logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью

Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности»2 безопас­ность определяется как состояние защищенности жизненно важ­ных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В нее включаются государственная, экономиче­ская, общественная, оборонная, информационная, экологичес­кая и иные виды безопасности. Такое широкое понимание бе­зопасности отражено также в Концепции национальной безо­пасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.)3.

Обеспечение безопасности предполагает использование со­ответственно мер экономического, политического, военного, организационного и иного характера, а также функционирова­ние большого числа органов и организаций, обеспечивающих ее. К силам обеспечения безопасности РФ относятся Вооруженные Силы, Федеральная служба безопасности, Служба внешней раз­ведки, органы внутренних дел, служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска, пограничные органы; органы, обеспечива­ющие безопасное ведение работ в промышленности, энергети­ке и в сельском хозяйстве; органы охраны здоровья населения и другие органы обеспечения безопасности.

В целях непосредственного выполнения функций по обес­печению безопасности государством образуются специальные органы обеспечения безопасности.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безо­пасности» общее руководство органами обеспечения безопасно­сти возложено на Президента РФ. Он контролирует и коорди­нирует деятельность государственных органов обеспечения бе­зопасности, принимает в случае необходимости оперативные решения в этой области.

Правительство РФ обеспечивает руководство государствен­ными органами безопасности; организует и контролирует разра­ботку и реализацию мероприятий по обеспечению безопаснос­ти федеральными органами исполнительной власти, другими подведомственными ему органами РФ, субъектов РФ; осуществ­ляет необходимые меры по обеспечению государственной безо­пасности РФ; организует оснащение вооружением, военной тех­никой, материальными и финансовыми средствами, ресурсами силы и органы обеспечения безопасности и т. д.

Важное место в системе органов обеспечения безопаснос­ти занимает Совет Безопасности РФ, руководство деятельнос­тью которого осуществляет Президент РФ. Он же и формирует его состав. Основные задачи Совета Безопасности РФ опреде­лены в Положении о нем, утвержденном Указом Президента РФ от 7 июля 2004 г.1 К ним относятся: обеспечение условий для ре­ализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране сувере­нитета РФ, ее независимости, территориальной целостности; определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности; выявление внутренних и внешних угроз объек­там безопасности; подготовка предложений Президенту РФ для принятия им решений по вопросам внутренней и внешней по­литики РФ в области обеспечения национальной безопасности, а также решений по нейтрализации внутренних и внешних уг­роз безопасности личности, общества и государства и т. д.

В функции Совета Безопасности входит рассмотрение воп­росов и подготовка проектов решений Президента РФ в области обеспечения безопасности, проектов его указов по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельно­сти федеральных органов исполнительной власти, обеспечива­ющих национальную безопасность; подготовка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созда­нию новых органов обеспечения национальной безопасности; рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, под­держания в готовности сил и средств обеспечения националь­ной безопасности. Он рассматривает также стратегические про­блемы государственной, экономической, общественной, оборон­ной и иных видов безопасности и др.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседа­нии постоянными членами и вступают в силу после утвержде­ния председателем Совета Безопасности. Они оформляются про­токолами его заседаний и для их реализации могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента РФ.

В систему специальных органов обеспечения безопаснос­ти входит Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России), основы организации и деятельности которой закреплены ФЗ от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности»1 и в По­ложении о Федеральной службе безопасности РФ, утвержден­ном Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г.2

ФСБ России осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, борьбы с терроризмом, защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внут­ренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их при­родных ресурсов, обеспечения информационной безопасности РФ. Она реализует основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, а также координирует дея­тельность федеральных органов исполнительной власти, имею­щих право на ее осуществление.

ФСБ России представляет собой централизованную систе­му, в состав которой входят службы, департаменты, управления, другие подразделения, реализующие отдельные направления де­ятельности органов Федеральной службы безопасности. Она образует управления (отделы) ФСБ России по отдельным реги­онам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, дру­гих войсках и воинских формированиях, в их органах управле­ния (органы безопасности в войсках); управления (отряды, от­делы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные орга­ны)3 и др.

Руководство ФСБ России осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ координирует ее деятельность в части взаи­модействия с федеральными органами исполнительной власти.

ФСБ России реализует основные направления деятельнос­ти органов Федеральной службы безопасности, к которым от­носится контрразведывательная деятельность; борьба с преступ­ностью и террористической деятельностью; разведывательная, пограничная деятельность; обеспечение информационной безо­пасности.

Основными задачами ФСБ России являются: управление органами безопасности и организация их деятельности; инфор­мирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, фе­деральных органов государственной власти и органов государст­венной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ; органи­зация выявления, предупреждения и пресечения разведыватель­ной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на на­несение ущерба безопасности РФ; организация борьбы с орга­низованной преступностью, коррупцией, терроризмом, контра­бандой, легализацией преступных доходов, незаконной мигра­цией и др.

В пределах своей компетенции ФСБ России осуществляет нормативно-правовое регулирование, участвует в разработке и реализации государственных программ. Она вырабатывает пред­ложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопас­ности РФ; разрабатывает меры по борьбе с организованной пре­ступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступ­ных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, террористической и диверсионной деятельностью и организует их осуществление. На нее возложена организация деятельности органов безопасности по защите и охране государ­ственной границы, внутренних морских вод, территориально­го моря, исключительной экономической зоны, континенталь­ного шельфа РФ и их природных ресурсов, по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима, режи­ма в пунктах пропуска через государственную границу.

В пределах своих полномочий ФСБ России разрабатывает меры по защите сведений, составляющих государственную тай­ну; организует и обеспечивает безопасность в Вооруженных

Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, в органах внутрен­них дел, Федеральной службе РФ по контролю за оборотом нар­котиков, таможенных органах РФ и их территориальных орга­нах.

К ее функциям относится определение порядка осуществ­ления контроля за организацией и функционированием крипто­графической системы, систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, за обеспечением защиты сведе­ний, составляющих государственную тайну, в федеральных ор­ганах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, воинских формированиях и организациях и т. д.

Служба участвует в обобщении практики применения феде­рального законодательства в области обеспечения безопасности РФ и вносит предложения по его совершенствованию; в подго­товке проектов нормативных актов РФ по вопросам, отнесенным к компетенции органов безопасности; в подготовке и заключе­нии международных договоров РФ; в работе международных, межгосударственных и иных организаций в соответствии с меж­дународными договорами и т. д.

Составной частью системы обеспечения безопасности яв­ляются органы внешней разведки РФ, основы организации и де­ятельности которых закреплены в ФЗ от 10 января 1996 г. «О внешней разведке»1.

В систему органов внешней разведки входят Служба внеш­ней разведки РФ (СВР России), которая имеет статус федераль­ной службы, органы внешней разведки Минобороны России. Перечисленные органы осуществляют свою деятельность путем добывания и обработки информации о затрагивающих жизнен­но важные интересы РФ реальных и потенциальных возможно­стях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказание содействия в реализации мер, осу­ществляемых государством в интересах обеспечения безопасно­сти РФ.

Обработанная органами внешней разведки информация направляется Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ, которая необходима им для принятия реше­ний в политической, экономической, оборонной, научно-тех­нической, экологической и других областях; обеспечения усло­вий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфе­ре безопасности; содействия экономическому развитию, науч­но-техническому прогрессу и военно-техническому обеспече­нию безопасности РФ.

Разведывательная информация в отдельных случаях, опре­деляемых Президентом РФ, может предоставляться федеральным органам исполнительной и судебной власти, федеральным орга­нам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности РФ, а также предприятиям, учреждениям и орга­низациям.

Органы внешней разведки имеют свои сферы разведыва­тельной деятельности. Так, СВР России осуществляет свою дея­тельность в политической, экономической, военно-стратегиче­ской, научно-технической сферах, а также в сфере шифрован­ной, засекреченной и иных видов специальной связи с исполь­зованием радиоэлектронных средств и методов за пределами РФ и в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находя­щихся за пределами ее территории, и командированных за пре­делы территории РФ ее граждан, имеющих по роду своей дея­тельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; орган внешней разведки Минобороны России — в воен­ной, военно-политической, военно-технической, военно-эконо­мической и экологической сферах; орган внешней разведки ФСБ России — в сфере охраны Государственной границы РФ, шиф­рованной, засекреченной и иных видов специальной связи, ис­пользуемой с территории РФ.

Специальным органом обеспечения безопасности являет­ся Федеральная служба охраны РФ (ФСО России), задачи и пол­номочия которой закреплены в ФЗ от 27 мая 1996 г. «О государ­ственной охране»1, в Положении о ней, утвержденном Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г.2, а также Служба безопасно­сти Президента РФ, задачи которой определены названным За­коном, а также Положением о ней3.

Объектами охраны указанных служб являются Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены их семей, прожива­ющих с ними совместно или сопровождающих их, руководите­ли обеих палат Федерального Собрания, председатели Консти­туционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ, Ге­неральный прокурор РФ. При необходимости по решению Пре­зидента РФ государственная охрана может быть предоставлена иными лицам, замещающим государственные должности РФ, депутатам Государственной Думы и федеральным государствен­ным служащим. На эти службы возложено обеспечение безо­пасности главам иностранных государств и правительств, чле­нам их семей в период пребывания на территории РФ.

На ФСО России возложены функции специально уполно­моченного федерального органа исполнительной власти в обла­сти правительственной связи и информации.

Основными задачами указанных служб являются: обеспе­чение безопасности объектов государственной охраны; прогно­зирование и выявление угрозы их жизненно важным интере­сам; предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны; участие в пределах своей компетенции в борьбе с терроризмом, в разра­ботке и реализации мер по обеспечению информационной бе­зопасности РФ. Для решения возложенных задач службы наде­лены соответствующими полномочиями по осуществлению пер­сональной охраны Президента РФ, членов его семьи, председателя Правительства РФ и других объектов государственной охраны, их транспортного и бытового обслуживания; обеспечению Пре­зидента РФ президентской связью; организации и проведению охранных, режимных, технических и иных мероприятий в ме­стах постоянного и временного пребывания, в том числе на трас­сах проезда, объектов государственной охраны и др.

В состав государственных органов обеспечения безопасно­сти входит Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г.1 Руководство ее дея­тельностью осуществляет Президент РФ. Она подведомственна Минобороны России.

Данная Служба является уполномоченным органом испол­нительной власти в области обеспечения безопасности инфор­мации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также органом защиты государственной тайны.

Ее основными задачами являются: реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области обес­печения безопасности информации в ключевых системах инфор­мационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации; осуществление государственной научно-технической политики в области защи­ты информации; организация деятельности государственной системы противодействия техническим разведкам и техничес­кой защиты информации на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и объектовом уровне, а также руко­водство данной системой; осуществление нормативно-правово­го регулирования вопросов в установленной сфере деятельнос­ти; прогнозирование развития сил, средств и возможностей тех­нических разведок, противодействие добыванию информации техническими средствами разведки и др.

В пределах своей компетенции ФСТЭК России осуществ­ляет межведомственный контроль за обеспечением защиты го­сударственной тайны, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, за деятельностью по обеспечению безо­пасности в ключевых системах информационной инфраструкту­ры, по противодействию техническим разведкам, за размещением и использованием иностранных технических средств наблюде­ния и контроля в ходе реализации международных договоров РФ на ее территории и т. д.

К органам обеспечения безопасности относится Межведом­ственная комиссия по защите государственной тайны, Поло­жение о которой утверждено Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г.1 Согласно данному Положению она осуществляет коор­динацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по защи­те государственной тайны. Руководство ее деятельностью осу­ществляет Президент РФ.

В пределах своей компетенции Межведомственная комис­сия координирует деятельность органов государственной влас­ти, органов местного самоуправления и организаций по вопро­сам реализации федерального законодательства в области госу­дарственной тайны; рассматривает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по правовому регулиро­ванию вопросов защиты государственной тайны, совершенство­ванию системы защиты государственной тайны в РФ; форми­рует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, и т. д.

Решения Межведомственной комиссии, принятые в преде­лах ее полномочий, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной власти, органами го­сударственной власти субъектов РФ, органами местного само­управления, организациями, должностными лицами и гражда­нами.

Названные выше органы и Межведомственная комиссия в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государствен­ной тайне»2 в пределах своей компетенции обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, перечень ко­торых дан в ФЗ от 6 октября 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной тайне»1, а также в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» в редакции Указа от 24 января 1998 г.2