logo
Основы правоведения Кивалов

2.26. Понятие, основание, признаки, цель, функции и виды юридической ответственности

Юридическая ответственность является следствием правонарушения.

Юридическая ответственность — это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.

Меры государственного принуждения могут носить ха­рактер личных ограничений (например, лишение свободы, лишение права заниматься определенным видом деятель­ности),имущественных взысканий (конфискация иму­щества, обязанность возместить причиненный ущерб).

Юридическая ответственность — это правовое отно­шение между государством и правонарушителем, в силу которого государство имеет право предпринять по отно­шению к правонарушителю определенные меры воздей­ствия, а правонарушитель обязан претерпеть установлен-

82

ные государством лишения личного и имущественного характера.

Единственным основанием юридической ответствен­ности является совершение правонарушения, т. е. нали­чие в деянии правонарушителя состава правонарушения. Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы, выступает в качестве ее реализации. Со­став правонарушения — фактическое основание для юри­дической ответственности (юридический факт), а норма права — правовое основание, без которого юридическая ответственность немыслима.

Юридическая ответственность характеризуется следу­ющими признаками:

Цель юридической ответственности — формирование правомерного поведения не только лиц, совершивших пра­вонарушение, но и всех иных членов общества.

Функции юридической ответственности:

  1. охранительная — заключается в защите правопо­рядка. Юридическая ответственность представляет собой меру защиты личности, общества, государства от неправо­мерных социально опасных деяний. Правонарушитель обязан претерпеть определенные ограничения своих прав в качестве кары, наказания. В этом проявляется справед­ливость юридической ответственности;

  2. правовосстановительная — заключается в восста­новлении нарушенного права. Эта цель особенно харак­терна для гражданско-правовой ответственности. Она со­стоит в необходимости возместить убытки, возместить мо­ральный вред, нанесенный пострадавшему лицу;

  3. профилактическая — заключается в предупрежде­нии совершения новых правонарушений (превенция). Юридическая ответственность призвана, с одной стороны, ограничить возможности правонарушителя совершить новое правонарушение, с другой — удержать от правонарушений Других лиц;

4)воспитательная — формирует уважение к праву. Применение мер юридической ответственности должно спо­ собствовать исправлению и перевоспитанию правонаруши-

83

теля. В его сознании и поведении должны сформироваться и закрепиться уважительное отношение к праву и закону, правам, свободам и законным интересам других лиц.Виды юридической ответственности:

  1. уголовная — применяется только за совершение преступления. Это наиболее суровый вид ответственности, предполагающий самые жесткие ограничения личного и имущественного характера;

  2. административная — применяется за совершение административного проступка. Налагаемые в данном слу­чае взыскания личного и имущественного характера но­сят гораздо более мягкий характер;

  3. гражданско-правовая — наступает за неисполне­ние договора, причинение имущественного вреда. Носит исключительно имущественный характер;

  4. дисциплинарная — наступает за нарушение трудо­вой, служебной, учебной дисциплины и носит, как правило, личный характер (например, выговор). Если в результате дисциплинарного проступка нанесен имущественный ущерб, то применяется такжематериальная ответственность, которая состоит в обязанности возместить нанесенный ущерб.

Сравнительно новым видом юридической ответствен­ности является конституционная, примерами которой являются импичмент президента, отставка правительства.

В системе международного права существуют различ­ные виды международной юридической ответственности. Таковы, например, экономические санкции (запрет на тор­говлю, совместную экономическую деятельность) против государства — нарушителя норм международного права.

2.27. ПОНЯТИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА, ИХ ГАРАНТИИ

Законность является необходимым условием гармо­нического функционирования гражданского общества.

Законность — это строгое и полное осуществление пред­писаний правовых законов всеми субъектами права. Дру­гими словами законность можно определить какправовой режим, при котором деятельность всех государственных органов, юридических и физических лиц осуществляется в соответствии стребованиями законодательства.

84

Основными принципами (требованиями) законнос­ти являются:

  1. верховенство правового закона. Все законы стра­ны должны соответствовать Конституции, а подзакон­ные акты — законам. Решения, принимаемые государ­ственными органами и должностными лицами по конк­ретным делам, должны строго соответствовать законам и подзаконным актам;

  2. всеобщность законности. Законы должны быть едиными для всего государства и доступными для всех граждан и должностных лиц. Все субъекты права подпа­дают под действие закона. Исключение кого-либо из-под действия закона недопустимо, какой бы благой целью это не оправдывалось;

  3. равенство всех субъектов права перед законом. Требования закона и меры ответственности за его нару­шение одинаковы для всех граждан и должностных лиц. Льготы и привилегии, предоставляемые отдельным кате­гориям граждан, должны носить законный характер;

  4. единство законности и целесообразности. Недо­пустимо нарушение закона под предлогом целесообразно­сти (житейской, местной, корпоративной). Предполагает­ся, что закон воплощает в себе высшую общественную целесообразность, то есть отвечает целям и задачам об­щества. В рамках закона следует избирать наиболее оп­тимальное (не наносящее вреда другим) решение;

  5. неотвратимость ответственности за правона­рушения. С одной стороны, осознание неизбежности нака­зания являются главным сдерживающим фактором для потенциальных правонарушителей. С другой, неуклонное привлечение к ответственности правонарушителей повы­шает роль закона в глазах общества, играет огромную вос­питательную роль.

С законностью неразрывно связано понятие правопо­рядка. Если законность представляет собой процесс осу­ществления законов, то правопорядок —результат осу­ществления законности.

Правопорядок — это состояние упорядоченности об­щественных отношений, которое складывается в услови­ях законности.

Важное значение в осуществлении законности и фор­мировании правопорядка имеют их гарантии.

85

Гарантии законности и правопорядка — это средства, при помощи которых обеспечивается законность и право­порядок в обществе.

Гарантии делятся на общие и специальные. К общим относятся:

  1. экономические гарантии — это, прежде всего, такое состояние экономики, которое позволяет большинству граж­дан удовлетворять свои потребности, не выходя за рамки закона;

  2. политические гарантии законности включают реаль­ность прав и свобод граждан, возможность участия в поли­тической жизни и управлении общественными делами;

  3. социальные гарантии означают наличие достаточно многочисленного среднего класса, эффективную борьбу с бедностью и безработицей, обеспечение социальной защи­ты населения;

  4. духовные гарантии включают правовую информи­рованность населения, высокий уровень правовой культу­ры общества.

Специальные — это юридические гарантии. Они вклю­чают:

  1. систему действующего законодательства. Для того, чтобы потребовать от граждан исполнения законов, государство обязано обеспечить качество законодательства. Законы должны быть ясными, непротиворечивыми, соот­ветствовать общепринятым международным стандартам в области прав человека и действующей Конституции;

  2. деятельность конституционной юстиции, кото­рая обеспечивает неукоснительное соблюдение Консти­туции при принятии законов, издании нормативно-пра­вовых актов;

  3. деятельность судебных органов. Суды обязаны оп­ределить справедливую меру наказания правонарушите­лю, обеспечить эффективное восстановление нарушенных прав, возмещение убытков, возникших в результате граж­данско-правовых проступков;

  4. деятельность правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Прокуратура, милицияи другие пра­воохранительные органы должны обеспечить профилак­тику, пресечение и раскрытие правонарушений. Государ­ственные инспекции обязаны предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законности в различных сферах об­щественной жизни.

86

ЦРАЗДЕЛ II.

ОСНОВЫ

КОНСТИТУЦИОННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

УКРАИНЫ

Глава 3. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ УКРАИНЫ

3.1. ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ

СУВЕРЕНИТЕТЕ УКРАИНЫ И АКТ

ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ

УКРАИНЫ

Термин «суверенитет» возник в средневековье. Перво­начально он означал полновластие крупного феодала (се­ньора) на принадлежащей ему земле, независимость от внешней власти, в том числе и от короля. В Новое время средневековое понятие было наполнено иным содержани­ем. В зависимости от носителя этого свойства различают три вида суверенитета: государственный, народный, наци­ональный.

Многогранность суверенитета Украины была закрепле­на Декларацией о государственном суверенитете Украи­ны, принятой 16 июля 1990 г. Верховной Радой УССР. Декларация — это политическое заявление от имени го­сударства, правительства, народа, партии или иных субъек­тов политической деятельности. В отличие от закона она содержит не правовые нормы, а самые общие, принципи­альные положения по определенному вопросу.

Государственный суверенитет Украины — это верхо­венство государственной власти внутри государства и не­зависимость ее во внешних сношениях.

87

Декларация о государственном суверенитете Украины закрепила следующие проявления (компоненты) государ­ственного суверенитета:

  1. верховенство Конституции и законов Республики на своей территории;

  2. гражданство Украины;

  3. неприкосновенность территории Украины;

  4. экономическую самостоятельность Украины;

  5. самостоятельность Украины в организации охраны природы и использования ее природных ресурсов;

  6. самостоятельность в решении вопросов науки, обра­зования, культурного и духовного развития украинской нации и всех национальностей, проживающих на ее тер­ритории;

  7. право Украины на собственные вооруженные силы, внутренние войска, органы государственной безопасности.

Следует учитывать, что в современном мире государ­ственный суверенитет во всех его проявлениях не абсолю­тен. У любого государства, в том числе и у Украины, есть внешнеполитические связи и обязательства, которые в из­вестной степени ограничивают его суверенитет. Призна­ние верховенства международного права (особенно в об­ласти прав человека) также формирует определенные рам­ки суверенитета.

Народный суверенитет — это право народа опреде­лять конституционный строй своего государства, прини­мать участие в управлении государственными и обществен­ными делами.

Сущность народного суверенитета закреплена IIразде­лом Декларации о государственном суверенитете Украи­ны, которая гласит: «Народ Украины является единствен­ным источником власти в Республике. Полновластие на­рода Украины реализуется на основе Конституции Республики как непосредственно, так и через народных депутатов, избранных в Верховную Раду и местные Сове­ты Украинской ССР».

Национальный суверенитет — это право нации опре­делять свою судьбу.

Право наций на самоопределение предусмотрено Уста­вом ООН, Международным пактом о гражданских и по­литических правах 1966 г. Это право провозглашено Iразделом Декларации о государственном суверенитете Ук­раины.

88

Реализацией права на самоопределение украинской на­ции стал Акт провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 г. Он гласил:

«Исходя из смертельной опасности, которая навис­ла над Украиной в связи с государственным переворо­том в СССР 19 августа 1991 года,

продолжая тысячелетнюю традицию государствен­ности в Украине,

исходя из права на самоопределение, предусмотрен­ного Уставом ООН и другими международно-правовы­ми документами, осуществляя Декларацию о государ­ственном суверенитете Украины,

Верховная Рада Украинской Советской Социалис­тической Республики торжественно

ПРОВОЗГЛАШАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ

и создание самостоятельного украинского государ­ства — УКРАИНЫ.

Территория Украины является неделимой и непри­косновенной.

Отныне на территории Украины имеют силу исклю­чительно Конституция и законы Украины.

Этот акт приобретает силу с момента его одобрения.

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ».

Акт провозглашения независимости Украины был подтвержден всеукраинским референдумом 1 декабря 1991 г. и стал основой для становления независимого Украинского государства.