35. Методика преподавания отдельных правовых курсов в учреждениях общего среднего образования (по выбору студентов). Методика преподавания Конституционного права
«Сравнение один из основных логических приемов познания внешнего мира. Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавливаем сходство его с родственными предметами. Познание есть процесс, в котором различение и сходство находятся в неразрывном единстве».
Сравнительное правоведение и наука и универсальный метод, применяемый для исследования во всех отраслях права. Он может быть сихроническим, предполагающим исследование не менее чем двух объектов; и диахроническим, используемым для сравнения одного или нескольких объектов в разное время (сравнительно-исторический метод).
Думается, не будет преувеличением утверждение, что развитие конституционного права России без сравнительного метода практически невозможно. Формирование юристов, являющихся творческими личностями
возможно только посредством обсуждения дискуссионных вопросов, самостоятельного нахождения истины. Сравнительный метод дает возможность обучать студентов аргументированию, сопоставлению, выработке определений понятий и категорий, умению разрешать проблемы, противоречия.
Использование сравнительного метода возможно на разных уровнях исследования предмета конституционного права.
1. Прежде всего, проблема преподавания учебного курса конституционного права. Почти во всех вузах России согласно государственному стандарту читается две дисциплины: конституционное право Российской Федерации и конституционное право зарубежных стран. В Московском государственном университете им. Ломоносова выделяется третья учебная дисциплина- общее конституционное право. Это определяет преемственную связь с существовавшим в конце 19 – начале 20 века разделением науки на общее государственное право, русское государственное право и государственное право зарубежных стран.
Наука и практика всех государств используют одинаковые научно-правовые категории: суверенитет, федерация, конфедерация, унитарное государство, гражданство, парламента, права и свободы человека и т.д. Определения этих понятий, рассмотрение их соотношения – задача общего конституционного права. Выделение общего конституционного права позволяет глубже изучить теоретические вопросы науки и отрасли конституционного права и сформировать у студентов прочную базу знаний для дальнейшего изучения конституционного права Российской Федерации и конституционного права зарубежных стран.
Источники конституционного права Российской Федерации включают три уровня: федеральный, регионально-республиканский, местный. Проблема преподавания конституционного права Российской Федерации в конце 20 столетия (90-е годы) заключалась в наличии противоречий между федеральным законодательством и законодательством субъектов российской Федерации, необходимостью объяснять студентам причины этого явления. Несомненной спецификой преподавания конституционного права России является сравнительный анализ федерального и регионально-республиканского законодательства, выявление имеющихся противоречий между ними, поиск оптимальных путей решения имеющихся коллизий.
Практически во всех субъектах Российской Федерации сформировалось региональное конституционное (уставное) право. Существующее чрезвычайное многообразие региональных особенностей определило чтение в юридических учебных заведениях ряда субъектов Федерации регионального конституционного (уставного) права как самостоятельного курса. В связи с этим возникает вопрос о соотношении конституционного права России и конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации. Является конституционное (уставное) право частью, подсистемой конституционного (уставного) права России или самостоятельной отраслью права и учебной дисциплиной? Исходя из наличия у конституционного права России источников трех уровней: федеральных, регионально-республиканских и местных, полагаем более верным признание конституционного (уставного) права субъектов Российской Федерации подсистемой конституционного права России. Поэтому в Якутском государственном университете эта проблема нашла разрешение во внедрении в учебный план «Проблем государственности Республики Саха (Якутия)» как спецкурса.
2. Изучение, развитие, преподавание конституционного права России предполагает тесные связи с историей государства и права, как России, так и зарубежных стран. Сравнительно-исторический метод изучения, преподавания конституционного права России позволяет расширить кругозор студентов, глубже понять суть соответствующих конституционно-правовых институтов.
Современная концепция учебного курса конституционного права России опирается на дореволюционную российскую традицию конституционного права. При анализе таких основ конституционного строя России, закрепленных в главе 1 ее Конституции, как правовое, социальное, светское государство, местное самоуправление, парламентаризм, разделение властей, естественные права человека мы обращаем внимание на сходство обсуждаемых проблем с теми, которые рассматривались в трудах либеральных юристов конца 19- начала 20 века: М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, В.М. Гессена, Ф.Ф. Кокошкина, Б.А. Кистяковского, Б.Н. Чичерина, оказавших огромное влияние на становление и развитие соответствующих концепций.
Так, анализ Конституции Российской Федерации 1993 года, выявление ее сущности, свойств, юридической природы, функций невозможен без сопоставления с российскими конституциями советского периода истории России.
Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации не может развиваться без изучения и использования опыта дореволюционного земского и городского самоуправления. Нельзя допустить, чтобы становление и развитие местного самоуправления в современной России было разорвано во времени.
Не случайно М.М. Ковалевский в сравнительном изучении истории права видел не просто удовлетворение любознательности по отношению к прошлому, а считал его задачей прогнозирование развития права и разработку будущих правовых форм.
3. Изучение многих проблем конституционного права предполагает необходимость исследования по этой проблеме в рамках теории государства и права. Так, изучение разделения властей как основы конституционного строя России предполагает учет имеющихся разработок по этой проблеме в рамках науки теории государства и права, анализ современных отечественных и зарубежных ее интерпретаций, исследование адаптации теории разделения властей в современной России. В условиях современного конституционного развития России чрезвычайно важным представляется уточнение правовых параметров отношений между тремя ветвями власти: Федеральное Собрание – Президент - Правительство. Предлагается более четко зафиксировать ответственность Правительства перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Изучение и преподавание конституционного права России требует сравнения конституционно-правовых норм, институтов, отношений, явлений с таковыми в зарубежных странах. Здесь важны два аспекта: состояние нормативной базы и реальное развитие отношений. Обсуждая проблему и примеры в сравнительном плане, студенты убеждаются в практической значимости конституционного права для повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности.
И если во всех вузах России преподают конституционное право зарубежных стран, то изучению конституционного права стран ближнего зарубежья внимание, как правило, не уделяется. К сожалению, российские ученые зачастую больше знают о конституционном праве США, ФРГ и других государств, чем своих соседей. Сказывается нехватка нормативной и теоретической литературы. Вместе с тем сложившиеся между некоторыми государствами отношения, особенно между Российской Федерацией и Беларусью требуют изучения и анализа
5. Взаимодействие конституционного права Российской Федерации и международного права – еще один важный аспект применения сравнительного метода. Углубляющийся процесс глобализации усиливает взаимодействие национальных правовых систем и международного права.
Этой тенденции соответствует Конституция Российской Федерации, которая провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры частью ее правовой системы (п.4 статьи 15). При этом в данной статье прямо указывается, что международные договоры во всех случаях имеют приоритет над внутригосударственным законодательством. «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Естественно, что этот договор должен быть ратифицирован российским государством в установленном порядке и вступить в силу.
Согласно ч. 1 статьи 17 Конституции «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией». Следовательно, изучая права и свободы человека и гражданина, прежде всего, нужно руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, а затем нормами Конституции и иных нормативных правовых актов России. На современном этапе развития общества и государства в России это наиболее широкое поле сравнительных исследований в конституционном праве.
Это положение отражает современную тенденцию развития конституционного права, тенденцию к его интернационализации и расширению взаимодействия с международным правом. Растущее число государств придерживается принципа «международное право – часть права страны» страны».
Особенно актуально использование норм международного права в судебной деятельности. Так, подсчитано, что в более чем 160 постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации имеются ссылки на акты международного права. Но эти ссылки никогда не составляют единственный фундамент для принятия решения Конституционного Суда. Они носят дополнительный, иллюстративный характер и очень важны с точки зрения разъяснения смысла, содержания конституционных норм, интеграции российской правовой системы в европейское право, создания единого правового поля для всей Европы.
Весьма интересен вопрос о соотношении российского конституционного права и международного права с точки зрения возможности применения не ратифицированных конвенций. Могут ли быть такие международные акты хотя бы подспорьем при решении каких-то вопросов? Например, это касается природы Протокола номер шесть о запрете смертной казни. По мнению М.В. Баглая эта не ратифицированная норма международного права не может быть правовым фундаментом для решения вопроса. И Конституционный Суд, когда он решал вопрос о смертной казни, толковании статьи 20 Конституции, не счел возможным опереться на этот Протокол, который, как известно, подписан Президентом Российской Федерации, но не ратифицирован парламентом.
За прошедшие пять лет в Верховном Суде Российской Федерации трижды проводилось изучение практики применения судами общей юрисдикции международно-правовых норм при рассмотрении гражданских и уголовных дел. В Российской академии правосудия периодически проводятся семинары для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, посвященные проблемам юрисдикции и судопроизводства Европейского Суда по правам человека и применению судами Европейской конвенции по правам человека. Судебная деятельность должна осуществляться с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся независимости судов и обеспечения прав личности в сфере правосудия.
Сравнительное исследование конституционного законодательства, общемировых и региональных интеграционных процессов обусловливает тесное взаимодействие конституционного и международного права, расширяет объем конституционно-правового регулирования, усиливает сходство в структуре и содержании конституционного права различных стран. В то же время эти процессы расширяют «конституционно-правовое» разнообразие, возрастающее влияние на конституционное право общегуманных ценностей, уменьшая удельный вес идеологизации и политизации.
Итак, применение сравнительного метода в конституционном праве позволяет поднять отрасль, учебный курс и науку конституционного права на более высокий уровень, углубить понимание институтов конституционного права Российской Федерации.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Методика преподавания права как педагогическая наука.
- 2.Основные этапы становления и развития права в России как учебной дисциплины.
- 3. Становление системы школьного правового образования в современной России.
- 4. Модели правового образования в школе: сравнительный анализ.
- 5.Формирование правовой культуры школьника в процессе правового образования.
- 11. Роль правовых знаний в формировании правовой культурышкльников.
- 6. Содержание правового образования: понятие структура, принципы отбора
- 7. Гос: понятие, структура. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву. Базовый и профильный уровни правового образования
- 8. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения: понятие, структура. Характеристика образовательной области «Обществознание», место в ней правового материала.
- 9. Понятие учебной программы. Характеристика школьных программ по правовым дисциплинам.
- 10. Учебно-методический комплекс по правовым дисциплинам. Общая характеристика учебников по праву.
- 12.Методика формирования представлений учащихся в процессе правового образования
- 13. Специфика правовых понятий. Методы и приемы их формирования.
- 14. Методика формирования умений учащихся в процессе правового образования.
- 15. Методика реализации межпредметных связей в процессе преподования правовых дисциплин
- 16. Методика реализации внутрикурсовых связей в процессе преподования правовых дисциплин
- 17.Методы стимулирования и мотивации учения. Формирование познавательного интереса к изучению права
- 18. Методы организации учебно-позновательной деятельности в правовом обучении: общая характеристика. Словесные методы обучения.
- 19.Наглядные и практические методы правового обучения.
- 20. Средства обучения. Роль и место наглядности в правовом обучении.
- 21Современный урок права, требования к нему. Типы и виды уроков права.
- 22. Подготовка педагога к преподаванию правовых дисциплин.
- 23. Научная организация труда учителя.
- 24. Внеурочные формы правового обучения.
- 25.Организация познавательной деятельности в процессе правового образования.
- 26.Самостоятельная работа учащихся на уроках права.
- 27. Контроль и учет знаний обучающихся по праву.
- 28. Проблемное обучение на уроках права. Правовые познавательные задачи.
- 29.Исследовательская работа учащихся в процессе правового образования
- 30.Игровые технологии в правовом обучении.
- 31. Интерактивное обучение: понятие, специфические особенности. Технология организации на основе интерактива.
- 32. Учебные дискуссии на уроках права.
- 33. Методика организации и проведения лекционно-семинарскиз занятий по правовым дисциплинам в различных звеньях правового образования.
- 34. Методика организации и проведения лабораторно-практических занятий по правовым дисциплинам в различных звеньях правового образования.
- 35. Методика преподавания отдельных правовых курсов в учреждениях общего среднего образования (по выбору студентов). Методика преподавания Конституционного права
- 36.Провавое воспитание в процессе преподавания правовых курсов.
- 37. Правовое воспитание в системе воспитательной работы общеобразовательного учреждения.
- 38.Олимпиады по правовым дисциплинам.
- 39.Кабинет права
- 40.Использование современных и коммуникационных технологий в правовом обучении.
- 41. Тгп в системе юр.Наук, ее предмет и метод
- 42. Понятие государства. Признаки государства
- 43. Форма правления. Форма гос.Устройства. Государственно-правовой режим: понятие и виды
- 44. Понятие и классификация функций гос-ва. Характеристика основн. Внешних функций гос-ва
- 45.Органы гос-ва и их классификация в рф. Принципы орг-ции и деятельности гос. Аппарата рф
- 46. Признаки правового гос-ва. Пути формирования правового гос-ва в рф
- 47. Понятие и сущность права, функции права
- 48. Понятие и основные признаки нормы права, Представительно-обязывающий характер правовых норм
- 49. Правотворчество
- 50. Структура правовых норм, их классификация
- 51. Понятие и виды источников права
- 52. Реализация норм права
- 53. Понятие системы права
- 54. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права. Институт права. Понятие и виды
- 55. Основные проблемы современного понимания государства и права. Общая характеристика современных правовых доктрин.
- 56. Правосознание и правовая культура
- 57. Толкование норм права
- 58. Понятие, признаки и виды юридической ответственности
- 59. Государство и право Древнего мира. Общая характеристика.
- Органы прямого народовластия.
- 60. Юстиция и судопроизводство в Древнем Риме. Система и источники римского права.
- Ранние институты. Легисакционное судопроизводство.
- Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство.
- 61. Формирование правовых институтов в средние века.
- 63. Основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в хх в.
- 65. Система правоохранительных органов и ее предназначение
- 66. Судебная власть и судебная система рф
- 67. Федеральные Суды рф и суды субъектов федерации
- 68. Конституционный Суд рф
- 69. Прокурорский надзор и основные направлении деятельности прокуратуры
- 70. Адвокатская деятельность и ее нормативное регулирование.
- 71. Понятие семейного правоотношения и принципы его правового регулирования
- 72. Основания возникновения и прекращения семейных правоотношений. Брачный контракт
- 73. Личные неимущ. И имущ. Правоотношения между супругами, родителями и детьми и между др. Членами семьи
- 74. Опека и попечительство. Усыновление детей. Приемная семья
- 75. Ответственность за неосуществление семейных прав и неисполнение семейных обязанности
- 76. Понятие и условия заключения трудового договора. Виды трудового договора. Основания прекращения трудового договора
- 77. Рабочее время и время отдыха по трудовому праву, Трудовая дисциплина
- 78. Основные принципы и источники трудового права. Субъекты трудового права
- 79. Особенности регулирования труда пед.Работников
- 80. Трудовые споры и порядок их разрешения
- 81. Труд несовершеннолетних
- 82. Конституция рф как основной источник конституционного права
- 83. Федер. Собрание рф – парламент России
- 84 .Конст.-правовой статус Президента
- 85. Понятие и конст.Природа местного самоуправления
- 86. Формы правления в зарубежных странах
- 87. Формы территориально-политического устройства и полит. Режим зарубежных государств
- 88. Высшие органы государственной власти в зарубежных странах.
- 89. Конст. Право граждан на образование
- 90. Понятие и особенности правового регулирования деятельности оу
- 91. Правовое регулирование педагогических отношений в системы высшего проф. Образования
- 92. Понятие с образовательных правоотношений: объект, субъект и содержание.
- 93. . Порядок создания и регламентация деятельности образовательных учреждений
- 94. Понятие и виды образовательных учреждений общего образования.
- 95. Понятие и система органов государственной исполнительной власти в рф
- 96. Понятия, особенности и основания административной ответственности
- 97. Понятие, виды и система административных наказаний
- 98. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
- 99. Стадии производства по делам об адм.Правонарушениях
- 100. Соотношение м/н и внутригос. Права
- 101. Принципы мп
- 102. Федеративные гос-ва как субъекты мп
- 103. Правовое положение иност.Граждан и лиц без гражданства в рф
- 104. Международное образовательное право и правовые аспекты вожделения российского образования в международное образовательное пространство
- 105. Понятие, структура, виды коллизионных норм. Применение коллизионных норм.
- 106. Коллизионно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок.
- 107. Международный коммерческий арбитраж: компетенция, процедуры разрешения споров, признание и исполнение решений.
- 108. Понятие, система и принципы гпп
- Раздел II. «Производство в суде 1ой инстанции» (гл.11-14): Приказное производство; Исковое производство; Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений; Особое производство.
- 109. Стороны в гражд.Процессе
- Глава 12 гпк рф
- 111. Решение суда. Дополнительное решение. Разъяснение решения.
- Глава 16 гпк рф
- 112. Обжалование и проверка суд.Решений и определений, вступивших и не вступивших в законную силу
- 113. Бюджет и бюдж. Система рф. Бюдж. Процесс
- 114. Налог и налоговая система рф
- 115. Гражданские правоотношения
- 116. Право собственности и другие вещные права
- 117. Понятие и особенности наследования
- 118. Общие положения договора купли-продажи
- 119. Договор страхования: понятие, общая характеристика
- 120. Договор найма жилого помещения
- 121. Обязательства, возникающие из причинения вреда
- 122. Правовое регулирование деятельности общественных объединений в рф
- 123. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в рф
- 124. Экологическое право как отрасль российской правовой системы
- 125. Государственное управление и организационно-правовое обеспечение регионального природопользования и охраны окружающей среды России.
- 126. Эколого-правовая ответственность в системе российского частного и публичного права
- 127. Понятие преступления в уголовном праве и его признаки. Состав преступления
- 128. Стадии совершения умышленного преступления
- 129. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 130. Общая характеристика преступлений против личности. Убийство
- 131. Общая характеристика преступлений против собственности. Кража
- 132. Общая хар-ка преступлений против гос. Власти, интересов гос.Службы и службы в органах местного самоуправления. Получение и дача взятки
- Часть 3 ст.290 ук рф предусматривает следующие квалифицирующие признаки. Деяния совершены: группой лиц по предвар.Сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере.
- 133. Понятие принципы и основные задачи уголовно-исполнительного права рф.
- 134. Виды режимов исправительных колоний Их значимость для исправления осужденных.
- 135. Воспитательные колонии для несовершеннолетних преступников. Виды наказаний.
- 136. Меры взыскания и поощрения, применяемые к осужденным в исправительных колониях.
- 137. Порядок и сроки возбуждения уголовного дела.
- Часть 3 ст.112 упк предписывает немедленно направлять копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.
- Часть 4 ст.112 упк закрепляет обязанность соответствующих органов и должностных лиц принимать меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
- 138. Отличие дознания от предварительного следствия.
- 139. Полномочия суда первой инстанции
- 140.Преступность несовершеннолетних виды профилактика.
- Предупреждение преступлений несовершеннолетних.
- 141. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 142. Система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- 143. Преступность в России. Общая характеристика.
- 144. Методы криминологических исследований.
- 145. Личность преступника. Механизм преступного поведения.
- 146. Причины и условия преступности в рф.
- 147. Правовое регулирование профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
- 148. Международно-правовые стандарты в области ювенального права.
- 149. Правовой статус и система защиты прав несовершеннолетних в рф.
- 150. Задачи, генезис и проблемы ювенальной юстиции в рф.