Нормативный правовой акт
Это акт воли властного субъекта, как правило единоличной воли, выраженный в определенной форме (формализован), принятый в рамках компетенции и установленном порядке, содержащий в себе нормы права.
Это акт воли. Это конкретный нормативный факт (Петражицкий) в отличие от обычая, кот не имеет автора. Все источники делятся на: те, кот имеют создателя (акты воли) и без автора.
Это акт властного субъекта, кот имеет право навязывать свою волю.
Он формализован.
Его содержание составляют нормы права. Отличается от актов применения права, содержанием которых не является норма права.
Различие актов нормативных от актов правоприменительных. Содержанием нормативных является норма права, а применение права – акт воли о применении.
НПА особенно применительно к социально-трудовым отношениям можно классифицировать по-разному:
Акты, создаваемые народом. Непосредственно выражая волю.
Акты, создаваемые волей государства.
Акты, творимые органами общественного самоуправления.
Локальные нормативно-правовые акты.
Акты, созданные народом. Особенность нашей КРФ – создана под влиянием юснатурализма, сформулированы абсолютные права, в том числе и применительно к сфере труда. Свобода труда, право на объединение. КРФ, поскольку в ней содержатся абсолютные права, является источником для других нормативно-правовых актов, прежде всего, актов, создаваемых государством.
Акты государства. Учитываем федеративное устройство и говорим о двух уровнях. ХОХЛОВ: термин законодательство его бесит!!! Существует в науке 2 подхода к определению понятия законодательства: узкий – совокупность законов, и широкий – совокупность НПА, созданных гос волей – все, что создано государством, не только законы, но и иные подзаконные акты. На пустом месте создается наука. В 2006 году – изменение в ТК, в кодексе «зак-ва о труде и иные правовые акты…». Если раньше – законодательство о труде – совокупность НПА, созданных государством, содержащих нормы ТП. А сейчас под законодательством только законы.
ХОХЛОВ: широкий подход к пониманию законодательства.
По КРФ, законодательству в широком смысле с точки зрения творцов субъектов зак-во мб ведением федерации, субъекта, а может находится в совместном ведении. Зак-во о труде отнесено к совместному ведению – здесь логика отсутствует на половину. Если есть единый рынок, то дБ единый рынок труда. извлеките и з рыночной экономики рынок труда, и рынок исчезнет. Возникла реальная угроза в условиях центробежных тенденций кодификации. Стали создаваться кодексы о труде на уровне субъектов федерации. Определили круг вопросов, кот решатся только на федеральном уровне – ст.6 ТК.
Как мы моем классифицировать НПА:
Законы и подзаконные акты. Указы куда отнести – спор вне границ ТП. Законы делим на 2 группы: кодифицированные и простые некодифицированные. Кодификация – результат удобства в сознании. Россия – приверженец кодификации. Дореволюционный период. Свод законов Российской империи – 2 тома относящихся к ТП – 10й, законы полицейский – т.11й –ремесленный и промышленные уставы. Со временем содержание 10 тома мельчало. Во 2й половине 19 века появляются законы, регламентирующие ТП – все вошли в структуру 11 тома. В 1913 году был инкорпорирован устав о промышленности и горного устава. В советскую эпоху – кодекс 1918, 1922 года существует странная вещь, когда кодекс 1918 лег в основу 1922 года, ничего общего нет – это проявление разных идеологий. Кодекс 1922 года – выражение рыночной, ублюдочной экономики (НЭП). В 1970 принимается основы, в 1971 вводится кодекс.
Нормативные Указы президента. Их природа носит достаточно спорный характер, вроде бы имеют силу закона, но носят индивидуальный характер. Президентская власть осуществляла активную власть в 1990-х годах. В каком-то плане даже подменяя парламент. Президент сейчас не столько активен – это правильно. Указное правотворчество – признак неустойчивости.
Система подзаконных актов включает акты исполнительно-распорядительных органов субъектов и федерации. Прежде всего это акты правительства РФ. Сейчас правительство прямо так нормотворчеством не занимается. Опосредовано создает проекты законов, но и непосредственно осуществляет нормотворческую деятельность. Традиционно во всех странах есть специализированный орган – Министерство труда. у нас на протяжении долгого времени министерства труда не было. Минфин ведал определенными вопросами, иногда МВД присоединялось – это 19 век. В начале 19 века создано министерство торговли и промышленности, где был департамент по труду. Это министерство развило активную деятельность, проводило совещания, так закончился имперский период. В 1918 в мае было впервые создано министерство труда. после октября перешли на систему СНК – в структуре СНК был создан наркомтруд. Когда возникла союзная система – 2 уровня наркомтруда (союзный и республиканский). В неачале 30-х годов – реформа – сомнительная и показательная, наркомтруд расформирован и его функции переданы ВЦСПС – это лишнее подтверждение, что профсоюзы в СССР были частью государства. Так продолжалось до середины 50-х годов, был создан координационный межведомственный – госкомтруд. В дальнейшем он неоднократно преобразовывался и получил название – государственный комитет по труду и ресурсам. Госкомтруд расформирован в начале 1990-х и преобразован в Министерство труда. в 2004 году административная реформа – Министерство труда ликвидировано и передано Минздравсоцразвитию. ЭТО АБСУРД, ЭТО НЕ ЕГО ФУНКЦИИ!!!! КАК БУДЕТ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ?!
До сих пор говорили о вертикальной иерархии НПА (как быть если возникает конкуренция между актами федерации и субъектов в пределах компетенции – посмотреть; действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц – посмотреть), но хорошо бы поговорить о горизонтальной иерархии. Законы содержат нормы ТП, какой же подлежит применению. Эта проблема возникла еще в конце 20-х годов. Существует общий закон, существует закон специальный, существует закон специализированный. Нормы какого закона следует применять?
ХОХЛОВ: при решении проблемы следует исходить из 2-х принципов – 1й – подлежит применять общий закон, т.к. содержит общие нормы, кот в последующем конкретизируются (если вступают в противоречие 2 специальных закона, то применяем ТК). Когда речь о специальных законах, то имеется ввиду регулирующие госслужбу. Нельзя выводить госслужбу за рамки трудового права.
Существует 2й принцип – принцип диспозитивности – если возникает конкуренция специального и общего, то применяем специальный закон. Этот принцип дБ заложен в закон о государственной гражданской службе.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Понятие трудового права
- Механизм трудового регулирования.
- Система тп
- Функции и принципы трудового права Функции понятие и виды.
- Принципы трудового права
- Классификации принципов
- Субъекты трудового права
- Виды субъектов трудового права
- Работник как субъект тп
- Виды правосубъектности работника
- Работодатель
- Виды работодателей
- Содержания и условия работодательской правосубъектности
- Момент возникновения и прекращения правосубъектности работодателя
- Профсоюз как субъект трудового права.
- Условия правосубъектности профсоюзов
- Судьба профсоюзов
- Источники трудового права
- Правовой обычай
- Прецедент
- Нормативный правовой акт
- Локальные нормативные правовые акты как источник трудового права
- Источники хозяйской власти
- Формы хозяйской власти
- Договор с нормативным содержанием
- Правовая природа (сущность) договоров и соглашений
- Трудовой договор как источник трудового права
- Трудовой договор Понятие трудового договора
- Элементы трудового договора Предмет трудового договора
- Стороны трудового договора
- Содержание трудового договора
- Содержание труд договора как юр факта
- Содержание труд договора как источника права
- Содержание труд договора как труд правоотношения
- Содержание труд договора как документа
- Условия труд договора как элемент содержания труд договора
- Виды трудового договора
- Порядок заключения и форма трудового договора
- Конкурсный отбор кадров
- Форма трудового договора
- Испытание
- Изменение трудового договора. Понятие и вид случаев изменения трудового договора
- Изменение определенных сторонами условий трудового договора
- Виды изменения содержания трудового договора
- Смена собственника имущества
- Реорганизация организации
- Смена подведомственности организации
- Отстранение от работы
- Прекращение трудового договора
- Основания прекращения
- Прекращение по инициативе работника
- Сроки отработки
- Прекращение по инициативе работодателя
- Основания прекращения при отсутствии вины, но в связи с личностными качествами работника
- Основания не связаны вовсе с личностью работника
- Порядок прекращения договора по инициативе работодателя
- Обязанность предложить другую работу
- Обязанность выплатить выходное пособие
- Проведение аттестации
- Статья 84 тк рф
- Рабочее время Понятие рабочего времени
- Правовое регулирование рабочего времени
- Виды рабочего времени
- Сокращенное
- Неполное рабочее время
- Сверхурочное время
- Ненормированное рабочее время
- Распределение и учет рабочего времени
- Время отдыха Понятие времени отдыха
- Виды времени отдыха
- Перерывы в течение рабочего дня
- Междусменный, междудневный перерыв
- Еженедельный непрерывный отдых
- Нерабочие праздничные дни
- Отпуска
- Ежегодные отпуска
- Порядок предоставления отпусков
- Заработная плата Понятие заработной платы
- Методы правового регулирования заработной платы
- Методы с точки зрения критерия денежной оценки труда
- Системы и формы заработной платы
- Повременная
- Сдельная
- Дополнительная система – премиальная система
- Формы заработной платы
- Ответственность в сфере труда
- Суть ответственности
- Формы ответственности
- Ответственность по нормам трудового права
- Дисциплинарная ответственность
- Дисциплина труда в субъективном смысле
- Дисциплинарная ответственность
- Виды дисциплинарных взысканий
- Порядок применения