142. Система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике преступности несовершеннолетних является Федеральный Закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В соответствии с этим законом в стране складывается вся система профилактики.
Такую систему образуют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения и иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
Центральное место в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних. Они призваны координировать действия государственных органов и общественных объединений по предупреждению безнадзорности и преступлений несовершеннолетних. К их ведению также относятся: а) устройство и охрана прав несовершеннолетних; б) рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних; в) осуществление государственного контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях МВД, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждениях.
Большую роль в деле предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних призваны играть специализированные учреждения (службы) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаваемые в структуре органов социальной защиты населения. Эта же цель реализуется деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений органов образования для детей и подростков с девиантным поведением. К ним относятся специальные общеобразовательные школы и специальные профессионально-технические училища. Вопросы предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решают практически все службы милиции. Так, аппараты уголовного розыска путем проведения оперативно-розыскных мероприятий предупреждают и пресекают правонарушения несовершеннолетних, деятельность преступных групп подростков, выявляют и разоблачают подстрекателей и организаторов преступлений несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в пьянство, наркоманию, токсикоманию, проституцию, азартные игры, бродяжничество и попрошайничество, осуществляют розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из СУВУ закрытого типа. Служба госавтоинспекции осуществляет разнообразные профилактические мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, нарушений правил дорожного движения, в том числе «рокерами», и т.п. Аппараты паспортно-визовой службы выявляют родителей, отрицательно влияющих на детей, а также нигде не работающих и не учащихся несовершеннолетних. Подразделения обеспечения общественного порядка при разработке единой дислокации учитывают структуру преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 11 названного закона Комиссии по делам несовершеннолетних (далее - КДН), образуемые органами местного самоуправления, являются одним из основных институтов, обеспечивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних. Основная задача КДН – предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий этой возрастной группы населения. Эта задача должна достигаться путем организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних и их законных представителей. Вторым элементом системы органов профилактики преступности несовершеннолетних являются органы социальной защиты– это территориальные центры социальной помощи, психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи (телефоны доверия). Главная особенность этих органов заключается в том, что они в большей степени нацелены на проведение индивидуальной содержательной профилактической работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, с теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Третьим элементом системы профилактики являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. К таким учреждениям относятся а) социально-реабилитационные центры, б) социальные приюты, обеспечивающие временное проживание детей, в) центры помощи детям, оставшиеся без попечения родителей. Следующим элементом профилактики являются учреждения образования и органы управления образованием. К компетенции этих институтов относится: введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения; проведение комплексных психолого-медико-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения и воспитания; выявление детей, пропускающих занятия, и помощь по получению образования; помощь семьям в воспитании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних. К учреждениям образования, ответственным за профилактические функции также относятся детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Особенную роль среди учреждений образования в деле индивидуальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеют специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов. В открытые учебно-воспитательные учреждения принимаются дети по постановлениям КДН в целях проведения их психолого-медико-педагогической реабилитации. В учреждения же закрытого типа, имеющие более строгий режим, принимаются несовершеннолетние, которые за совершение общественно-опасных деяний были освобождены от наказания в порядке ст. 92 УК РФ, или не достигли возраста уголовной ответственности, либо в силу отставания в психическом развитии не могли в полной мере сознавать общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими. В учреждениях закрытого типа также проводится психолого-медико-педагогическая реабилитация несовершеннолетних. Деятельность данных учреждений регулируется Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства от 25 апреля 1995 г. № 420.
Пятым элементом профилактики преступности несовершеннолетних являются органы и учреждения по делам молодежи, учреждения культуры, спорта, туризма, молодежные объединения, другие общественные организации и движения. В пределах своей компетенции они участвуют в организации воспитания, отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Основными задачами органов по делам молодежи является координация деятельности молодежных организаций, оказание им финансовой поддержки на конкурсной основе.
Деятельность шестого элемента системы профилактики - органов управления и учреждений здравоохранения, - в последнее время становится все более существенной. В условиях неуклонного роста психических отклонений, алкоголизации и наркотизации, социальная роль оказания психиатрической и наркологической помощи, осуществления лечебно-восстановительного лечения существенно возрастают. Седьмым элементом профилактики преступности несовершеннолетних являются органы и учреждения внутренних дел, среди которых ведущими являются подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ст. 21 Закона – далее ОППН). Среди многочисленных функций ОППН особенно выделяются две. Прежде всего, это проведение индивидуальной профилактической работы с теми несовершеннолетними, которые находятся не просто в трудной жизненной ситуации, а представляют общественную опасность для общества. К таковым закон относит: несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества; совершивших административное правонарушение, как до, так и после достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности или не подлежащих ей по разным основаниям; обвиняемых или подозреваемых, в отношении которых не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Среди органов внутренних дел профилактическую роль выполняют также центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Кроме того, задачи профилактики решают и подразделения криминальной милиции ОВД, к компетенции которых относится предотвращение, пресечение преступлений, выявление несовершеннолетних правонарушителей или групп, состоящих из них, а также лиц этой возрастной группы, входящих в организованные преступные группы и преступные сообщества. Вспомогательными элементами профилактики преступности несовершеннолетних являются органы опеки и попечительства и органы служб занятости. Эти элементы профилактики названы вспомогательными, так как их деятельность в профилактике носит преимущественно распорядительно-контрольный характер, не связанный с содержательной работой с несовершеннолетним и (или) его семьей.
Центральным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ, положение о которой было утверждено постановлением Правительства от 5 июня 1994 г. № 646. На уровне многих субъектов РФ созданы не только комиссии субъектов РФ по делам несовершеннолетних, но и также окружные комиссии.
В систему профилактики преступности несовершеннолетних также входит и прокуратура РФ, которая в соответствии с 1, 8, 10 и другими статьями Федерального Закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” выполняет, во-первых, осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних, а во-вторых, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Методика преподавания права как педагогическая наука.
- 2.Основные этапы становления и развития права в России как учебной дисциплины.
- 3. Становление системы школьного правового образования в современной России.
- 4. Модели правового образования в школе: сравнительный анализ.
- 5.Формирование правовой культуры школьника в процессе правового образования.
- 11. Роль правовых знаний в формировании правовой культурышкльников.
- 6. Содержание правового образования: понятие структура, принципы отбора
- 7. Гос: понятие, структура. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву. Базовый и профильный уровни правового образования
- 8. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения: понятие, структура. Характеристика образовательной области «Обществознание», место в ней правового материала.
- 9. Понятие учебной программы. Характеристика школьных программ по правовым дисциплинам.
- 10. Учебно-методический комплекс по правовым дисциплинам. Общая характеристика учебников по праву.
- 12.Методика формирования представлений учащихся в процессе правового образования
- 13. Специфика правовых понятий. Методы и приемы их формирования.
- 14. Методика формирования умений учащихся в процессе правового образования.
- 15. Методика реализации межпредметных связей в процессе преподования правовых дисциплин
- 16. Методика реализации внутрикурсовых связей в процессе преподования правовых дисциплин
- 17.Методы стимулирования и мотивации учения. Формирование познавательного интереса к изучению права
- 18. Методы организации учебно-позновательной деятельности в правовом обучении: общая характеристика. Словесные методы обучения.
- 19.Наглядные и практические методы правового обучения.
- 20. Средства обучения. Роль и место наглядности в правовом обучении.
- 21Современный урок права, требования к нему. Типы и виды уроков права.
- 22. Подготовка педагога к преподаванию правовых дисциплин.
- 23. Научная организация труда учителя.
- 24. Внеурочные формы правового обучения.
- 25.Организация познавательной деятельности в процессе правового образования.
- 26.Самостоятельная работа учащихся на уроках права.
- 27. Контроль и учет знаний обучающихся по праву.
- 28. Проблемное обучение на уроках права. Правовые познавательные задачи.
- 29.Исследовательская работа учащихся в процессе правового образования
- 30.Игровые технологии в правовом обучении.
- 31. Интерактивное обучение: понятие, специфические особенности. Технология организации на основе интерактива.
- 32. Учебные дискуссии на уроках права.
- 33. Методика организации и проведения лекционно-семинарскиз занятий по правовым дисциплинам в различных звеньях правового образования.
- 34. Методика организации и проведения лабораторно-практических занятий по правовым дисциплинам в различных звеньях правового образования.
- 35. Методика преподавания отдельных правовых курсов в учреждениях общего среднего образования (по выбору студентов). Методика преподавания Конституционного права
- 36.Провавое воспитание в процессе преподавания правовых курсов.
- 37. Правовое воспитание в системе воспитательной работы общеобразовательного учреждения.
- 38.Олимпиады по правовым дисциплинам.
- 39.Кабинет права
- 40.Использование современных и коммуникационных технологий в правовом обучении.
- 41. Тгп в системе юр.Наук, ее предмет и метод
- 42. Понятие государства. Признаки государства
- 43. Форма правления. Форма гос.Устройства. Государственно-правовой режим: понятие и виды
- 44. Понятие и классификация функций гос-ва. Характеристика основн. Внешних функций гос-ва
- 45.Органы гос-ва и их классификация в рф. Принципы орг-ции и деятельности гос. Аппарата рф
- 46. Признаки правового гос-ва. Пути формирования правового гос-ва в рф
- 47. Понятие и сущность права, функции права
- 48. Понятие и основные признаки нормы права, Представительно-обязывающий характер правовых норм
- 49. Правотворчество
- 50. Структура правовых норм, их классификация
- 51. Понятие и виды источников права
- 52. Реализация норм права
- 53. Понятие системы права
- 54. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права. Институт права. Понятие и виды
- 55. Основные проблемы современного понимания государства и права. Общая характеристика современных правовых доктрин.
- 56. Правосознание и правовая культура
- 57. Толкование норм права
- 58. Понятие, признаки и виды юридической ответственности
- 59. Государство и право Древнего мира. Общая характеристика.
- Органы прямого народовластия.
- 60. Юстиция и судопроизводство в Древнем Риме. Система и источники римского права.
- Ранние институты. Легисакционное судопроизводство.
- Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство.
- 61. Формирование правовых институтов в средние века.
- 63. Основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в хх в.
- 65. Система правоохранительных органов и ее предназначение
- 66. Судебная власть и судебная система рф
- 67. Федеральные Суды рф и суды субъектов федерации
- 68. Конституционный Суд рф
- 69. Прокурорский надзор и основные направлении деятельности прокуратуры
- 70. Адвокатская деятельность и ее нормативное регулирование.
- 71. Понятие семейного правоотношения и принципы его правового регулирования
- 72. Основания возникновения и прекращения семейных правоотношений. Брачный контракт
- 73. Личные неимущ. И имущ. Правоотношения между супругами, родителями и детьми и между др. Членами семьи
- 74. Опека и попечительство. Усыновление детей. Приемная семья
- 75. Ответственность за неосуществление семейных прав и неисполнение семейных обязанности
- 76. Понятие и условия заключения трудового договора. Виды трудового договора. Основания прекращения трудового договора
- 77. Рабочее время и время отдыха по трудовому праву, Трудовая дисциплина
- 78. Основные принципы и источники трудового права. Субъекты трудового права
- 79. Особенности регулирования труда пед.Работников
- 80. Трудовые споры и порядок их разрешения
- 81. Труд несовершеннолетних
- 82. Конституция рф как основной источник конституционного права
- 83. Федер. Собрание рф – парламент России
- 84 .Конст.-правовой статус Президента
- 85. Понятие и конст.Природа местного самоуправления
- 86. Формы правления в зарубежных странах
- 87. Формы территориально-политического устройства и полит. Режим зарубежных государств
- 88. Высшие органы государственной власти в зарубежных странах.
- 89. Конст. Право граждан на образование
- 90. Понятие и особенности правового регулирования деятельности оу
- 91. Правовое регулирование педагогических отношений в системы высшего проф. Образования
- 92. Понятие с образовательных правоотношений: объект, субъект и содержание.
- 93. . Порядок создания и регламентация деятельности образовательных учреждений
- 94. Понятие и виды образовательных учреждений общего образования.
- 95. Понятие и система органов государственной исполнительной власти в рф
- 96. Понятия, особенности и основания административной ответственности
- 97. Понятие, виды и система административных наказаний
- 98. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
- 99. Стадии производства по делам об адм.Правонарушениях
- 100. Соотношение м/н и внутригос. Права
- 101. Принципы мп
- 102. Федеративные гос-ва как субъекты мп
- 103. Правовое положение иност.Граждан и лиц без гражданства в рф
- 104. Международное образовательное право и правовые аспекты вожделения российского образования в международное образовательное пространство
- 105. Понятие, структура, виды коллизионных норм. Применение коллизионных норм.
- 106. Коллизионно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок.
- 107. Международный коммерческий арбитраж: компетенция, процедуры разрешения споров, признание и исполнение решений.
- 108. Понятие, система и принципы гпп
- Раздел II. «Производство в суде 1ой инстанции» (гл.11-14): Приказное производство; Исковое производство; Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений; Особое производство.
- 109. Стороны в гражд.Процессе
- Глава 12 гпк рф
- 111. Решение суда. Дополнительное решение. Разъяснение решения.
- Глава 16 гпк рф
- 112. Обжалование и проверка суд.Решений и определений, вступивших и не вступивших в законную силу
- 113. Бюджет и бюдж. Система рф. Бюдж. Процесс
- 114. Налог и налоговая система рф
- 115. Гражданские правоотношения
- 116. Право собственности и другие вещные права
- 117. Понятие и особенности наследования
- 118. Общие положения договора купли-продажи
- 119. Договор страхования: понятие, общая характеристика
- 120. Договор найма жилого помещения
- 121. Обязательства, возникающие из причинения вреда
- 122. Правовое регулирование деятельности общественных объединений в рф
- 123. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в рф
- 124. Экологическое право как отрасль российской правовой системы
- 125. Государственное управление и организационно-правовое обеспечение регионального природопользования и охраны окружающей среды России.
- 126. Эколого-правовая ответственность в системе российского частного и публичного права
- 127. Понятие преступления в уголовном праве и его признаки. Состав преступления
- 128. Стадии совершения умышленного преступления
- 129. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 130. Общая характеристика преступлений против личности. Убийство
- 131. Общая характеристика преступлений против собственности. Кража
- 132. Общая хар-ка преступлений против гос. Власти, интересов гос.Службы и службы в органах местного самоуправления. Получение и дача взятки
- Часть 3 ст.290 ук рф предусматривает следующие квалифицирующие признаки. Деяния совершены: группой лиц по предвар.Сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере.
- 133. Понятие принципы и основные задачи уголовно-исполнительного права рф.
- 134. Виды режимов исправительных колоний Их значимость для исправления осужденных.
- 135. Воспитательные колонии для несовершеннолетних преступников. Виды наказаний.
- 136. Меры взыскания и поощрения, применяемые к осужденным в исправительных колониях.
- 137. Порядок и сроки возбуждения уголовного дела.
- Часть 3 ст.112 упк предписывает немедленно направлять копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.
- Часть 4 ст.112 упк закрепляет обязанность соответствующих органов и должностных лиц принимать меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
- 138. Отличие дознания от предварительного следствия.
- 139. Полномочия суда первой инстанции
- 140.Преступность несовершеннолетних виды профилактика.
- Предупреждение преступлений несовершеннолетних.
- 141. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 142. Система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- 143. Преступность в России. Общая характеристика.
- 144. Методы криминологических исследований.
- 145. Личность преступника. Механизм преступного поведения.
- 146. Причины и условия преступности в рф.
- 147. Правовое регулирование профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
- 148. Международно-правовые стандарты в области ювенального права.
- 149. Правовой статус и система защиты прав несовершеннолетних в рф.
- 150. Задачи, генезис и проблемы ювенальной юстиции в рф.