § 6. Лицензирование на морском транспорте
- § 7. Другие федеральные органы исполнительной власти,
- Глава II. Морское судно и его экипаж
- § 1. Право собственности на судно и его национальность
- § 2. Судовые документы
- § 3. Государственная регистрация судов и прав на них
- Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:
- Раздел I содержит следующие основные сведения:
- § 4. Экипаж судна
- Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна.
- Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды
- § 1. Общие вопросы безопасности судоходства
- § 2. Конструкция, оборудование и снабжение судов
- Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.
- § 3. Обеспечение безопасной загрузки судов
- § 4. Обеспечение безопасности навигации
- § 5. Защита морской среды
- § 6. Международный кодекс по управлению
- § 7. Международный кодекс по охране судов
- Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
- § 8. Организация поиска и спасания судов
- § 9. Обеспечение безопасности морского судоходства
- § 10. Государственный портовый контроль
- Глава IV. Правовой режим судов в различных морских пространствах
- § 1. Внутренние морские воды. Заход судов
- § 2. Санитарный, пограничный и таможенный режим судов
- § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция
- § 4. Суда в территориальном море, исключительной
- Часть II. Основные договоры, применяющиеся в морском судоходстве
- Глава V. Договор морской перевозки груза
- § 1. Общие положения
- § 2. Подача судна и погрузка (предоставление) груза
- § 3. Коносамент
- § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
- § 5. Ответственность перевозчика, отправителя
- § 6. Договор прямой смешанной перевозки груза
- Глава VI. Договор морской перевозки пассажира
- § 1. Основные условия договора
- § 2. Ответственность перевозчика
- Глава VII. Договоры аренды на морском транспорте
- § 1. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
- § 2. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
- § 3. Договор финансовой аренды (лизинг)
- Глава VIII. Другие договоры оказания услуг
- § 1. Договоры лоцманской проводки и буксировки
- § 2. Договоры морского агентирования
- § 3. Договор доверительного управления судном
- § 4. Договор транспортной экспедиции
- § 5. Договор перевалки
- Глава IX. Договор морского страхования
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные права и обязанности страхователя
- § 3. Основные права и обязанности страховщика
- § 4. Ответственность страховщика
- § 5. Взаимное страхование
- Глава X. Договор о спасании
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные обязанности сторон договора о спасании
- § 3. Спасательное вознаграждение
- § 4. Специальная компенсация
- § 5. Распределение вознаграждения
- Часть III. Ответственность за убытки и ущерб, причиненные при осуществлении морского судоходства. Общая авария
- Глава XI. Ответственность и ее ограничение
- § 1. Ответственность и возмещение убытков
- § 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
- § 3. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой
- § 4. Ответственность за ущерб от загрязнения
- § 5. Ограничение ответственности по морским требованиям
- Глава XII. Общая авария
- § 1. Понятие общей аварии
- Глава XVI ктм в основном отражает Правила 1994 г., которые состоят из двух вводных правил - Правила о толковании и Основного правила, семи литерных правил (a - g) и двадцати двух цифровых правил.
- § 2. Виды общей аварии
- § 3. Порядок определения общеаварийных убытков
- Часть IV. Обеспечение выполнения обязательств в морском судоходстве
- Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна
- § 1. Морской залог
- § 2. Ипотека судна или строящегося судна
- Глава XIV. Арест судна
- § 1. Полномочия на арест
- § 2. Морское требование
- § 3. Условия ареста и освобождения судна
- § 4. Освобождение судов Международным трибуналом
- Глава XV. Урегулирование требований, возникающих при осуществлении морского судоходства
- § 1. Претензии и иски. Исковая давность
- § 2. Морской протест. Составление актов
- § 3. Суд и арбитраж по морским делам
- § 4. Исполнение судебных и арбитражных решений