§ 3. Финансовый контроль
Финансовый контроль возложен на значительный ряд государственных органов и организаций, определенных Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федера- ции»5.
Счетная палата Российской Федерации, согласно Закону о ней от 11 января 1995 г.6, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Ее основными задачами являются: организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности; финансовая экспертиза проектов и федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ и др.
В процессе реализации своих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности; обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Эта деятельность предусматривает организацию и проведение контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также за использованием кредитных ресурсов, за банковской системой и т. д.
Счетная палата наделена такими полномочиями, которые позволяют ей осуществлять контроль по вопросам своей компетенции за деятельностью всех государственных органов, предприятий, организаций, учреждений; за деятельностью органов местного самоуправления, банков, страховых компаний и других финансово-кредитных учреждений, их союзов и т. д.
По итогам проведения контрольных проверок и ревизий она направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых объектов представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности. О принятом по представлению решения и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется немедленно. Если на проверяемых объектах будут выявлены нарушения в хозяйственной, финансовой, коммерческой и другой деятельности, наносящих ущерб государству, Счетная палата вправе давать обязательные для исполнения предписания администрации проверяемых объектов. В случае неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения ее предписаний она может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых объектов.
Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителями и получателями средств федерального бюджета; организует проведение необходимых экспертиз по вопросам своей компетенции, контроль за поступлением и использованием внебюджетных федеральных средств, работу своих территориальных органов по контролю за соблюдением действующего законодательства в части исполнения федерального бюджета, финансового исполнения федеральных внебюджетных фондов, поступления и использования федеральных средств.
Казначейство и его территориальные органы проводят проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета; получают от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов. По результатам проверок они требуют от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения федерального бюджета и контролируют их устранение. Они вправе приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства федерального бюджета, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные (федеральные) средства, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств; изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета; выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с объектов контроля в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, используемых не по целевому назначению, и т. д.
В системе органов финансового контроля важное место занимает Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Она также осуществляет функции органа валютного контроля. Положение о ней утверждено Правительством РФ 15 июня 2004 г.1 В пределах своей компетенции Служба осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, ссуд, инвестиций; исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
На нее возложено осуществление контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
Для реализации контрольных и надзорных функций Рос- финнадзор наделен правом проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, ссуд, инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей.
Служба также осуществляет встречные проверки, т. е. проводит в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации. В процессе проведения проверок она вправе получать необходимые письменные объяснения должностных лиц, материально ответственных и иных лиц, справки, сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
По итогам проверок она вправе направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления либо обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений и осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.
В случае обнаружения правонарушений Служба вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, рассматривать их и налагать в пределах своей компетенции административные наказания.
В сфере деятельности, подведомственной Минфину России, существуют территориальные органы валютного контроля, основными задачами которых являются: осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением валютного законодательства РФ; участие в ведении единой информационной системы валютного контроля и др.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также иных обязательных платежей; полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Ее контрольно-надзорные функции реализуются в процессе выдачи лицензий (разрешений) в пределах своей компетенции, регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств; ведения учета налогоплательщиков, Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра налогоплательщиков и т. д.
В пределах своей компетенции ФНС России осуществляет контроль за соблюдением валютного законодательства РФ, валютных операций.
В процессе и по итогам контроля и надзора Служба вправе применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и ликвидацию последствий, вызванных нарушением обязательных требований в подведомственной сфере, для пресечения нарушений законодательства РФ.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
В содержание ее деятельности входит осуществление контроля и надзора за порядком проведения операций с денежными средствами, совершаемых участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, за деятельностью бюро кредитных историй; проведение проверок акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, профессиональному пенсионному страхованию, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и др.
Контроль и надзор осуществляется Службой в процессе регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг, правил негосударственных пенсионных фондов, документов профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также при осуществлении лицензирования профессиональной деятельности объектов ее контроля и надзора.
По итогам проверок она выдает соответствующие предписания объектам контроля и надзора; запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональными участниками отдельных операций на рынке ценных бумаг; пресекает нарушения законодательства РФ в рассматриваемой сфере деятельности, принимает меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение, прекращение нарушений требований в установленной сфере деятельности, а также на ликвидацию их последствий.
Федеральная Служба по финансовому мониторингу (Рос- финмониторинг) осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с названным законодательством Служба осуществляет контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом; проверку полученной информации об этих операциях (сделках). Эти функции (контроль и надзор) реализуются Службой в процессе сбора, обработки, анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с действующим законодательством РФ, ведения учета организаций, осуществляющих эти операции (сделки), если в сфере их деятельности отсутствуют надзорные органы, в процессе формировании перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
По итогам контроля и надзора Росфинмониторинг может издавать постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина либо лица без гражданства в РФ, направлять информацию в правоохранительные органы, если имеются достаточные основания, свидетельствующие о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Контроль и надзор осуществляется Службой за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства; выполнением юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства; предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации.
В пределах своей компетенции она осуществляет контрольно-надзорные функции за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности, выдачей им банковских гарантий; соблюдением страховыми организациями требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно ФЗ от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности»1 под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности на проверяемых объектах и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Он не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого соответствующими органами государственной власти.
Осуществление аудита предполагает проверку бухгалтерской, финансовой отчетности, различного рода платежно-расчетных документов предприятий, организаций, учреждений, в том числе финансово-кредитных учреждений, различных фондов (инвестиционных, пенсионных и др.) и т. д.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния