logo
Основы правоведения Кивалов

2.14. Систематизация нормативно-правовых актов, ее цели и виды

Система законодательства любого современного госу­дарства содержит огромное количество нормативно-пра­вовых актов. Издание законов и подзаконных актов яв­ляется постоянным и непрерывным процессом. Поэтому нередки несогласованность и противоречия между ними. Для удобства пользования нормативно-правовой базой необходимо привести её в определенную систему, иначе говоря — осуществить систематизацию.

Систематизация — это деятельность, направленная на упорядочение и усовершенствование нормативно-правовых актов, приведение их в определенную согласованную сис­тему.

Существуют следующие основные формы системати­зации:

1) инкорпорация — это объединение нормативно-пра­вовых актов без их изменения в сборник по алфавитно­му, тематическому (предметному) или хронологическому критерию. Инкорпорация может осуществляться госу­дарственным органом (официальная инкорпорация) и не­государственными организациями, частными лицами (нео­фициальная инкорпорация). Примером официальной ин­корпорации являются «BiflOMOCTiВерховно! Ради Украши», где все принимаемые Верховной Радой акты расположены в строгой хронологической последователь­ности;

62

  1. кодификация — создание нового логически цельно­го нормативно-правового акта (кодекса) на основе преды­дущих актов, с частичным или полным изменением их содержания, устранением пробелов и противоречий. Ина­че говоря, кодификация — один из приемов правотворче­ства. Этот вид систематизации может осуществляться толь­ко государством;

  2. консолидация — принятие укрупненного унифици­рованного акта на основе объединения норм разрознен­ных актов. При этом новые нормы не создаются, всего лишь устраняются повторы. Эта форма систематизации с успехом применяется в англоязычных странах. В нашей стране было бы целесообразно принятие консолидирован­ных актов по вопросам налоговой, социальной политики.