§ 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
Промышленность и энергетика являются важнейшими отраслями экономики. В своей совокупности они представляют про- мышленно-энергетический комплекс, от уровня которого во многом зависит состояние других отраслей экономики, а также экономическое положение страны в целом.
Основными правовыми актами, затрагивающими различные стороны организации, деятельности и управления в рассматриваемой сфере, являются: Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»1, федеральные законы: от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имуще- ства»2, от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)3, от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»4, от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях»5, от 3 апреля 1996 г. «Об энергосбережении»6, от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»7, от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности»8, от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике»9, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.
Согласно ст. 71—73 Конституции РФ в ведении РФ находится федеральная собственность (в том числе объекты промышленности и энергетики) и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы экономического развития; установление правовых основ единого рынка; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; оборонное производство и др. В совместном ведении РФ и ее субъектов находится разграничение государственной собственности, в том числе и в сфере промышленности и энергетики, вопросы распоряжения природными ресурсами. За рамками ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают полной самостоятельностью.
В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в рассматриваемой сфере, принимает меры по защите интересов отечественных товаропроизводителей; осуществляет регулирование экономических процессов и т. д. Эти полномочия Правительства РФ распространяются на промышленность и энергетику.
Действует также система федеральных органов исполнительной власти, в задачи которых входят нормативно-правовое регулирование, координация, оказание государственных услуг, контроль и надзор в сфере промышленности и энергетики.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного, в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоения месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства.
В пределах своей компетенции Министерство осуществляет также функции федерального органа по техническому регулированию и уполномоченного органа по соглашениям о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений всех видов полезных ископаемых.
На Министерство возложены координация и контроль деятельности подведомственного ему Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
В области нормативно-правового регулирования оно принимает нормативные акты по таким вопросам, как: метрологические правила и нормы; правила регистрации деклараций о соответствии продукции нормам технологических регламентов; порядок исполнения функций национальным органом по стандартизации; правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; порядок проведения государственного метрологического надзора, а также иные нормативные правовые акты по вопросам его ведения.
Министерство также осуществляет функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, авиационной, судостроительной, электронной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений. Оно является также уполномоченным органом РФ по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.
Министерство организует выполнение работ по созданию авиационной техники и проводит расследования авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами. На него возложено ведение: сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса; государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации РФ, контрольно-кассовой техники; ведомственного регистра ядерных материалов.
В пределах своей компетенции оно осуществляет координацию разработки, производства и испытаний авиационной техники, создания новых авиационных технологий; государственное регулирование в области экспериментальной авиации; экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий. На него возложены функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инвестиционных программ и проектов в установленной сфере деятельности.
Федеральное министерство энергетики Российской Федерации в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 28 мая 2008 г.1, осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно- энергетических ресурсов.
Минэнерго России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоений месторождений углеводородов, в сфере нефтехимической промышленности. Оно выполняет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно- энергетических ресурсов.
В Положении о Минэнерго России определены полномочия в порученой сфере нормативно-правового регулирования, осуществления контроля, разработке и осуществлению программ по различным направлениям его деятельности и т.д.
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», правовой статус и организация деятельности которой закреплены в одноименном Федеральном законе о ней от 1 декабря 2007 г.2Согласно данному Закону Корпорация является уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, государственным органом по ядерной и радиационной безопасности, органом управления государственным запасом специального сырья, ядерными материалами.
Целями Корпорации является проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организации атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, обеспечение ядерной и радиационной безопасности и др.
В пределах своей компетенции она принимает нормативные правовые акты, закрепляющие и регулирующие порядок государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, а также учета и контроля ядерных материалов, являющихся собственностью иностранных государств, иностранных юридических лиц, временно находящихся на территории РФ; выдачи сертификатов-разрешений на перевозку ядерных материалов и т.д.
В процессе своей деятельности Корпорация участвует в обеспечении безопасности и охраны окружающей среды при использовании атомной энергии; во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти проводит мероприятия по ликвидации последствий аварии при использовании атомной энергии, а также осуществляет совместно с ними мероприятия по обеспечению безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. На нее возложены функции по осуществлению лицензирования деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, непрерывного мониторинга продвижения специальных грузов на всех видах транспорта, кроме спецгрузов Минобороны России и т.д.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 17 июня 2004 г.1, осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. В содержание его деятельности входит заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.
Оно организует экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ, а также экспертизу проектов национальных стандартов; проведение испытаний средств измерений и их поверку в РФ.
Агентство осуществляет создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности; утверждение национальных стандартов, их учет, а также учет правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области; проведение работ по аккредитации в установленной сфере деятельности; функции национального органа по стандартизации; межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности в области обеспечения единства измерений и т. д.
В сфере промышленности определенная роль отводится Федеральному космическому агентству (Роскосмос), которое является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, в том числе при проведении организациями ракетно-космической промышленности работ по ракетно-космической технике военного назначения, боевой ракетной технике стратегического назна- чения1.
В сфере промышленности и энергетики определенными полномочиями обладает Федеральная служба по тарифам (ФСТ России), Положение о которой утверждено Правительством РФ 30 июня 2004 г.2 Данная служба является уполномоченным органом по осуществлению правового регулирования в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), за исключением цен и тарифов, регулирование которых относится к компетенции других федеральных органов исполнительной власти. Она также осуществляет функции по определению (установлению) цен и тарифов в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Положение о ФСТ России возложило на нее установление тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии, по передаче электрической энергии, размера абонентной платы за услуги по организации функционирования и развития энергетической системы России; предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергосберегающими организациями потребителям; тарифов на транспортировку газа по трубопроводам; оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд; тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и т. д.
ФСТ России принимает обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, изменении или прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных законодательством о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов); устанавливает предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям; направляет физическим и юридическим лицам, органам исполнительной власти, местного самоуправления обязательные для исполнения предписания в соответствии с требованиями законодательства об электроэнергетике и о естественных монополиях в части определения (установления) цен и тарифов; беспрепятственно получает информацию о деятельности субъектов естественных монополий от органов исполнительной власти, местного самоуправления по вопросам своей компетенции и т. д.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), являясь межотраслевым органом исполнительной власти, руководство которым осуществляет Минприроды России. На него возложены функции по принятию нормативных правовых актов по вопросам промышленной безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых), гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения. Она является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, а также специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности.
Служба принимает и издает федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии; определяет порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, а также требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и т. д.1 (см. § 4 данной главы).
Регулирующее воздействие в сфере управления промышленностью и энергетикой оказывает в пределах своей компетенции Министерство экономического развития РФ.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния