§ 4. Отраслевые начала в управлении
В период, когда основной формой собственности признавалась государственная, а государство сосредоточивало в своих руках все функции непосредственного управления предприятиями, учреждениями и организациями страны, данное понятие имело соответствующую этим условиям трактовку. Под отраслевым управлением понималась основанная на отраслевом принципе система специализированного централизованного управления большинством предприятий, учреждений и организаций данной отрасли1 экономики, социально-культурной и иной деятельности в тех или иных территориальных границах. В единую систему центрального отраслевого органа управления (по общему правилу ими являлись министерства) входили в качестве ее основных звеньев предприятия, учреждения и организации данной отрасли, а также вышестоящие над ними органы отраслевого управления. Вышестоящие отраслевые органы представляли собой иерархию обширной власти над основными звеньями единой организационно и юридически обособленной специализированной системы управления. Отношения по вертикали между звеньями единой системы центрального отраслевого органа строились на основе организационной и юридической подчиненности нижестоящих звеньев вышестоящим, доминирования полномочий первых над полномочиями вторых. Такая система усиливала ведомственную разобщенность в управлении, дублирование в осуществлении функций на нижестоящих уровнях, сковывала инициативу нижестоящих звеньев. Именно на базе отраслевого управления были допущены извращения в управлении основными звеньями отраслей, которые в публицистике были неточно квалифицированы как административно-командная система, оцениваемая только в негативном смысле. Смена социально-экономической системы и изменение роли государства в управлении обществом проявились в децентрализации управления предприятиями, учреждениями и организациями, включая такого рода объекты государственного сектора. В этих условиях обозначилась дифференциация в представлениях об отраслевом управлении. Оно коренным образом изменилось применительно к экономической и социально-культурной сферам, но сохраняет свои прежние признаки применительно к отдельным отраслям административно-политической деятельности.
По отношению к экономической и социально-культурной сферам отраслевое управление можно охарактеризовать следующими положениями:
1. В данных сферах сохранилось отраслевое управление, осуществляемое как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Однако структура, функции и полномочия его государственных органов принципиально изменились.
Во-первых, для федеральных органов исполнительной власти устанавливаются сферы их деятельности, часто не основанные на едином отраслевом критерии. В лучшем случае ими охватывается комплекс специализированных, но функционально взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей (Министерства транспорта РФ), в других случаях они представляют собой конгломерат различных отраслей и видов деятельности. Например, сферу деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ составляют здравоохранение, труд, занятость, защита прав потребителей и благополучие человека, надзор в данной сфере (первоначально в нее были включены также физическая культура, спорт и туризм). Во-вторых, в данной сфере, в частности на отрасль, могут влиять разные федеральные органы исполнительной власти в порядке реализации возложенных на них функций и полномочий, в том числе и отраслевой ориентации. Например, Министерство промышленности и энергетики РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, которые проецируются и на отрасли, составляющие эти комплексы. Подведомственное данному министерству Федеральное агентство по промышленности осуществляет функции по оказанию услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, легкой и многих других отраслей промышленности. Экологический, технологический и атомный надзор в этой сфере возложен на одноименную Федеральную службу.
Надзор, осуществляемый федеральными службами, имеет целью обеспечение соблюдения требований принципа законности и тем самым воздействует на функционирование всех поднадзорных отраслевых объектов.
По действующему праву федеральные министерства и федеральные службы, действующие в экономической и социально-культурной областях, не должны иметь в своем непосредственном подчинении отраслевые предприятия и учреждения, за исключением образований, прямо предназначенных для содействия осуществлению их функций. В-третьих, в качестве федеральных органов исполнительной власти отраслевой ориентации создаются федеральные агентства. Это обусловлено содержанием возложенных на них функций, включающим управление федеральным имуществом. Например, действуют федеральные агентства по атомной энергии, сельскому хозяйству, основным видам транспорта, лесного хозяйства, связи и др.
По отношению к профильным отраслям они выступают главным образом в качестве функционально-отраслевых органов. В целом «набор» их функций ограничен. В большинстве положений о федеральных агентствах не обозначены их позиции по отношению к подведомственным предприятиям и учреждениям.
Функции и полномочия федеральных агентств различаются в зависимости от особенностей представляемых ими отраслей с точки зрения общественной безопасности их функционирования, социально-экономического значения, непосредственной подведомственности. Так, Федеральное агентство по атомной энергии, действуя под руководством Правительства РФ, осуществляет функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию (подобно федеральному министерству), оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования атомной энергии и др. Оно признано органом государственного управления использованием атомной энергии, государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках материалов, радиоактивных веществ и изделий и др.
В ведении этого агентства имеются государственные унитарные предприятия и учреждения. Оно осуществляет экономический анализ их деятельности, утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использование имущественного комплекса. Аналогичными полномочиями по отношению к подведомственным предприятиям и учреждениям наделены и другие федеральные агентства.
Федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, не выполняют их функций и осуществляют функции и полномочия, обусловленные особенностями соответствующих отраслей, в том числе и их назначением.
Однако имеются федеральные агентства, обладающие полномочиями, характерными для федеральных служб. Так, Федеральное агентство лесного хозяйства имеет право ограничивать и приостанавливать на основании и в порядке, предусмотренном законодательством РФ, права пользования участками лесного фонда и т. д.
Субъекты РФ создают отраслевые органы в форме министерств, департаментов, главных управлений, управлений, отделов. Форма соответствующих органов выбирается по усмотрению субъекта с учетом конкретных обстоятельств.
В административно-политической сфере имеются строго централизованные системы управления. В единую систему некоторых федеральных отраслевых органов входят все нижестоящие органы в качестве организационных звеньев на основе жесткой централизации управления (управление обороной, государственной безопасностью, внешней разведкой и др.).
Следует иметь в виду, что отраслевое управление не изолировано от территориального. Эти формы управления взаимодействуют, призваны во многих случаях дополнять друг друга. С организационно-правовой точки зрения их взаимодействие может осуществляться по разным каналам и в различных формах: в разработке и реализации региональных и отраслевых программ, согласовании вопросов территориального размещения объектов отрасли и т. д. В последние годы все чаще используется договорная форма обеспечения их взаимных интересов.
Различные территориальные, межотраслевые и отраслевые аспекты управления тесно связаны с особыми экономическими зонами, разработкой и внедрением схем территориального развития, закрытыми административно-территориальными образованиям, особо охраняемыми природными территориями.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния