logo
Основы правоведения Кивалов

2.25. Причины правонарушений и пути их устранения

Причины правонарушения — это внутренние и вне­шние факторы, побуждающие лицо к совершению право­нарушения.

Причины правонарушений издавна интересовали фи­лософов и юристов, но и сейчас они не имеют однозначно­го объяснения. Существует несколько теорий причин не­правомерных видов поведения.

Теологическая теория (развитая, в основном, в хрис­тианстве) видит причину правонарушений в двойствен­ности мира, который служит ареной борьбы Бога и дья­вола. Бог и дьявол ведут спор из-за человека, за душу

80

человека. Бог взывает к лучшему и светлому началу че­ловеческой души, а дьявол искушает разнообразными со­блазнами. Поддавшись дьяволу и оказавшись во власти одного или нескольких смертных грехов, человек стано­вится на путь нарушения как божественных, так и чело­веческих законов.

Из данной теории следует, что единственный путь уст­ранения правонарушений — это религиозное воспитание человека, покаяние тех, кто нарушил Божью заповедь.

Метафизическая теория (древнегреческие мыслите­ли, немецкий философ XIX в. Артур Шопенгауэр) утверж­дает, что причины правонарушений лежат за пределами человека и человеческого мира. Человеком руководят не­кие безличные силы (судьба, рок, мировая воля), преодо­леть которые он не в силах. Причем эти сверхъестествен­ные силы, как правило, либо дуалистичны, соединяя в себе и добро и зло, либо открыто враждебны добру. Так, Миро­вая Воля у Шопенгауэра выступает как слепая и злая сила, превращающая человека в подобие тигра или гиены. Лишь охранительная функция права и государства пре­дотвращает самоуничтожение человечества.

Перспективы преодоления правонарушений с точки зре­ния данной теории весьма пессимистичны. Человечество должно примириться с несовершенством миропорядка и всего лишь попытаться уменьшить проявления зла.

Антропологические теории (итальянский кримина­лист XIX в. Чезаре Ломброзо, австрийский врач-психиатр XX в. Зигмунд Фрейд) объясняют причины правонаруше­ний психофизиологическими качествами человека: наслед­ственностью, комплексом неполноценности, душевной бо­лезнью и психическими аномалиями. С точки зрения сто­ронников этого подхода к причинам правонарушений, правонарушения — это не столько юридическая проблема, сколько проблема психологии, психиатрии и медицины. Правонарушитель нуждается в лечении, психологической помощи, а наиболее опасным преступникам требуется изо­ляция от общества.

Социологические теории (социалист-утопист Томас Мор, юрист эпохи Просвещения Чезаре Беккариа, юристы соци­ологического, в том числе — марксистского направления) видят причины правонарушений в разнообразных обще­ственных явлениях. Так, Томас Мор полагал главной при­чиной правонарушений собственность. Беккариа считал

81

причиной нарушения законов бедность, резкое имуществен­ное неравенство, несправедливый характер правовых и го­сударственных институтов. Марксисты считали правона­рушения порождением классового общества. Современ­ные сторонники социологического подхода выделяют несколько факторов-причин правонарушений: дегумани­зация человека и общества в целом в результате научно-технической революции; нарастающий разрыв между бед­ностью большинства и роскошью меньшинства; межна­циональные противоречия; разрушение традиционных общественных связей в результате урбанизации, миграци­онных процессов, экономической и профессиональной кон­куренции.

Социологические теории правонарушений являются наиболее популярными и содержат наиболее реалистиче­скую программу противодействия правонарушениям. Пра­вонарушения всегда будут элементом общественной жиз­ни, но их можно минимизировать, а то и предотвратить путем социальных и государственных мероприятий. На­пример, социальная политика государства, направленная на преодоление бедности, способствует уменьшению коли­чества имущественных преступлений.