Ранние институты. Легисакционное судопроизводство.
В первые века государственности римская юстиция была основана на институтах, унаследованных от догосударственных судов. Судопроизводство всецело находилось в руках жрецов-понтификов, и только в очень редких случаях заинтересованный римлянин мог обратиться к суду консулов (если решение могло быть связано с неким помилованием, освобождением от гражданской обязанности). По делам, связанным с нарушениями городского порядка и торговым, суд осуществлялиэдилы. Только понтифики проводили разбор споров по существу. Магистраты лишь придавали законную силу решениям подчиненных судей, которые, собственно, и проводили рассмотрение дел. Магистраты принимали дела к рассмотрению либо отвергали их. Если формальные обстоятельства были соблюдены, утверждали судей, которых выбирали стороны, и передавали им дело.
Для подачи судебных жалоб и для судоговорения были установлены особые дни. Такая практика делала даже простой прием иска во многом зависящим от произвола жрецов и патрицианства. Обоснование своего требования, доставка ответчика, поиск свидетелей – все это было личным делом заявителя-истца. Магистрат выслушивал требование и либо принимал жалобу к рассмотрению, либо отклонял ее в принципе. Повторное обращение по тому же делу было невозможно. Эта стадия процесса называлась провозглашение права(injure). После этого магистрат назначал судью для выслушивания доказательств, выяснения фактической стороны дела. Эта стадия называласьсудоговорением(injudicio) и обязательно заканчивалась тем или иным решением, которое утверждал магистрат. Обжалование решений не допускалось.
Иск следовало заявлять в строго предписанных законами и правовой практикой формах и даже в определенных, иногда мало относившихся к сути дела словах. Все это сопровождалось особыми обрядами. Для каждого вида требований были установлены свои обязательные формы таких заявлений .
Заявить легисакционные требования могли только полноправные римские граждане – это была неотъемлемая часть квиритского права.
С сер. IV в. до н. э. основная роль в организации судопроизводства по частным искам в Риме переходит к претору (должность учреждена в 366 г. в качестве помощника консула для решения внутригородских дел). Судопроизводство с этой поры приобрело преимущественно магистратский характер, за понтификами сохранялось некоторое время только значение традиционно лучших знатоков права.
В 242 г. до н. э. для рассмотрения споров, возникавших между римскими гражданами и перегринами, а также между лицами, имевшими иной правовой статус, была создана магистратура второго, перегринского претора. Его деятельность в сфере юстиции стала не только со временем доминирующей по охвату споров, но и новаторской по внутреннему содержанию. Перегринский претор был лишен возможности использовать строгие правила квиритского права: они либо не предусматривали случая спора между лицами разного статуса, либо вообще игнорировали огромное большинство новых правовых ситуаций. Для того чтобы согласовать правовые интересы римлян и других жителей Италии и империи, претору пришлось изобретать новые формы судебных исков, признавать имеющими силу совершенно новые правовые реалии. В большой степени эти изобретения и признания были основаны на общих принципах права народов(jusgentium), которое указывало предпочитать юридическому формализму требования разума, обычаи других народов, практику правоприменения в средиземноморских судах, прежде всего греческих. Основанное на идее внепривилегированной справедливости и равенства участников гражданских правоотношений при соблюдении их подлинной воли,право народовс этого времени стало еще одной составляющей римского гражданского права наряду с квиритским.
Основным юридическим инструментом в обновлении права и судопроизводства стал преторский эдикт, или указ. С III в. до н. э. сложилась практика, по которой вступавший в свою должность на новый годичный срок претор издавал эдикт, где формулировал основные правила своей будущей правоприменительной деятельности. В преторском эдикте стали находить отражение и новые процессуальные средства защиты прав, к которым прибегал претор, когда был не в состоянии воспользоваться жесткими формами легисакционного процесса. В принципе, запрещалось что-либо менять эдиктом в цивильном праве, в законах государства, в запрещающих законах. Так, наряду с правом, содержащимся в законах Рима, сформировалось особоепреторское право, или магистратское, которое стало вторым по важности источником гражданского права Рима, внеся в него многие идеи и новации, почерпнутые изjusgentium.
Преторский эдикт первоначально обнародовался устно, затем стал высекаться на мраморе. Во II в. император Адриан указал известному юристу Сальвию Юлиану провести систематизацию преторского эдикта. Юлиан собрал эдикты городских и перегринских преторов, курульных и провинциальных эдилов и составил единый обширный постоянный эдикт(143 г.), который впредь запрещено было менять, а следовало изучать и комментировать. С этим прекратилась и эволюция преторского права.
Переход к преимущественно преторской юстиции сопровождался переустройством судебных институтов в целом. Наряду с частными судьямиосновными учреждениями стали: а)центумвиральные суды, или коллегии 100 мужей, и б)суды «восстановителей утраченного», или рекуператоров. Наиболее важным судебным институтом стал судцентумвиров. Начало деятельности судов относится к 240-м гг. до н. э. Круг полномочий этих судов был обширен – в них разбирались дела «о давности, об опеках, о родстве родовом и кровном, о намывных берегах и островах, об обязательствах, о сделках, о стенах, о пользовании светом, о капели, о действительных и недействительных завещаниях и множестве других, тому подобных вопросах», практически все вопросы гражданского права, кроме споров о статусе лиц.
Оформление преторского права изменило и процедуру судебного разбирательства – вначале не существенно, а к I в. до н. э. – принципиально. Разделение на две стадии – injureиinjudicioсохранилось, однако юридически более важной стала первая. Инициатива по-прежнему оставалась за истцом, но вызов ответчика подкреплялся авторитетом магистрата: за неявку полагался штраф. Истец излагал свою претензию в менее строгом виде, за ответчиком признавалось право не только принять или отвергнуть иск, но и сделать частичные возражения по разным содержательным вопросам: должен, но не столько, брал, но не должен, потому что... и т. д. Юридическое существо спора формулировали уже не стороны, а претор, который обобщал суть дела вформуле– специальном предписании судье. В этом предписании обязательно было три элемента: назначение судьи, изложение претензии и возражений, распоряжение о действиях судьи – оправдай или присуди. Конечно, юридический формализм полностью преодолен не был, и перечень новых преторских формул (который включали в эдикт как приложение) поначалу был невелик. Но теперь уже претор не мог отказать в судебной защите, если имелась ранняя соответствующая формула. На стадии судоговорения процесс шел в основном прежним путем. При отсутствии спора (если стороны обратились в суд только за признанием перехода прав по обоюдному согласию) претор мог и сам решить дело.
Такой вид процесса по главному новшеству получил название формулярного процесса. Он был введен в судопроизводство позакону Эбуция (между 149 и 123 гг. до н. э.)– первоначально как факультативный вид процесса; римские граждане сохранили возможность пользоваться законными формами исков. В 17 г. до н. э. формулярный процесс был признан единственно законным, а правила легисакционного выведены из обихода. Подзаконное, но свободное усмотрение суда в гражданских спорах стало определяющим.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Методика преподавания права как педагогическая наука.
- 2.Основные этапы становления и развития права в России как учебной дисциплины.
- 3. Становление системы школьного правового образования в современной России.
- 4. Модели правового образования в школе: сравнительный анализ.
- 5.Формирование правовой культуры школьника в процессе правового образования.
- 11. Роль правовых знаний в формировании правовой культурышкльников.
- 6. Содержание правового образования: понятие структура, принципы отбора
- 7. Гос: понятие, структура. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву. Базовый и профильный уровни правового образования
- 8. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения: понятие, структура. Характеристика образовательной области «Обществознание», место в ней правового материала.
- 9. Понятие учебной программы. Характеристика школьных программ по правовым дисциплинам.
- 10. Учебно-методический комплекс по правовым дисциплинам. Общая характеристика учебников по праву.
- 12.Методика формирования представлений учащихся в процессе правового образования
- 13. Специфика правовых понятий. Методы и приемы их формирования.
- 14. Методика формирования умений учащихся в процессе правового образования.
- 15. Методика реализации межпредметных связей в процессе преподования правовых дисциплин
- 16. Методика реализации внутрикурсовых связей в процессе преподования правовых дисциплин
- 17.Методы стимулирования и мотивации учения. Формирование познавательного интереса к изучению права
- 18. Методы организации учебно-позновательной деятельности в правовом обучении: общая характеристика. Словесные методы обучения.
- 19.Наглядные и практические методы правового обучения.
- 20. Средства обучения. Роль и место наглядности в правовом обучении.
- 21Современный урок права, требования к нему. Типы и виды уроков права.
- 22. Подготовка педагога к преподаванию правовых дисциплин.
- 23. Научная организация труда учителя.
- 24. Внеурочные формы правового обучения.
- 25.Организация познавательной деятельности в процессе правового образования.
- 26.Самостоятельная работа учащихся на уроках права.
- 27. Контроль и учет знаний обучающихся по праву.
- 28. Проблемное обучение на уроках права. Правовые познавательные задачи.
- 29.Исследовательская работа учащихся в процессе правового образования
- 30.Игровые технологии в правовом обучении.
- 31. Интерактивное обучение: понятие, специфические особенности. Технология организации на основе интерактива.
- 32. Учебные дискуссии на уроках права.
- 33. Методика организации и проведения лекционно-семинарскиз занятий по правовым дисциплинам в различных звеньях правового образования.
- 34. Методика организации и проведения лабораторно-практических занятий по правовым дисциплинам в различных звеньях правового образования.
- 35. Методика преподавания отдельных правовых курсов в учреждениях общего среднего образования (по выбору студентов). Методика преподавания Конституционного права
- 36.Провавое воспитание в процессе преподавания правовых курсов.
- 37. Правовое воспитание в системе воспитательной работы общеобразовательного учреждения.
- 38.Олимпиады по правовым дисциплинам.
- 39.Кабинет права
- 40.Использование современных и коммуникационных технологий в правовом обучении.
- 41. Тгп в системе юр.Наук, ее предмет и метод
- 42. Понятие государства. Признаки государства
- 43. Форма правления. Форма гос.Устройства. Государственно-правовой режим: понятие и виды
- 44. Понятие и классификация функций гос-ва. Характеристика основн. Внешних функций гос-ва
- 45.Органы гос-ва и их классификация в рф. Принципы орг-ции и деятельности гос. Аппарата рф
- 46. Признаки правового гос-ва. Пути формирования правового гос-ва в рф
- 47. Понятие и сущность права, функции права
- 48. Понятие и основные признаки нормы права, Представительно-обязывающий характер правовых норм
- 49. Правотворчество
- 50. Структура правовых норм, их классификация
- 51. Понятие и виды источников права
- 52. Реализация норм права
- 53. Понятие системы права
- 54. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права. Институт права. Понятие и виды
- 55. Основные проблемы современного понимания государства и права. Общая характеристика современных правовых доктрин.
- 56. Правосознание и правовая культура
- 57. Толкование норм права
- 58. Понятие, признаки и виды юридической ответственности
- 59. Государство и право Древнего мира. Общая характеристика.
- Органы прямого народовластия.
- 60. Юстиция и судопроизводство в Древнем Риме. Система и источники римского права.
- Ранние институты. Легисакционное судопроизводство.
- Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство.
- 61. Формирование правовых институтов в средние века.
- 63. Основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в хх в.
- 65. Система правоохранительных органов и ее предназначение
- 66. Судебная власть и судебная система рф
- 67. Федеральные Суды рф и суды субъектов федерации
- 68. Конституционный Суд рф
- 69. Прокурорский надзор и основные направлении деятельности прокуратуры
- 70. Адвокатская деятельность и ее нормативное регулирование.
- 71. Понятие семейного правоотношения и принципы его правового регулирования
- 72. Основания возникновения и прекращения семейных правоотношений. Брачный контракт
- 73. Личные неимущ. И имущ. Правоотношения между супругами, родителями и детьми и между др. Членами семьи
- 74. Опека и попечительство. Усыновление детей. Приемная семья
- 75. Ответственность за неосуществление семейных прав и неисполнение семейных обязанности
- 76. Понятие и условия заключения трудового договора. Виды трудового договора. Основания прекращения трудового договора
- 77. Рабочее время и время отдыха по трудовому праву, Трудовая дисциплина
- 78. Основные принципы и источники трудового права. Субъекты трудового права
- 79. Особенности регулирования труда пед.Работников
- 80. Трудовые споры и порядок их разрешения
- 81. Труд несовершеннолетних
- 82. Конституция рф как основной источник конституционного права
- 83. Федер. Собрание рф – парламент России
- 84 .Конст.-правовой статус Президента
- 85. Понятие и конст.Природа местного самоуправления
- 86. Формы правления в зарубежных странах
- 87. Формы территориально-политического устройства и полит. Режим зарубежных государств
- 88. Высшие органы государственной власти в зарубежных странах.
- 89. Конст. Право граждан на образование
- 90. Понятие и особенности правового регулирования деятельности оу
- 91. Правовое регулирование педагогических отношений в системы высшего проф. Образования
- 92. Понятие с образовательных правоотношений: объект, субъект и содержание.
- 93. . Порядок создания и регламентация деятельности образовательных учреждений
- 94. Понятие и виды образовательных учреждений общего образования.
- 95. Понятие и система органов государственной исполнительной власти в рф
- 96. Понятия, особенности и основания административной ответственности
- 97. Понятие, виды и система административных наказаний
- 98. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
- 99. Стадии производства по делам об адм.Правонарушениях
- 100. Соотношение м/н и внутригос. Права
- 101. Принципы мп
- 102. Федеративные гос-ва как субъекты мп
- 103. Правовое положение иност.Граждан и лиц без гражданства в рф
- 104. Международное образовательное право и правовые аспекты вожделения российского образования в международное образовательное пространство
- 105. Понятие, структура, виды коллизионных норм. Применение коллизионных норм.
- 106. Коллизионно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок.
- 107. Международный коммерческий арбитраж: компетенция, процедуры разрешения споров, признание и исполнение решений.
- 108. Понятие, система и принципы гпп
- Раздел II. «Производство в суде 1ой инстанции» (гл.11-14): Приказное производство; Исковое производство; Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений; Особое производство.
- 109. Стороны в гражд.Процессе
- Глава 12 гпк рф
- 111. Решение суда. Дополнительное решение. Разъяснение решения.
- Глава 16 гпк рф
- 112. Обжалование и проверка суд.Решений и определений, вступивших и не вступивших в законную силу
- 113. Бюджет и бюдж. Система рф. Бюдж. Процесс
- 114. Налог и налоговая система рф
- 115. Гражданские правоотношения
- 116. Право собственности и другие вещные права
- 117. Понятие и особенности наследования
- 118. Общие положения договора купли-продажи
- 119. Договор страхования: понятие, общая характеристика
- 120. Договор найма жилого помещения
- 121. Обязательства, возникающие из причинения вреда
- 122. Правовое регулирование деятельности общественных объединений в рф
- 123. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в рф
- 124. Экологическое право как отрасль российской правовой системы
- 125. Государственное управление и организационно-правовое обеспечение регионального природопользования и охраны окружающей среды России.
- 126. Эколого-правовая ответственность в системе российского частного и публичного права
- 127. Понятие преступления в уголовном праве и его признаки. Состав преступления
- 128. Стадии совершения умышленного преступления
- 129. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 130. Общая характеристика преступлений против личности. Убийство
- 131. Общая характеристика преступлений против собственности. Кража
- 132. Общая хар-ка преступлений против гос. Власти, интересов гос.Службы и службы в органах местного самоуправления. Получение и дача взятки
- Часть 3 ст.290 ук рф предусматривает следующие квалифицирующие признаки. Деяния совершены: группой лиц по предвар.Сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере.
- 133. Понятие принципы и основные задачи уголовно-исполнительного права рф.
- 134. Виды режимов исправительных колоний Их значимость для исправления осужденных.
- 135. Воспитательные колонии для несовершеннолетних преступников. Виды наказаний.
- 136. Меры взыскания и поощрения, применяемые к осужденным в исправительных колониях.
- 137. Порядок и сроки возбуждения уголовного дела.
- Часть 3 ст.112 упк предписывает немедленно направлять копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.
- Часть 4 ст.112 упк закрепляет обязанность соответствующих органов и должностных лиц принимать меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
- 138. Отличие дознания от предварительного следствия.
- 139. Полномочия суда первой инстанции
- 140.Преступность несовершеннолетних виды профилактика.
- Предупреждение преступлений несовершеннолетних.
- 141. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 142. Система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- 143. Преступность в России. Общая характеристика.
- 144. Методы криминологических исследований.
- 145. Личность преступника. Механизм преступного поведения.
- 146. Причины и условия преступности в рф.
- 147. Правовое регулирование профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
- 148. Международно-правовые стандарты в области ювенального права.
- 149. Правовой статус и система защиты прав несовершеннолетних в рф.
- 150. Задачи, генезис и проблемы ювенальной юстиции в рф.