13. Специфика правовых понятий. Методы и приемы их формирования.
Процесс формирования правовых знаний начинается с формирования представлений о явлениях социальной действительности, выражаемых правовыми понятиями.
Представления всегда индивидуализированы. Т. е они могут быть разными у детей одного класса. Это зависит от характера и психологических особенностей ребенка. Образ, который лежит в основе представлений, создается у школьников не только на уроках права. На него влияют телевидение, кино, художественная литература.
В процессе правового обучения создаются представления о фактах и явлениях правовой действительности.
Представление – это опора, основа правового понятия. Овладение понятием означает усвоение наиболее важных, существенных признаков. В отличие от представлений, которые индивидуализированы, понятия формируются одинаково.
\Признаки правовых понятий:
1. Регулирующее влияние на поведение людей. С помощью правовых норм государство устанавливает, что можно делать (нормы-разрешения), что нужно делать (нормы предписания) и чего нельзя делать (нормы-запреты).
2. Любое правовое понятие (право, норма права, правовые отношения, правонарушение и т.д.) содержит в себе правовую характеристику отражаемой действительности.
ГОС включают перечень основных понятий курса «Право», что позволяет учителю определить научное содержание курса, отобрать наиболее существенное, основное, наметить линии анализа и обобщения конкретного материала.
В Курсе «Право» есть ряд понятий, которые присутствуют практически во всех темах: конституция, закон, правопорядок, норма права, субъект права, правонарушение, юридическая ответственность.
Психологами были определены наиболее типичные ошибки, которые допускали ученики С целью повышения эффективности усвоения научных понятий и предупреждения возникновения типичных ошибок психологи предлагают:
– четко выделять общие и различные признаки понятий при сравнении различных явлений и добиваться усвоения этого учениками (принцип «ранней дифференцировки» (Д.Н.Богоявленский),
– раскрывая понятие, следует добиваться от учеников понимания и вычленения существенных и несущественных признаков (принцип «расчленяющей абстракции» (Е.Н.Кабанова-Меллер),
– изучение явления начинать с самого главного, существенного признака, того, что выражает сущность изучаемого (В.В.Давыдов).
Рассмотрим технологию формирования понятий.
1. Определение существенных признаков понятия и их раскрытие на конкретном правовом материале. 2. Установление связи данного понятия с другими, усвоенными ранее. На данном этапе учитель включает понятие в систему уже имеющихся понятий.
Административный проступок – частное проявление более широкого понятия – правонарушение. Учитель предлагает привести примеры правонарушений. А затем определить к какой отрасли права они относятся.
3. Умение находить уже известные признаки понятия на ином конкретном материале. Учащимся предлагаются учебные познавательные задачи, решая которые они должны показать умение вычленить существенные признаки данного понятия.
4. Сообщение термина и его определение (записывается в тетрадь).
5. Умение оперировать понятием (при решении задач творческого характера).
Рассмотрим методические условия формирования понятий
1. Не всегда учитывается специфика формируемых понятий. Для этого необходимо акцентировать внимание на всеобщности регулятивной функции права, обязательного его характера, участников правоотношений и т.д.
2. Часто определение понятия дается на основе единичного восприятия того или иного явления без проведения предварительной работы. Например, на основе показа одного-двух нарушений административного права дается его определение, в результате чего ученики путают нарушения, подпадающие под нормы административного и трудового, административного и гражданского права.
3. Не всегда проводится работа по разграничению существенных и несущественных признаков. В результате второстепенные признаки затрудняют усвоение содержания понятия, мешают процессу формирования понятий. Подобные ошибки приводят к тому, что учащиеся затрудняются охарактеризовать то или иное правовое явление вне конкретных условий и обстоятельств его протекания. Они нередко путают органы государственной власти и органы государственного управления. Не могут отличить ответственность за нарушение дисциплины труда от ответственности за совершение административного проступка и т.п.
4. При формировании понятия необходимо дополнительное разъяснение отдельных терминов, его составляющих. Например, понятие «юридическая ответственность» будет усвоено тогда, когда ученики уяснят, что такое «норма права».
5. Не всегда проводится классификация понятий, не раскрываются ее принципы. В результате учащиеся путают понятия, относящиеся к разным отраслям права.
6. Нередко преподаватель стремится сформировать понятие за один-два урока, мало уделяя внимания конкретизации и обобщению понятия. Это приводит к тому, что учащиеся не могут оперировать казалось бы уже сформированным понятием. Поэтому необходимо постоянное оперирование понятиями.
7. Незначителен удельный вес самостоятельной работы учащихся по овладению понятиями на уроке и при выполнении домашнего задания, а когда она имеет место, то носит воспроизводящий характер и не способствует активизации познавательной деятельности.
8. Не всегда реализуются при формировании понятий внутрикурсовые и межпредметные связи. что препятствует установлению преемственности между учебными предметами.
9. Учителя недостаточно используют при составлении проблемных заданий материал из жизни.
10. Необходимо посредством специальных приемов развивать мыслительные способности школьников, формировать интеллектуальные умения (анализа. Синтеза, абстрагирования).
11. Объяснение сложных понятий требует специальных уроков.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Методика преподавания права как педагогическая наука.
- 2.Основные этапы становления и развития права в России как учебной дисциплины.
- 3. Становление системы школьного правового образования в современной России.
- 4. Модели правового образования в школе: сравнительный анализ.
- 5.Формирование правовой культуры школьника в процессе правового образования.
- 11. Роль правовых знаний в формировании правовой культурышкльников.
- 6. Содержание правового образования: понятие структура, принципы отбора
- 7. Гос: понятие, структура. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву. Базовый и профильный уровни правового образования
- 8. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения: понятие, структура. Характеристика образовательной области «Обществознание», место в ней правового материала.
- 9. Понятие учебной программы. Характеристика школьных программ по правовым дисциплинам.
- 10. Учебно-методический комплекс по правовым дисциплинам. Общая характеристика учебников по праву.
- 12.Методика формирования представлений учащихся в процессе правового образования
- 13. Специфика правовых понятий. Методы и приемы их формирования.
- 14. Методика формирования умений учащихся в процессе правового образования.
- 15. Методика реализации межпредметных связей в процессе преподования правовых дисциплин
- 16. Методика реализации внутрикурсовых связей в процессе преподования правовых дисциплин
- 17.Методы стимулирования и мотивации учения. Формирование познавательного интереса к изучению права
- 18. Методы организации учебно-позновательной деятельности в правовом обучении: общая характеристика. Словесные методы обучения.
- 19.Наглядные и практические методы правового обучения.
- 20. Средства обучения. Роль и место наглядности в правовом обучении.
- 21Современный урок права, требования к нему. Типы и виды уроков права.
- 22. Подготовка педагога к преподаванию правовых дисциплин.
- 23. Научная организация труда учителя.
- 24. Внеурочные формы правового обучения.
- 25.Организация познавательной деятельности в процессе правового образования.
- 26.Самостоятельная работа учащихся на уроках права.
- 27. Контроль и учет знаний обучающихся по праву.
- 28. Проблемное обучение на уроках права. Правовые познавательные задачи.
- 29.Исследовательская работа учащихся в процессе правового образования
- 30.Игровые технологии в правовом обучении.
- 31. Интерактивное обучение: понятие, специфические особенности. Технология организации на основе интерактива.
- 32. Учебные дискуссии на уроках права.
- 33. Методика организации и проведения лекционно-семинарскиз занятий по правовым дисциплинам в различных звеньях правового образования.
- 34. Методика организации и проведения лабораторно-практических занятий по правовым дисциплинам в различных звеньях правового образования.
- 35. Методика преподавания отдельных правовых курсов в учреждениях общего среднего образования (по выбору студентов). Методика преподавания Конституционного права
- 36.Провавое воспитание в процессе преподавания правовых курсов.
- 37. Правовое воспитание в системе воспитательной работы общеобразовательного учреждения.
- 38.Олимпиады по правовым дисциплинам.
- 39.Кабинет права
- 40.Использование современных и коммуникационных технологий в правовом обучении.
- 41. Тгп в системе юр.Наук, ее предмет и метод
- 42. Понятие государства. Признаки государства
- 43. Форма правления. Форма гос.Устройства. Государственно-правовой режим: понятие и виды
- 44. Понятие и классификация функций гос-ва. Характеристика основн. Внешних функций гос-ва
- 45.Органы гос-ва и их классификация в рф. Принципы орг-ции и деятельности гос. Аппарата рф
- 46. Признаки правового гос-ва. Пути формирования правового гос-ва в рф
- 47. Понятие и сущность права, функции права
- 48. Понятие и основные признаки нормы права, Представительно-обязывающий характер правовых норм
- 49. Правотворчество
- 50. Структура правовых норм, их классификация
- 51. Понятие и виды источников права
- 52. Реализация норм права
- 53. Понятие системы права
- 54. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права. Институт права. Понятие и виды
- 55. Основные проблемы современного понимания государства и права. Общая характеристика современных правовых доктрин.
- 56. Правосознание и правовая культура
- 57. Толкование норм права
- 58. Понятие, признаки и виды юридической ответственности
- 59. Государство и право Древнего мира. Общая характеристика.
- Органы прямого народовластия.
- 60. Юстиция и судопроизводство в Древнем Риме. Система и источники римского права.
- Ранние институты. Легисакционное судопроизводство.
- Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство.
- 61. Формирование правовых институтов в средние века.
- 63. Основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в хх в.
- 65. Система правоохранительных органов и ее предназначение
- 66. Судебная власть и судебная система рф
- 67. Федеральные Суды рф и суды субъектов федерации
- 68. Конституционный Суд рф
- 69. Прокурорский надзор и основные направлении деятельности прокуратуры
- 70. Адвокатская деятельность и ее нормативное регулирование.
- 71. Понятие семейного правоотношения и принципы его правового регулирования
- 72. Основания возникновения и прекращения семейных правоотношений. Брачный контракт
- 73. Личные неимущ. И имущ. Правоотношения между супругами, родителями и детьми и между др. Членами семьи
- 74. Опека и попечительство. Усыновление детей. Приемная семья
- 75. Ответственность за неосуществление семейных прав и неисполнение семейных обязанности
- 76. Понятие и условия заключения трудового договора. Виды трудового договора. Основания прекращения трудового договора
- 77. Рабочее время и время отдыха по трудовому праву, Трудовая дисциплина
- 78. Основные принципы и источники трудового права. Субъекты трудового права
- 79. Особенности регулирования труда пед.Работников
- 80. Трудовые споры и порядок их разрешения
- 81. Труд несовершеннолетних
- 82. Конституция рф как основной источник конституционного права
- 83. Федер. Собрание рф – парламент России
- 84 .Конст.-правовой статус Президента
- 85. Понятие и конст.Природа местного самоуправления
- 86. Формы правления в зарубежных странах
- 87. Формы территориально-политического устройства и полит. Режим зарубежных государств
- 88. Высшие органы государственной власти в зарубежных странах.
- 89. Конст. Право граждан на образование
- 90. Понятие и особенности правового регулирования деятельности оу
- 91. Правовое регулирование педагогических отношений в системы высшего проф. Образования
- 92. Понятие с образовательных правоотношений: объект, субъект и содержание.
- 93. . Порядок создания и регламентация деятельности образовательных учреждений
- 94. Понятие и виды образовательных учреждений общего образования.
- 95. Понятие и система органов государственной исполнительной власти в рф
- 96. Понятия, особенности и основания административной ответственности
- 97. Понятие, виды и система административных наказаний
- 98. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
- 99. Стадии производства по делам об адм.Правонарушениях
- 100. Соотношение м/н и внутригос. Права
- 101. Принципы мп
- 102. Федеративные гос-ва как субъекты мп
- 103. Правовое положение иност.Граждан и лиц без гражданства в рф
- 104. Международное образовательное право и правовые аспекты вожделения российского образования в международное образовательное пространство
- 105. Понятие, структура, виды коллизионных норм. Применение коллизионных норм.
- 106. Коллизионно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок.
- 107. Международный коммерческий арбитраж: компетенция, процедуры разрешения споров, признание и исполнение решений.
- 108. Понятие, система и принципы гпп
- Раздел II. «Производство в суде 1ой инстанции» (гл.11-14): Приказное производство; Исковое производство; Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений; Особое производство.
- 109. Стороны в гражд.Процессе
- Глава 12 гпк рф
- 111. Решение суда. Дополнительное решение. Разъяснение решения.
- Глава 16 гпк рф
- 112. Обжалование и проверка суд.Решений и определений, вступивших и не вступивших в законную силу
- 113. Бюджет и бюдж. Система рф. Бюдж. Процесс
- 114. Налог и налоговая система рф
- 115. Гражданские правоотношения
- 116. Право собственности и другие вещные права
- 117. Понятие и особенности наследования
- 118. Общие положения договора купли-продажи
- 119. Договор страхования: понятие, общая характеристика
- 120. Договор найма жилого помещения
- 121. Обязательства, возникающие из причинения вреда
- 122. Правовое регулирование деятельности общественных объединений в рф
- 123. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в рф
- 124. Экологическое право как отрасль российской правовой системы
- 125. Государственное управление и организационно-правовое обеспечение регионального природопользования и охраны окружающей среды России.
- 126. Эколого-правовая ответственность в системе российского частного и публичного права
- 127. Понятие преступления в уголовном праве и его признаки. Состав преступления
- 128. Стадии совершения умышленного преступления
- 129. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 130. Общая характеристика преступлений против личности. Убийство
- 131. Общая характеристика преступлений против собственности. Кража
- 132. Общая хар-ка преступлений против гос. Власти, интересов гос.Службы и службы в органах местного самоуправления. Получение и дача взятки
- Часть 3 ст.290 ук рф предусматривает следующие квалифицирующие признаки. Деяния совершены: группой лиц по предвар.Сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере.
- 133. Понятие принципы и основные задачи уголовно-исполнительного права рф.
- 134. Виды режимов исправительных колоний Их значимость для исправления осужденных.
- 135. Воспитательные колонии для несовершеннолетних преступников. Виды наказаний.
- 136. Меры взыскания и поощрения, применяемые к осужденным в исправительных колониях.
- 137. Порядок и сроки возбуждения уголовного дела.
- Часть 3 ст.112 упк предписывает немедленно направлять копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.
- Часть 4 ст.112 упк закрепляет обязанность соответствующих органов и должностных лиц принимать меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
- 138. Отличие дознания от предварительного следствия.
- 139. Полномочия суда первой инстанции
- 140.Преступность несовершеннолетних виды профилактика.
- Предупреждение преступлений несовершеннолетних.
- 141. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 142. Система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- 143. Преступность в России. Общая характеристика.
- 144. Методы криминологических исследований.
- 145. Личность преступника. Механизм преступного поведения.
- 146. Причины и условия преступности в рф.
- 147. Правовое регулирование профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
- 148. Международно-правовые стандарты в области ювенального права.
- 149. Правовой статус и система защиты прав несовершеннолетних в рф.
- 150. Задачи, генезис и проблемы ювенальной юстиции в рф.