§ 5. Взаимное страхование
В КТМ отсутствуют правила, относящиеся к взаимному страхованию, а ГК содержит лишь одну статью (ст. 968), посвященную этому вопросу. Согласно ст. 968 ГК граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы (применительно к морскому страхованию - всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием) на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств. Эти общества осуществляют страхование имущества и имущественных интересов своих членов и являются некоммерческими организациями. В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в различных формах, предусмотренных законом. Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. (12 января 1996 г.) N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145) установлено, что некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (союзов и ассоциаций), автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств.
Страхование обществами взаимного страхования имущества и имущественных интересов своих членов осуществляется непосредственно на основании членства, если учредительными документами не предусмотрено заключение в этих случаях договоров страхования, взаимного страхования и его членами, если иное не предусмотрено законом о взаимном страховании. Заслуживает внимания п. 4 ст. 968 ГК, согласно которому осуществление обязательного страхования путем взаимного страхования допускается в случаях, предусмотренных Законом о взаимном страховании. В морском страховании обязательное страхование ответственности, предусмотренное, в частности, ст. ст. 327 и 334 КТМ, как правило, осуществляется в обществах взаимного страхования, в том числе иностранных.
Согласно Федеральному закону от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании", взаимному страхованию, осуществляемому непосредственно на основании устава общества, подлежат только имущественные интересы, связанные с осуществлением одного вида страхования. В этом случае правила страхования являются неотъемлемой частью устава общества и должны определять сходные условия взаимного страхования для всех членов общества.
Общество обязуется при наступлении определенного события (страхового случая) произвести страховую выплату члену общества, уплатившему страховую премию (страховые взносы), или выгодоприобретателю в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования и (или) правилами страхования.
Риск страховой выплаты (страхового возмещения), принятый на себя обществом, может быть застрахован у страховщика, имеющего лицензию на осуществление перестрахования. При этом указанный страховщик не может быть членом данного общества.
Общество не вправе осуществлять обязательное страхование, за исключением случаев, если такое право предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования (ст. 3 Закона).
Объектами взаимного страхования могут быть имущественные интересы общества, страхование гражданской ответственности, страхование предпринимательских рисков.
Общество может быть создано по инициативе не менее чем пяти физических лиц, но не более чем двух тысяч физических лиц и (или) по инициативе не менее чем трех, но не более чем пятисот юридических лиц, созвавших общее собрание, на котором принимается устав общества, формируются органы управления общества и орган контроля общества.
Число членов общества может быть не менее чем пять физических лиц и не более чем две тысячи физических лиц и (или) не менее чем три и не более чем пятьсот юридических лиц. Обществом осуществляется ведение списка членов общества.
Общество имеет право на осуществление взаимного страхования с момента получения лицензии на осуществление взаимного страхования в соответствии с Законом 1992 г.
Среди обязанностей члена общества взаимного страхования следует указать на ту, согласно которой члены общества солидарно несут субсидиарную ответственность по страховым обязательствам общества в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов общества.
Член общества отвечает наравне с другими членами общества по страховым обязательствам общества, возникшим до его вступления в общество, если это предусмотрено уставом общества и получено в письменной форме согласие члена общества.
В связи с принятием ФЗ "О взаимном страховании" в Закон 1992 г. были внесены значительные изменения, направленные на организацию деятельности этих обществ (Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 287-ФЗ).
В настоящее время трудно определить, какое влияние окажет ФЗ "О взаимном страховании" на деятельность по осуществлению торгового мореплавания в России. Дело в том, что значительное число судов, принадлежащих российским судовладельцам, зарегистрировано в иностранных государствах и является членами клубов взаимного страхования, имеющих солидную репутацию.
В отличие от "традиционного" договорного морского страхования, насчитывающего несколько сотен лет, взаимное страхование сравнительно молодо - оно появилось около полутора веков назад как реакция судовладельцев на неполный охват морских рисков "традиционными" страховщиками. Например, при столкновении судов ответственность страховщика ограничивалась 3/4 убытков, и судовладелец должен был сам обеспечить страхование оставшейся 1/4 убытков. Постепенно общества взаимного страхования (Protecting and Indemnity clubs) стали страховать и другие риски, в основном риски, вытекающие из ответственности судовладельцев (как договорной, так и деликтной). В настоящее время в мире существует большое число клубов взаимного страхования (Великобритания, США, Швеция, Норвегия), которые объединены в Международную группу клубов (International Group of P & I).
Охват объектов морского страхования этими клубами примерно одинаков, как и издаваемые ими правила. Наибольшей известностью пользуется The United Kingdom Mutual Steam Ship Assurance Association (Bermuda) limited, основные положения правил которого излагаются ниже (Rules and Bye-laws, 2008).
Риски, покрываемые клубным страхованием, перечислены в 26 пунктах Правил. Согласно п. 1 клуб возмещает ущерб, причиненный жизни или здоровью любого лица, занятого обработкой груза на борту судна, или в связи с такой обработкой, а также вред, причиненный смертью пассажира и повреждением его здоровья (включая расходы на лечение, погребение и т.п.), его личным вещам, и расходы на репатриацию пассажира, получившего ранения в результате происшествия с судном.
Правила 2 - 6 посвящены компенсациям членам экипажа: ущерб жизни или здоровью, лечение, репатриация, замена члена экипажа. Однако не возмещается ущерб судовладельца, если репатриация потребовалась в результате окончания срока контракта, прекращения контракта по соглашению сторон, нарушения судовладельцем условий контракта или в результате продажи судна. Клуб несет ответственность за ущерб, причиненный утратой личных вещей членов экипажа, за исключением ущерба, причиненного в результате утраты наличных денег, чеков, драгоценных металлов или камней. Если в результате полной конструктивной гибели судна член экипажа теряет работу, клуб компенсирует расходы судовладельца по выплате моряку заработной платы и других компенсаций, установленных законом или контрактом.
Если на судовладельца возлагается обязанность нести расходы в связи с перевозкой незаконных мигрантов, такие расходы компенсируются клубом (п. 8). Возмещаются и расходы по спасанию судна, если они не подлежат компенсации со стороны страховщиков корпуса судна и страховщиков груза.
При столкновении судов (п. 10) возмещаются расходы и ущерб, причиненный любому другому лицу в результате столкновения, если они не застрахованы у страховщика корпуса судна. Как правило, такие расходы возмещаются частично, однако расходы, связанные с подъемом судна и груза, повреждением имущества на судне (кроме имущества, находящегося на другом столкнувшемся судне), взнос по общей аварии, вред, причиненный смертью или повреждением здоровья, лечение, репатриация, ущерб от загрязнения нефтью или другими веществами (за исключением ущерба, причиненного другим судам и имуществу на этих судах, с которыми столкнулось судно), возмещаются полностью.
Особое внимание уделяется в Правилах рискам; связанным с загрязнением (п. 12). В принципе компенсируется ущерб, причиненный вследствие утечки или слива нефти и других веществ с судна, расходы на предупредительные меры и т.д. Как правило, не возмещаются убытки, которые распределяются в порядке общей аварии, имея в виду, что груз перевозился на условиях не менее благоприятных для судовладельца, чем Йорк-Антверпенские правила об общей аварии 1994 г.
Клуб несет ответственность за убытки, причиненные в результате утраты, повреждения или любых других нарушений договора перевозки груза судовладельцем или его работниками (невыполнение обязанностей надлежаще и старательно грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить, выгружать). Возмещаются также убытки, понесенные судовладельцем из-за неприема получателем груза в порту назначения, в той части, в которой они превышают стоимость груза после его продажи и которая не может быть взыскана с соответствующего лица. Условия перевозки груза должны соответствовать стандартам, рекомендованным клубом (в настоящее время это Гаагско-Висбийские правила). Как правило, не возмещаются убытки, причиненные в результате незаконной девиации, утраты банкнот, драгоценностей, валютных ценностей и т.п. (п. 17). Также не подлежат возмещению убытки, возникшие в результате: выгрузки груза в порту ином, чем порт назначения; выдачи груза, перевозимого по коносаменту, без предъявления оригинала коносамента; выдачи коносамента, морской накладной или другого документа, подтверждающего наличие договора перевозки груза, в котором неверно указана дата фактической погрузки, отгрузки или получения груза; выдачи коносамента, морской накладной, которые содержат неверное описание груза, его количества или состояния, о чем известно судовладельцу или капитану судна.
Судовладелец вправе требовать возмещения клубом доли общеаварийных убытков, причитающейся с груза, которую он не в состоянии взыскать с груза в результате нарушения условий договора перевозки (п. 19). Если страховщики корпуса не возместили судовладельцу полностью долю общеаварийных убытков, причитающихся с судна, при условии что судно было застраховано на надлежащую сумму, соответствующая часть доли компенсируется клубом (п. 20). Клуб также возмещает судовладельцу специальную компенсацию, уплаченную при спасании судна, при условии что эта компенсация уплачивается в соответствии со ст. 14 Международной конвенции о спасании 1989 г. или если спасательная операция осуществлялась на условиях стандартной формы спасательного контракта, одобренной клубом (в настоящее время это стандартная форма спасательного контракта Ллойда-LOF 2000).
В соответствии с п. 22 Правил судовладельцу возмещаются штрафы, налагаемые судом, арбитражем или властями на судовладельца, членов экипажа (которым судовладелец обязан их возместить). В частности, возмещаются штрафы, налагаемые за несоблюдение безопасных условий труда на судне, за недостачу груза или нарушение правил декларирования груза, нарушение таможенных правил, правил, относящихся к конструкции или оборудованию судна, иммиграционных правил, за сброс нефти или других веществ или угрозу сброса, за нарушения, допущенные по отношению к членам экипажа судна или других работников и агентов. Однако штрафы не возмещаются, если судовладелец допустил перегрузку судна или нарушил положения МАРПОЛ-73/78, относящиеся к конструкции и оборудованию судна.
Ответственность клуба перед судовладельцем по возмещению убытков является ограниченной. Так, если ответственность судовладельца в отношении определенных требований является ограниченной, то клуб не компенсирует убытки, превышающие установленные пределы. Пределы ответственности клуба за убытки, причиненные загрязнением нефтью, устанавливаются время от времени директорами клуба. В настоящее время такими пределами являются: 500 млн. долларов США в отношении одного инцидента с судном, если судно застраховано его владельцем или фрахтователем по бербоут-чартеру, или 100 млн. долларов США, если судно страхуется иным фрахтователем.
Как правило, не возмещаются убытки, если соответствующий риск был застрахован на полную рыночную стоимость судна у страховщиков корпуса, а также военные риски (убытки, причиненные в результате военных или пиратских действий, народных волнений, захвата, ареста судна и т.д.). То же относится и к страхованию убытков вследствие ядерного инцидента. Все указанные риски могут страховаться в клубе на особых условиях, если директора сочтут такое страхование возможным.
Не подлежат компенсации убытки, если они причинены в результате вовлечения судна в перевозку контрабанды, в район, объявленный блокированным, или в любые незаконные перевозки, или если директора клуба, в зависимости от обстоятельств, посчитают, что перевозка или рейс были опасными или представляли неоправданную угрозу.
Условиями страхования каждого судна в клубе являются следующие: в течение всего периода судно должно находиться под надзором классификационного общества, одобренного управляющими клуба;
- о любом происшествии с судном, в связи с которым классификационное общество может дать рекомендацию, касающуюся ремонта или других действий, судовладелец обязан сообщить обществу;
- судовладелец должен следовать всем правилам и рекомендациям общества;
- судовладелец предоставляет управляющим клуба право обращаться к классификационному обществу с запросами относительно поддержания класса судна и любой другой информации, которая может оказаться клубу необходимой;
- судовладелец должен выполнять все требования государства флага, относящиеся к конструкции, снабжению и оборудованию судна, укомплектованию его экипажем, и всегда иметь действительные свидетельства, выданные от имени государства флага, в том числе в отношении МКУБ.
Судовладелец должен срочно информировать клуб о любом происшествии или требовании, возникшем в связи с судном, и направить клубу все необходимые документы. Он не имеет права урегулировать любое требование в отношении риска, застрахованного в клубе, без письменного согласия управляющих клубом.
После согласования условий вхождения определенного судна в клуб управляющие так скоро, как это практически возможно, выдают судовладельцу свидетельство о вхождении (Certificate of Entry), в котором указываются начальная дата страхования и условия, на которых судно считается застрахованным.
- Правовое регулирование морского судоходства в российской федерации
- Г.Г. Иванов
- Часть I. Государственное управление и государственный надзор
- Глава I. Основные федеральные органы исполнительной власти,
- § 1. Министерство транспорта Российской Федерации
- § 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- § 3. Федеральное агентство морского и речного транспорта
- § 4. Учреждения, предприятия и организации,
- § 5. Государственное управление деятельности
- § 6. Лицензирование на морском транспорте
- § 7. Другие федеральные органы исполнительной власти,
- Глава II. Морское судно и его экипаж
- § 1. Право собственности на судно и его национальность
- § 2. Судовые документы
- § 3. Государственная регистрация судов и прав на них
- Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:
- Раздел I содержит следующие основные сведения:
- § 4. Экипаж судна
- Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна.
- Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды
- § 1. Общие вопросы безопасности судоходства
- § 2. Конструкция, оборудование и снабжение судов
- Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.
- § 3. Обеспечение безопасной загрузки судов
- § 4. Обеспечение безопасности навигации
- § 5. Защита морской среды
- § 6. Международный кодекс по управлению
- § 7. Международный кодекс по охране судов
- Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
- § 8. Организация поиска и спасания судов
- § 9. Обеспечение безопасности морского судоходства
- § 10. Государственный портовый контроль
- Глава IV. Правовой режим судов в различных морских пространствах
- § 1. Внутренние морские воды. Заход судов
- § 2. Санитарный, пограничный и таможенный режим судов
- § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция
- § 4. Суда в территориальном море, исключительной
- Часть II. Основные договоры, применяющиеся в морском судоходстве
- Глава V. Договор морской перевозки груза
- § 1. Общие положения
- § 2. Подача судна и погрузка (предоставление) груза
- § 3. Коносамент
- § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
- § 5. Ответственность перевозчика, отправителя
- § 6. Договор прямой смешанной перевозки груза
- Глава VI. Договор морской перевозки пассажира
- § 1. Основные условия договора
- § 2. Ответственность перевозчика
- Глава VII. Договоры аренды на морском транспорте
- § 1. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
- § 2. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
- § 3. Договор финансовой аренды (лизинг)
- Глава VIII. Другие договоры оказания услуг
- § 1. Договоры лоцманской проводки и буксировки
- § 2. Договоры морского агентирования
- § 3. Договор доверительного управления судном
- § 4. Договор транспортной экспедиции
- § 5. Договор перевалки
- Глава IX. Договор морского страхования
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные права и обязанности страхователя
- § 3. Основные права и обязанности страховщика
- § 4. Ответственность страховщика
- § 5. Взаимное страхование
- Глава X. Договор о спасании
- § 1. Общие положения
- § 2. Основные обязанности сторон договора о спасании
- § 3. Спасательное вознаграждение
- § 4. Специальная компенсация
- § 5. Распределение вознаграждения
- Часть III. Ответственность за убытки и ущерб, причиненные при осуществлении морского судоходства. Общая авария
- Глава XI. Ответственность и ее ограничение
- § 1. Ответственность и возмещение убытков
- § 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
- § 3. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой
- § 4. Ответственность за ущерб от загрязнения
- § 5. Ограничение ответственности по морским требованиям
- Глава XII. Общая авария
- § 1. Понятие общей аварии
- Глава XVI ктм в основном отражает Правила 1994 г., которые состоят из двух вводных правил - Правила о толковании и Основного правила, семи литерных правил (a - g) и двадцати двух цифровых правил.
- § 2. Виды общей аварии
- § 3. Порядок определения общеаварийных убытков
- Часть IV. Обеспечение выполнения обязательств в морском судоходстве
- Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна
- § 1. Морской залог
- § 2. Ипотека судна или строящегося судна
- Глава XIV. Арест судна
- § 1. Полномочия на арест
- § 2. Морское требование
- § 3. Условия ареста и освобождения судна
- § 4. Освобождение судов Международным трибуналом
- Глава XV. Урегулирование требований, возникающих при осуществлении морского судоходства
- § 1. Претензии и иски. Исковая давность
- § 2. Морской протест. Составление актов
- § 3. Суд и арбитраж по морским делам
- § 4. Исполнение судебных и арбитражных решений