logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 1. Организационно-правовые формы управления транспортом

Важную роль в развитии экономики играют транспорт, до­рожное хозяйство. Согласно Конституции РФ (ст. 71) к предме­там ведения РФ относятся федеральный транспорт, пути сооб­щения. На органы же исполнительной власти субъектов РФ со­гласно их конституциям, законам возлагается решение вопро­сов транспортного обслуживания населения.

Вопросами организации функционирования транспорта, до­рожного хозяйства, правового регулирования в этой сфере за­нимается Министерство транспорта РФ и подведомственные ему Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Феде­ральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агент­ство морского и речного транспорта, Федеральная аэронавига­ционная служба, Федеральное дорожное агентство, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Данная сфера деятельности регулируется значительным рядом нормативных правовых актов, среди которых можно вы­делить, например, как: ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасно­сти дорожного движения»1, ФЗ от 8 января 1998 г. «О государ­ственном регулировании развития авиации»2, ФЗ от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте»3, ФЗ от 10 января 2003 г. «Устав железнодорожного транспорта»4, ФЗ от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности»5, ФЗ от 8 ноября 2007 г. «Устав автомобильного транспорта и городско­го наземного транспорта»6, ФЗ от 8 ноября 2007 г. «Об автомо­бильных дорогах и о дорожном строительстве и о внесении из­менений в отдельные законодательные акты РФ»7, ФЗ от 8 но­ября 2007 г. «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»8, а также другими зако­нами и подзаконными актами.

Транспорт делится на железнодорожный, авиационный, морской, речной, автомобильный и др.

Министерство транспорта РФ (Минтранс России) осуще­ствляет функции по выработке государственной политики и нор­мативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиа­ции, морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, го­родского электрического (включая метрополитен) и промышлен­ного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии.

Минтранс России, в соответствии с Положением о нем, ут­вержденным Правительством РФ 30 июля 2004 г.1, определяет пра­вила: перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа; форми­рования, применения тарифов, взимания сборов в области граж­данской авиации, продажи билетов; государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, морс­ких судов и судов внутреннего водного транспорта; проектиро­вания, постройки, ремонта и эксплуатации судов внутреннего транспорта, перевозок этим транспортом опасных грузов; тех­нической эксплуатации железных дорог и т. д.

Оно принимает акты: об открытии и проведении реконст­рукции пунктов пропуска через Государственную границу РФ; устанавливающие классификацию, порядок расследования и учета транспортных происшествий на железнодорожном транс­порте; утверждает положения о расследовании капитанами мор­ских портов аварийных случаев с судами; о капитанах морских и речных портов; о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним водным путям; о государственной адми­нистрации порта внутреннего водного транспорта, а также ус­тав службы на морских судах и судах внутреннего водного транс­порта (за исключением судов рыбопромыслового флота).

Своими правовыми актами Министерство закрепляет усло­вия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам; порядок выдачи специальных разре­шений на осуществление международных автомобильных пере­возок крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов; дис­петчерского регулирования движения судов на внутренних вод­ных путях; контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта, а так­же порядок осуществления контроля за судами и регулирования деятельности в речном порту; проектирования и строительства железнодорожных путей общего пользования. Оно издает нор­мы и правила выполнения геодезических и картографических работ федерального назначения, обязательные для федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от их организационно-правовой формы и т. д.

Ведущее место в единой транспортной системе РФ занимает железнодорожный транспорт. Он призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно и качественно обес­печивать потребности физических и юридических лиц, государ­ства в перевозках железнодорожным транспортом, способство­вать созданию условий для развития экономики, обеспечения единства экономического пространства на территории РФ.

Закон выделяет железнодорожный транспорт общего, не­общего пользования, а также технологический железнодорож­ный транспорт организаций, предназначенный для перемеще­ния товаров на территориях этих организаций.

В сфере железнодорожного транспорта функции по реали­зации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом осуществляет

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжел- дор). Согласно Положению о нем, утвержденному Правитель­ством РФ 30 июля 2004 г.1, оно осуществляет полномочия желез­нодорожной администрации РФ по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, в части выпол­нения функций по реализации государственной политики, ока­занию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

В пределах своей компетенции Росжелдор принимает реше­ния об открытии для эксплуатации железнодорожных путей об­щего пользования на основании предложений владельцев этих путей; о примыкании к железнодорожным путям общего пользо­вания строящихся, новых или восстановленных железнодорож­ных путей общего и необщего пользования; о временном пре­кращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в опреде­ленных железнодорожных направлениях из-за сложившихся обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.

Оно организует работу по обязательному подтверждению соответствия продукции, добровольному подтверждению работ и услуг, аккредитации испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации и экспертов в сфере своей деятельно­сти; определяет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти морские и речные порты, ав­томобильные станции и аэропорты, участвующие в смешанном сообщении; ведет учет железнодорожного подвижного состава и контейнеров и т. д.

В систему железнодорожного транспорта входят железные дороги, их отделения; линейные, промышленные, снабженчес­кие, строительные и другие предприятия, организации.

В целях совершенствования работы железнодорожного транспорта, устойчивого его функционирования, формирования единой транспортной системы в РФ Правительство РФ 15 мая 1998 г. утвердило Концепцию структурной реформы федераль­ного железнодорожного транспорта1, а 18 мая 2001 г. — Програм­му структурной реформы на железнодорожном транспорте2. Во исполнение названных документов постановлением Правитель­ства РФ от 18 сентября 2003 г. создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» и утвержден Устав о нем3.

Главными целями общества являются обеспечение потреб­ностей государства, юридических и физических лиц в железно­дорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых желез­нодорожным транспортом, извлечение прибыли.

Его основными задачами являются: расширение комплек­са и объема осуществляемых обществом работ и оказываемых услуг, повышение их качества; обеспечение безопасности дви­жения поездов, сохранности перевозимых грузов; выполнение перевозок для государственных нужд; участие в реализации ме­роприятий по осуществлению структурной реформы на желез­нодорожном транспорте.

В процессе своей деятельности оно оказывает услуги по ис­пользованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; выполняет работы по эксплуатации, содер­жанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транс­порта общего пользования и железнодорожных путей необще­го пользования; по перевозке пассажиров, груза, багажа желез­нодорожным транспортом общего пользования; транспортировке грузов по железнодорожным путям общего и необщего пользо­вания; по проведению погрузочно-разгрузочных работ.

Общество осуществляет производство, текущее содержание и эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, контей­неров и технических средств, используемых на железнодорож­ном транспорте; оказывает услуги по проведению планового и текущего ремонта, технического обслуживания вагонов, контей­неров, локомотивов и т. д.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиа- ция) осуществляет функции по оказанию государственных ус­луг, управление государственным имуществом в сфере воздуш­ного транспорта (гражданской авиации) и гражданской части Единой системы организации воздушного движения РФ, в том числе в области обеспечения ее функционирования, развития и модернизации.

Согласно Положению о нем, утвержденному Правитель­ством РФ 30 июля 2004 г.1, оно осуществляет полномочия в об­ласти гражданской авиации в части выполнения функций по ока­занию государственных услуг и управлению государственным имуществом при исполнении обязательств, вытекающих из меж­дународных договоров РФ.

На Росавиацию возложена организация проведения обяза­тельной сертификации аэродромов (кроме международных и ка- тегорированных), используемых в целях гражданской авиации, аэропортов, объектов Единой системы организации воздушно­го движения, юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки; использования части воздушного пространства, ко­торая определена для воздушных трасс, местных воздушных ли­ний, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.

Агентство осуществляет аккредитацию представительств ино­странных организаций, осуществляющих деятельность в обла­сти гражданской авиации на территории РФ; подготовку заклю­чений о целесообразности установления пунктов пропуска че­рез Государственную границу РФ на аэродромах и в аэропортах; ведение государственных реестров гражданских аэродромов и аэропортов РФ; обеспечение участия организаций воздушного транспорта в перевозке сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуще­ствления эвакуационных мероприятий и т. д.

Федеральное агентство морского и речного флота (Росмор- речфлот) призвано осуществлять функции по оказанию государ­ственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме ры­бопромысловых колхозов, и специализированные порты) и реч­ного транспорта.

Согласно Положению о нем, утвержденному Правитель­ством РФ 23 июля 2004 г.1, Росморречфлот осуществляет функ­ции компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, в части оказания соответству­ющих государственных услуг и управления государственным имуществом.

В пределах своей компетенции Агентство организует про­ведение работ по предупреждению и ликвидации разливов не­фти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, а на внут­ренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта; мероприятий по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности море­плавания; работ по навигационно-гидрографическому обеспече­нию условий плавания судов в акваториях морских и речных портов, по внутренним водным путям; диспетчерское регулиро­вание движения судов по внутренним водным путям; работ по содержанию водных путей, расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений и т. д.

На него возложено оформление и выдача паспортов моря­ка; выдача заключений по вопросам привлечения иностранных работников для работы в составе экипажей российских морских судов (за исключением судов рыбопромыслового флота), плава­ющих под государственным флагом РФ; установление категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, а так­же сроков работы гидротехнических сооружений и т. д.

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) осуществ­ляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспор­та и дорожного хозяйства, а также в области учета федеральных автомобильных дорог.

Положение о нем, утвержденное Правительством РФ 23 июля 2004 г.1, закрепило за ним полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных до­говоров РФ в части выполнения функций по оказанию государ­ственных услуг и управлению государственным имуществом.

В пределах установленной компетенции Росавтодор органи­зует работу по изъятию, выкупу, закреплению и резервирова­нию земельных участков для государственных нужд в целях раз­вития федеральной сети автомобильных дорог; обеспечению со­стояния федеральных автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам; учет показателей состояния безопасности дорожного движения, а также техни­ческому состоянию автомобильных дорог; приемку в эксплуа­тацию законченных строительством, реконструкцией и ремон­том участков федеральных автомобильных дорог; согласование решений органов исполнительной власти субъектов РФ и орга­нов местного самоуправления о предоставлении земельных уча­стков в пределах придорожных полос федеральных автомобиль­ных дорог под стоянки и остановки и т. д.

На него возложено определение маршрутов движения по фе­деральным автомобильным дорогам транспортных средств с круп­ногабаритными и тяжеловесными грузами; принятие мер по обу­стройству федеральных автомобильных дорог объектами сервиса; введение периодов временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по федеральным автомобиль­ным дорогам с целью обеспечения безопасности дорожного дви­жения; осуществление мероприятий, направленных на обеспе­чение безопасности движения на участках федеральных авто­мобильных дорог при проведении работ по их строительству, реконструкции, ремонту и содержанию.

Все автомобильные дороги делятся на дороги федерально­го, регионального или межмуниципального, местного значения, частные дороги; общего и необщего пользования.

Специфической компетенцией в области управления транс­порта, транспортного движения наделено Федеральное агент­ство геодезии и картографии (Роскартография), Положение о котором утверждено Правительством РФ 29 июля 2004 г.2 Согласно данному Положению Роскартография осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государствен­ным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности, а также наименований географических объектов.

В компетенцию Агентства входит создание и введение фе­дерального и региональных картографо-геодезических фондов РФ, Государственного каталога географических названий, гео­графических информационных систем федерального и регио­нального значения, работу по установлению, употреблению, ре­гистрации, учету и сохранению наименований географических объектов, картографирование континентального шельфа РФ. Оно рассматривает предложения органов государственной власти субъектов РФ о наименованиях географических объектов; обес­печивает геодезическими, картографическими, топографичес­кими и гидрографическими материалами и данными об установ­лении и изменении границ субъектов РФ, муниципальных об­разований; организует проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных и других тематических карт и атласов межотраслевого значения, а так­же производство геодезических и гидрографических работ в оке­анах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореп­лавания и т. д.

Значительными функциями и полномочиями в сфере транс­порта обладает Федеральная аэронавигационная служба (Рос- аэронавигация). Положение о ней утверждено Правительст­вом РФ 30 марта 2006 г.3 Данная служба является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной влас­ти, осуществляющим функции по проведению государствен­ной политики, нормативно-правовому регулированию, контро­лю и надзору, по оказанию государственных услуг и управле­нию государственным имуществом в сфере использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслужива­ния пользователей воздушного пространства РФ и авиационно- космического поиска и спасания.

Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2006 г. «О федеральной аэронавигационной службе»4 на нее возложены полномочия федерального органа исполнительной власти в об­ласти транспорта, специально уполномоченного органа в облас­ти гражданской авиации, обороны, руководящего органа единой системы организации воздушного движения.

В установленной сфере деятельности Служба принимает фе­деральные авиационные правила сертификации юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное об­служивание пользователей воздушного пространства РФ; осуще­ствления радиосвязи; сертификации объектов Единой системы организации воздушного движения; правила, определяющие тре­бования, предъявляемые к авиационному персоналу, и т. д. Она издает также акты, устанавливающие порядок сборов за аэро­навигационное обслуживание пользователей воздушного про­странства РФ; особенности режима рабочего времени и време­ни отдыха, условий труда авиационного персонала и т. д.

На Службу возложены функции по выдаче разрешений на транзитные полеты иностранных воздушных судов через воз­душное пространство РФ и на пересечение ими государствен­ной границы РФ, на выполнение международных полетов из аэропортов, с аэродромов РФ, не открытых для международных полетов, на выполнение разовых полетов. Она осуществляет пол­ное государственное регулирование и организацию использова­ния воздушного пространства РФ; согласовывает разрешения на разовые полеты воздушных судов иностранных государств, свя­занные с перевозками глав государств и правительств, возглав­ляемых ими делегаций, а также на разовые полеты государствен­ных воздушных судов иностранных государств, для получения разрешения на которые требуется использование дипломатичес­ких каналов и т. д.